Формирование муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание

Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
История формирования муниципальной собственности Российской Федерации
Содержание права муниципальной собственности. Порядок правового регулирования института муниципальной собственности Российской Федерации
Основные составляющие права муниципальной собственности
3.1. Субъекты права муниципальной собственности
3.2. Объект права муниципальной собственности
4. Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов их государственной собственности в муниципальную и наоборот.
5. Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

    На  формирование муниципальной собственности  существенным образом влиял и процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления (прежде всего небольших районных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния.

    Приватизация  государственного и муниципального имущества осуществляется на основе Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»15, а также Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.16, местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, а также комитетами по управлению имуществом городов и районов и принимаются соответствующими органами местного самоуправления.

    В связи с тем, что многие приватизируемые  государственные предприятия имеют  в своем ведении объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издали ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок дальнейшего функционирования этих объектов. К этим актам относятся:

  • Указ Президента Российской Федерации «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» от 10 января 1993 г.17;
  • Указ Президента Российской Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 октября 1994 г.;
  • Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий» от 23 декабря 1993 г.;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 7 марта 1995 г.

    На  основе данных нормативных актов  многие из объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся ранее в ведении предприятий, перешли в собственность муниципальных образований.

    На  основании названных актов была сформирована муниципальная собственность  в районах и городах областного подчинения. Впоследствии, с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уравнявшего в правах все муниципальные образования, начался процесс разграничения муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных типов.

    Как считает Широков А. Н., «большое внимание передаче объектов государственной  собственности в муниципальную  собственность уделяется в связи  с тем, что изначально в СССР, а  затем в Российской Федерации  вся собственность являлась государственной, и первичное формирование федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности происходит на основе разграничения общегосударственной собственности между уровнями власти»18.

    В дальнейшем формирование муниципальной собственности может идти путем создания новых объектов собственности, приобретения, получения в дар, принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов и другими законными способами.

.

 
 

    2. Содержание права  муниципальной собственности.  Порядок правового  регулирования института  муниципальной собственности  Российской Федерации

    Любое общество располагает  некоторой  совокупностью  материальных  благ, которые  в  рамках  отдельного  государства   формируют   его   национальное богатство.   Потребление   национального   богатства,   осуществляемое   для удовлетворения  потребностей  и  интересов  субъектов  общества  (граждан  и различных  общественных  институтов),  реализуется  путем  его присвоения. Присвоение  в  своем  историческом  развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

    Процесс этого развития закрепляется в системе  юридических норм, которые в настоящее  время рассматривают право собственности  в  триединстве  владения, распоряжения и пользования.

    Другими словами,  собственность - это отношение  между человеком и группой  или сообществом субъектов с  одной стороны,  и  любой  субстанцией  материального  мира  (объектом),  с  другой стороны, заключающееся в постоянном  или  временном,  частичном  или  полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.

    С  этой  точки  зрения  понятие  муниципальной собственности  прежде   всего   является юридическим  и  характеризует  определенный  перечень  прав  муниципальных образований (народа) по  отношению  к отдельным элементам национального богатства.

    Муниципальная собственность в отличие от частной  призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В этих случаях собственности выступает (муниципальная собственность).

    В ситуации, когда муниципальные образования, являющиеся субъектами права вступают в отношения собственности, характеризующиеся равенством их участников, к ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие участие в этих отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов19.

    Правовое  регулирование института муниципальной собственности в РФ: порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения осуществляется целым рядом нормативных актов.

    В ряде субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с формированием законодательной базы  о муниципальной собственности, решены. В них приняты  специальные законы о муниципальной собственности. Так, в Московской области принят Закон «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью Московской области». В Еврейской автономной области - Закон от 3 июля 1997 г. N 37-ОЗ «О порядке передачи объектов госсобственности Еврейской автономной области в муниципальную собственность».

    Право  собственности  относится  к  категории  вещных  прав,  сущность которых  заключается  в  прямом  господстве   над   вещью,   подразумевающем использование   ее   управомоченным   лицом   в   своих   интересах,   и   в исключительности осуществления данной возможности.

    Порядок приобретения права муниципальной  собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Статья 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает статус муниципальной собственности как имущества, принадлежащего на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    þ Статья 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает для городских, сельских поселений и других муниципальных образований равный с иными участниками режим регулирования гражданских отношений.

    þ Статья 125 определяет, что от имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях приобретают и осуществляют права и обязанности собственника органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    þ Cт. 217 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

    Известно, что Гражданский Кодекс РФ как основополагающий  гражданско-правовой  документ  дает только базовые определения и регулирующие положения, которые при необходимости,  более  подробно  раскрываются  в других   законодательных документах.

    К примеру, норма ст. 215 ГК РФ конкретизирована в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»20, в пункте 1 статьи 1 которого определяется, что муниципальная собственность — это собственность муниципального образования, а также установлен состав муниципальной собственности21 (он будет рассмотрен в следующей главе работы)

    Универсальная норма о порядке установления специфики правового регулирования прав собственности изложена в пункте 3 статьи 212 ГК РФ: «Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом». Во исполнение данной нормы Гражданского кодекса в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены такие специфические черты реализации права на муниципальную собственность, как:

  • исключительное право представительных органов местного самоуправления устанавливать порядок управления и распоряжения, а также приватизации муниципальной собственности;
  • обязательность поступления доходов от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме в местный бюджет;
  • право органов местного самоуправления определять в соответствующих договорах или соглашениях условия использования передаваемых в пользование или приватизируемых объектов муниципальной собственности22.

    Согласно  статье 124 ГК муниципальные образования  выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (то есть, в частности, и в отношениях собственности), на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами; при этом к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей муниципальных образований как субъектов гражданского права.

    В указанных нормах статей Гражданского кодекса в отношении муниципальных  образований установлено регулирование, аналогичное тому, которое предусмотрено в отношении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако ГК содержит и нормы, устанавливающие отличия в правовом режиме муниципальной собственности.

  • Так, в статье 214 установлено, что «земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью».
  • Статья 225 ГК предусматривает преимущественное право органов местного самоуправления по обращению в муниципальную собственность бесхозяйных вещей.
  • В силу публичного характера  муниципальной собственности, т.е. в интересах большинства людей, и только в случаях, предусмотренных законом, могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в муниципальной собственности23.

    Впредь  до принятия такого закона действует  перечень этого имущества, содержащийся в Приложении № 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"24 и в п. 21 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации25, а также перечни, содержащиеся в отдельных самостоятельных законах, например, в Законе "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"; Законе "Об особо охраняемых природных территориях" и др. Перечисленные в указанных правовых актах объекты неотчуждаемы, а сделки, связанные с их отчуждением, должны признаваться ничтожными.

    Реализация  права муниципальной  собственности  предполагает выделение субъекта и  объекта этого процесса.

Информация о работе Формирование муниципальной собственности