Формирование и реализация государственной политики: в сфере наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: Рассмотреть явление наркомании как социальную девиацию молодежи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- охарактеризовать потребление наркотических средств среди молодежи как социальную девиацию;

- выявить аспекты анализа наркомании как явления;

- проанализировать статистику употребления наркотических средств в молодежной среде;

- определить взаимосвязь социальной среды и потребления наркотических средств;

- выявить влияние семейной среды на отношение молодежи к наркотическим средствам;

- выявить влияние среды досуга на отношение молодежи к наркотическим средствам;

- определить влияние физической культуры и спорта на отношение молодежи к наркотическим средствам;

- дать рекомендации по проведению антинаркотической политики в России;

- охарактеризовать антинаркотическую политику в сфере образование, воспитания, досуга, занятности;

- описать особенности антинаркотической работы с семьей;

- проанализировать тенденции совершенствования нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ 6
1.1. Аспекты анализа наркомании как явления 6
1.2. Статистика употребления наркотических средств в молодежной среде 17
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 27
2.1. Влияние семейной среды на отношение молодежи к наркотическим средствам 27
2.2. Влияние среды досуга на отношение молодежи к наркотическим средствам 31
2.3. Влияние физической культуры и спорта на отношение молодежи к наркотическим средствам 33
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 37
3.1. Образование, воспитание, досуг, занятность 38
3.2. Работа с семьей 41
3.3. Совершенствование нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа состоит из  1 файл

Гузель.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)
 

     Тяга  подростков и молодежи к занятию спортом и физической культурой общеизвестна [25, с. 93]. Занимаются спортом регулярно 22 %, эпизодически – 46 %; не занимаются, но хотели бы – 17 %, не занимаются и не хотят – 15 % (около 5 миллионов человек). В возрасте до 20 лет имеет место связь между таким показателем, как занятие спортом и частота потребления наркотических средств и психоактивных веществ. Среди занимающихся спортом потребляющих наркотические средства и психоактивные вещества значительно меньше, чем среди не занимающихся спортом. Например, в группе 19-20 лет доля пробовавших или потребляющих наркотические средства и психоактивные вещества среди занимающихся спортом значительно ниже – 44 %, по сравнению с теми, кто не занимается – 70 %.

     В то же время имеет место несоответствие между потребностями современного общества в физическом и духовном совершенствовании обучающихся и уровнем развития потребностей и ценностных ориентаций учащейся молодежи в различных видах физкультурной деятельности: образовательной, спортивно-рекреационной и реабилитационной.

     Условия для вовлечения подростков и молодежи в спортивную жизнь нельзя назвать  удовлетворительным. Уменьшение бюджетного финансирования образовательных учреждений в последние годы привело к  ухудшению состояния учебно-спортивной базы, слабому обеспечению учебно-тренировочных занятий, спортивным инвентарем и оборудованием, что, безусловно, отражается на организации и качестве учебного процесса. На протяжении последних 10 лет обеспеченность процесса физического воспитания учащейся молодежи спортивными залами остается низкой. Так, в общеобразовательных учреждениях средний показатель обеспеченности спортивным залами равняется 0,6 %; в учреждениях начального профессионального образования – 0,7-0,8 %; в средних специальных учебных заведениях – 0,9-1,1 %; в высших учебных заведениях – 2,5-2,6 %.

     В большинстве образовательных учреждений уроки физической культуры состоят  из комплексов физических упражнений, спортивные игры включаются нечасто. Не обеспечивается эффективное дополнение уроков физической культуры внешкольной клубной работой, позволяющей вовлечь в разнообразные секционные занятия по интересам основную массу школьников и сформировать у них потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом (лишь 20 % школьников занимаются в организованных спортивных группах и секциях). До настоящего времени остро стоит проблема организации физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. Таких детей просто освобождают от занятий физической культурой, в то время как ослабленные дети в еще большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры.

     Несмотря  на увеличение подготовки кадров в  области физической культуры, спорта и туризма, ощущается недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма и, особенно, нехватка учителей физической культуры в общеобразовательных школах. Начиная с 18-летнего возраста, то есть после окончания школы, отмечается снижение доли регулярно занимающихся спортом, равно как и рост доли тех, кто не хочет им заниматься. Так, среди учащихся доля регулярно занимающихся спортом – 26 %, а среди работающей молодежи – 13 % (спортом чаще занимаются молодые представители гуманитарной интеллигенции). В платных спортивных секциях, бассейнах занимаются среди учащихся 21 %, работающей молодежи – 23 %; на спортплощадках рядом с домом соответственно 19 % и 26 %.

