Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть явление наркомании как социальную девиацию молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать потребление наркотических средств среди молодежи как социальную девиацию;
- выявить аспекты анализа наркомании как явления;
- проанализировать статистику употребления наркотических средств в молодежной среде;
- определить взаимосвязь социальной среды и потребления наркотических средств;
- выявить влияние семейной среды на отношение молодежи к наркотическим средствам;
- выявить влияние среды досуга на отношение молодежи к наркотическим средствам;
- определить влияние физической культуры и спорта на отношение молодежи к наркотическим средствам;
- дать рекомендации по проведению антинаркотической политики в России;
- охарактеризовать антинаркотическую политику в сфере образование, воспитания, досуга, занятности;
- описать особенности антинаркотической работы с семьей;
- проанализировать тенденции совершенствования нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ 6
1.1. Аспекты анализа наркомании как явления 6
1.2. Статистика употребления наркотических средств в молодежной среде 17
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 27
2.1. Влияние семейной среды на отношение молодежи к наркотическим средствам 27
2.2. Влияние среды досуга на отношение молодежи к наркотическим средствам 31
2.3. Влияние физической культуры и спорта на отношение молодежи к наркотическим средствам 33
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 37
3.1. Образование, воспитание, досуг, занятность 38
3.2. Работа с семьей 41
3.3. Совершенствование нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Таблица 4
Среднегодовой
объем потребления
подростками и
молодежью наркотических
средств и их стоимость, %
Отношение к наркотическим средствам | Число
человек, тыс. |
Среднее число розничных доз в год на одного потребляю-щего | Общее количество потребляе-мых доз в год, тыс. | Средняя стоимость одной дозы, руб. | Общая стоимость потребляе-мых доз в год, руб. | Общая стоимость потребляе-мых доз в год, долл. США |
Потребляют 2-3 раза в месяц | 2 119 | 32 | 67 808 | 130 | 8 млрд. 815 млн. |
279,8 млн. |
Потребляют 1 раз в неделю | 835 | 93 | 77 655 | 180 | 13 млрд. 977,9 млн. | 443,7 млн. |
Потребляют 2-3 раза в неделю | 770 | 140 | 107 800 | 180 | 19 млрд. 404 млн. |
616 млн. |
Потребляют ежедневно | 481 | 340 | 163 540 | 220 | 35 млрд. 978,8 млн. | 1 млрд. 142,2 млн. |
ИТОГО | 4 205 | - | 416 803 | - | 78 млрд. 175,7 млн. | 2 млрд. 481,7 млн. |
Если экстраполировать данные табл. 4 на все население России, то окажется, что в 2002 году россияне употребили примерно 695 миллионов розничных доз наркотических средств на общую сумму 130 миллиардов 290 миллионов рублей, или 4 миллиарда 136 миллионов долларов США. Расходы молодежи на приобретение наркотических средств велики в европейской части России, на Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
По официальному критерию, принятому Главным управлением по борьбе с контрабандой Таможенной службы России, себестоимость одной розничной дозы наркотика составляет в среднем 30 рублей. Согласно данным мониторинга, на российском розничном рынке такая доза продается в среднем за 150 рублей, в результате чего средняя потенциальная прибыль только малого опта и розничных наркоторговцев составляет не менее 500%. Естественно, потери наркомафии велики. Однако даже при больших потерях рентабельность российского наркорынка высока.
Подростки
и молодежь потребляют прежде всего
препараты каннабиса (конопли), которые
среди потребляемых или испробованных
наркотических средств
Рис. 3. Относительная доля различных видов наркотических средств и психоактивных веществ в общем объеме испробованных или потребляемых подростками и молодежью, % |
Приведем
данные о частоте потребления
наркотических средств
Таблица 5
Доля подростков и молодежи, пробовавших или потребляющих различные виды наркотических средств и психоактивных веществ, в зависимости от частоты потребления, %
Наркотические средства и психоактивные вещества | Частота потребления наркотических средств | ||
Пробовали
1-3 раза |
Потребляют
с частотой 2-5 раз в месяц |
Потребляют
не реже 2-3 раз в неделю | |
Препараты конопли | 80,6 | 82,2 | 60,0 |
Препараты опийной группы | 12,4 | 25,4 | 44,6 |
Кокаин | 4,2 | 8,7 | 15,2 |
Галлюциногены | 5,4 | 8,1 | 5,6 |
Психостимуляторы | 2,2 | 8,1 | 11,8 |
Ингалянты | 4,4 | 2,2 | 15,9 |
Лекарственные препараты | 2,9 | 10,3 | 9,7 |
Иные психоактивные вещества | 4,6 | 3,5 | 3,1 |
Примечание. В таблице приведены результаты опроса, читаемые по столбцам. Сумма данных по каждому столбцу превышает 100%, так как часть опрошенных пробовала или потребляла несколько видов наркотических средств.
Абсолютное большинство пробовавших или потребляющих наркотические средства «прошли» через препараты конопли (см. рис. 4).
Рис. 4. Соотношение пробовавших или потребляющих по видам наркотических средств и психоактивных веществ, % |
Примечание. Основа расчета (приняты за 100%) – те 29,8% опрошенных, кто пробовал или потребляет наркотические средства. При этом часть опрошенных могла пробовать или потребляет 2-3 вида наркотических средств.
Подростки и молодежь пробовали или потребляют чаще всего препараты конопли и опийной группы.
Виды
наркотических средств и
28,0 – Препараты конопли (каннабиса): 10,9 – гашиш; 8,7 – марихуана; 8,4 – другие виды каннабиоидных препаратов;
4,8 – Препараты опийной группы: 4,2 – героин; 0,5 – опиум; 0,1 – другие препараты.
2,1 – Кокаин.
1,9 – Галлюциногены: 1,2 – ЛСД; 0,5 – галлюциногенные грибы; 0,2 – другие галлюциногены.
1,6 – Психостимуляторы (амфетаминоподобные): 0,6 – первитин; 0,2 – эфедрон; 0,1 – амфетамин; 0,1 – синтетические наркопрепараты; 0,6 – другие психостимуляторы.
1,9 – Ингалянты: 1,2 – клей; 0,7 – другие вещества
1,8 – Лекарственные препараты: 0,4 – димедрол; 0,3 – фенозепам; 1,6 – другие лекарственные препараты.
3,6 – Иные виды наркотических средств и психоактивных веществ.
Приведем
схему доминирующих в потреблении
обследованных подростков и молодежи
наркотических препаратов и психоактивных
веществ после трехкратной част
Таблица 6
Наркотические
средства и психоактивные
вещества, доминирующие
в потреблении
после смены их
видов частью подростков
и молодежи
|
Судя по схеме, препараты конопли и опийной группы часто заменяют друг друга. Они чаще всего присутствуют в «меню» подростков и молодежи, независимо от того, с какого наркотического средства те начинали. Первоначальные виды наркотических средств присутствуют и в последующем. Так, наиболее устойчивы в своей привязанности потребляющие препараты конопли и опийной группы. Среди начинавших с потребления препаратов конопли в последующем каждый пятый перешел к потреблению препаратов опийной группы, а остальные стали потреблять галлюциногены, лекарственные препараты, психостимуляторы. Среди начинавших потребление с препаратов опийной группы в последующем каждый четвертый перешел к потреблению препаратов конопли, некоторые – психостимуляторов. Среди начинавших потребление с галлюциногенов в последующем шестая часть перешла к потреблению препаратов опийной группы и лекарственных препаратов. Среди начинавших потребление со психостимуляторов в последующем 50% перешли к потреблению препаратов каннабиса и каждый десятый – лекарственных препаратов. Среди начинавших потребление с ингалянтов в последующем половина перешла к потреблению препаратов конопли, пятая часть – лекарственных препаратов, каждый десятый – препаратов опийной группы. Среди начинавших с потребления лекарственных препаратов в последующем шестая часть перешла к потреблению препаратов опийной группы [24, с. 80].
Главные
мотивы предпочтения того или иного наркотического
средства, высказанные опрошенными:
за компанию, легче достать,
менее вредно для организма,
дешевле, дает больше
удовольствия (см. рис. 5)
Рис. 5. Мотивы потребления подростками и молодежью того или иного вида наркотических средств или психоактивных веществ (за 100% принята численность всех потребляющих, с любой частотой), % |
Среди факторов, воздействующих на становление личности, формирование ценностных ориентаций, важнейшую роль играет социальная среда. Многие элементы этой среды для подростков и молодежи являются для них референтными и участвуют в формировании молодежной субкультуры, которая в условиях трансформации общественных отношений в рыночные претерпевает серьезные изменения. Коммерческие интересы рынка стимулировали широкое внедрение примитивных и порнографических элементов массовой культуры, некритическое заимствование маргинальных субкультур. Происходит индивидуализация интересов, что влечет за собой замыкание части подростков и молодежи в узких корпоративных группах. Рассмотрим различные аспекты социальной среды, в которой формируются культурные потребности и ценностные ориентации российских подростков и молодежи.
В полной семье проживают 79,5 % подростков и молодежи в возрасте 11-24 года. Родные мать и отец составляют 64 % полных семей. Еще 7,5 % – это собственные молодые семьи. Семьи, в которых роль одного из родителей выполняет мачеха, отчим, опекунша или опекун, составляют 8,5 %. Среди старших возрастных групп обследованных 4,5 % имеют своих детей, то есть сами являются родителями.Материальные условия проживания в семье у подавляющей части опрошенных, согласно их самооценкам, «средние». Лишь немногие говорят о бедности (см. рис. 6).
Однако следует учитывать, что подобного рода оценки носят субъективный характер и, как правило, отягощены понятием «престиж». Не случайно в поселениях любой степени урбанизированности подростки и молодежь оценивают материальное положение своей семьи схоже – считают ее либо средне обеспеченной (70-78 %), либо живущей в полном достатке (12-18 %).
Информация о работе Формирование и реализация государственной политики: в сфере наркомании