     Если  перенести показатели исследования на язык статистики, то получается следующая картина (Экстраполяция осуществлена на массив 32 млн. 119 тыс. населения в возрасте 11-24 года. Это данные Госстата по состоянию на 01.01.2002 г.). Сегодня примерно 7,2 миллиона человек в возрасте 11-24 года занимаются спортом регулярно, не занимаются примерно – 12,3 миллионов человек, из них не могут по состоянию здоровья – 1,5 миллиона. Хотели бы заниматься спортом, но не имеют для этого возможности – 5,5 миллиона человек. Явно не желающих заниматься спортом – 21 % от общего числа подростков и молодежи в возрасте 11-24 года (5,5 миллиона человек). Таким образом, сегодня 79 % подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет желают заниматься физической культурой и спортом, что составляет более 25 миллионов человек. В то же время к систематическим занятиям физической культурой и спортом сегодня привлечены только 13,4 миллионов человек всего населения страны [см. О реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в 2001 году. Доклад на расширенном заседании коллегии Госкомспорта России 15 марта 2002 г. Советский спорт: М. 2002, с. 42.]. Не желают заниматься физической культурой и спортом около 7 миллионов подростков и молодежи. Наличие большой массы желающих заниматься физической культурой и спортом предполагает наличие развитой спортивной инфраструктуры в регионах. Между тем с 1997 по 2001 год количество юношеских спортивных школ увеличилось всего на 4,9 % (с 3753 до 3948). Несмотря на общее увеличение количества спортивных сооружений, уровень обеспеченности молодежи физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями не отвечает современным требованиям, имеются проблемы эксплуатации объектов физической культуры и спорта, переданных в государственную и муниципальную собственность. Во многих территориях прекратилось строительство простейших спортивных сооружений в новых жилых микрорайонах, а ранее построенные дворовые спортивные площадки пришли в негодность или приспособлены под гаражи и автостоянки.  Многие спортивные школы и секции превратились в дорогие фитнес-клубы, а стадионы стали торговыми рынками. Из-за отсутствия муниципальных бюджетных средств пришли в упадок спортплощадки в микрорайонах, а в ряде случаев их ликвидировала сама муниципальная власть для застройки. Сокращение сети физкультурно-оздоровительных учреждений, коммерционализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности, ухудшению здоровья и физической подготовки детей и молодежи.  
 
 

глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению антинаркотической политики в россии

 

     Представляется  необходимым сохранить программно-целевой  подход к реализации антинаркотической  политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с  обеспечением адекватного финансирования принимаемых мер.

     Базовыми  звеньями в осуществлении антинаркотической  работы должны стать федеральная  целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению  наркотиками и их незаконному  обороту на 2002-2004 годы” и другие федеральные целевые программы, направленные на улучшение положения в социальной сфере, профилактику и борьбу с заболеваниями социального характера, а также соответствующие региональные и муниципальные программы.

     Указанные программы должны включать:

  • профилактическую работу с различными контингентами (в образовательных учреждениях, в семье, на рабочих местах, на улицах, с беспризорными детьми);
  • своевременное выявление лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, больных наркоманией (токсикоманией); совершенствование инфраструктуры лечебно-реабилитационной помощи;
  • антинаркотическое воспитание детей и молодежи, обучение их навыкам противодействия вовлечению в употребление наркотиков и иных психоактивных веществ, навыкам здорового и безопасного образа жизни; обеспечение условий для общественно полезной занятости и досуга детей и молодежи;
  • антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни, в том числе с помощью средств массовой информации; формирование общественного мнения, мобилизацию усилий общественности в профилактической деятельности;
  • систематическую подготовку и повышение квалификации специалистов, занимающихся решением проблем профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
  • совершенствование организационного, кадрового, нормативно-правового, научно-методического обеспечения реализуемых мероприятий.

     Для более успешного решения проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи необходимо разработать  и реализовать систему мер  по следующим основным направлениям.

     3.1. Образование, воспитание, досуг, занятность

 

     Применительно к данному направлению необходимо:

     Осуществить комплекс мероприятий по реализации прав детей на образование, повышению  статуса воспитания и эффективности  профилактической социально-педагогической, психолого-педагогической, воспитательной работы в образовательной среде, в том числе:

  • продолжить работу по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях оказания им необходимой помощи, обеспечения получения ими образования (в первую очередь – обязательного основного общего образования);
  • изыскать финансовые возможности для обязательного включения в штаты образовательных учреждений должностей специалистов (социальных педагогов, педагогов-психологов, классных воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования), которые могли бы обеспечивать непрерывный, целенаправленный воспитательный процесс как в образовательном учреждении, так и по месту жительства обучающихся, воспитанников. Ввести в образовательных учреждениях практику обязательного закрепления за конкретными работниками функций координаторов антинаркотической профилактической работы с обучающимися, воспитанниками;
  • увеличить количество образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для организации воспитательной, психолого-педагогической и социально-педагогической работы в образовательных учреждениях;
  • обеспечить дальнейшее развитие и стабилизацию психологической службы в системе образования, предусмотрев совершенствование организационных, нормативных правовых, научно-методических, кадровых, ресурсных условий для ее функционирования;
  • принять меры по развитию сети образовательных учреждений, реализующих здо ровьесберегающие технологии («школ здоровья»);
  • продолжить разработку и внедрение в образовательный процесс специализированных учебных программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое, правовое просвещение, повышение общей культуры субъектов образовательного пространства (детей, родителей, педагогических работников), обучение детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формирование у них здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни, обратив особое внимание на организацию профилактической работы с обучающимися образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
  • предусматривать при проведении аттестации образовательных учреждений в качестве критериев результатов их деятельности показатели состояния работы по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и правонарушений среди обучающихся, воспитанников;
  • принять меры по совершенствованию «школьного уклада», разработке и внедрению в практику работы образовательных учреждений «этического кодекса»; развитию детского самоуправления, обеспечив поддержку деятельности детских и молодежных объединений как одной из наиболее эффективных форм социализации детей и молодежи.

     Осуществить дополнительные меры по развитию физической культуры и спорта, активного творческого  досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи, расширению возможностей организации внеклассной и внеурочной работы, в том числе:

  • обеспечить создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников средствами физической культуры и спорта; активизировать проведение спортивных олимпиад, спартакиад, конкурсов, других детских, а также семейных соревнований муниципального, регионального, федерального уровней в образовательных учреждениях и по месту жительства;
  • обратить особое внимание на совершенствование физического воспитания в образовательных учреждениях, обеспечить выполнение рекомендаций по введению дополнительных часов на физкультурно-оздоровительную деятельность в учебное и внеучебное время во всех образовательных учреждениях;
  • обеспечить совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях; пересмотреть стандарты занятий по физической культуре в школе, выделив два типа занятий: спортивно-соревновательного характера для физически здоровых детей и группу здоровья для физически слаборазвитых детей; ввести в образовательных учреждениях должность инструктора по оздоровительной физкультуре для проведения занятий с обучающимися, по состоянию здоровья не выдерживающими большой физической нагрузки;
  • разработать межведомственную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерско-преподавательского состава;
  • обеспечить сохранение и развитие сети учреждений, объединений дополнительного образования детей, создать условия для проведения внеурочной работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях во второй половине дня; обеспечить доступ детям и подросткам в спортивные залы всех образовательных учреждений в дневное и вечернее время (до 22.00 часов);
  • обеспечить сохранение и увеличение количества спортивных школ, клубов и секций для детей и подростков, в том числе действующих на бесплатной основе;
  • обеспечить образовательные учреждения необходимым спортивным оборудованием и инвентарем, в том числе за счет частичного финансирования из средств федерального бюджета;
  • в обязательном порядке предусматривать при строительстве новых жилищных секторов выделение площадей под инфраструктуру досуга детей и подростков; обеспечить отчисление части доходов (2-5%) от объема жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, на организацию работы с детьми и молодежью по месту жительства;
  • разработать механизм дополнительного финансирования, материального и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной работы по месту жительства.

Информация о работе Формирование и реализация государственной политики: в сфере наркомании