Формирование муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание

Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
История формирования муниципальной собственности Российской Федерации
Содержание права муниципальной собственности. Порядок правового регулирования института муниципальной собственности Российской Федерации
Основные составляющие права муниципальной собственности
3.1. Субъекты права муниципальной собственности
3.2. Объект права муниципальной собственности
4. Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов их государственной собственности в муниципальную и наоборот.
5. Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

3. Основные составляющие  права муниципальной  собственности

 

    В соответствии с законодательством Российской Федерации:

    Субъектом муниципальной собственности – является население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов гос. власти.   

    Объектом права муниципальной собственности – может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности.

    Согласно  статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    На  основании этой статьи и других норм российского законодательства рассмотрим, кто является субъектом и что  является объектом права муниципальной  собственности

    3.1. Субъекты права  муниципальной собственности

 

    Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений.

    Статья 130 Конституции Российской Федерации  закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция Российской Федерации исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Согласно  ст. 125 ГК и п. 2 ст. 29 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» права собственника в отношении муниципального имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

    Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют  от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и  личных неимущественных прав  и  обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником, а значит и субъектом права остается все население муниципального образования.

    В настоящее время в ряде субъектов  РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан  муниципального образования непосредственно  осуществлять процесс управления муниципальной  собственностью.

    В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

    Установление  порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления. Так, порядок и условия приватизации  муниципальной  собственности определяются  населением  непосредственно или   представительными органами местного самоуправления самостоятельно.   Доходы от  приватизации  объектов  муниципальной собственности также поступают в полном объеме в местный бюджет.

    3.2. Объект права муниципальной собственности

 

    Как уже отмечалось, согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям.  

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующий состав муниципальной собственности:

  • средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
  • имущество органов местного самоуправления;
  • муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
  • муниципальные предприятия и организации;
  • муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
  • муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;
  • муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
  • другое движимое и недвижимое имущество26.

    Как видно закон дает довольно широкий  состав элементов муниципальной  собственности.  Реальное наличие  такого перечня собственности создает  все условия органам местного самоуправления для обретения  настоящей власти.

    Перечень  объектов, подлежащих передаче из государственной  собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению  Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.27

    Согласно  приложению 3 к данному постановлению в муниципальную собственность передавались:

    во-первых, объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов. К ним относились: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, а также жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеназванные объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.

    во-вторых, в муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности, находившиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.

    в-третьих, указанное постановление предусматривало передачу в муниципальную собственность предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившихся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий

    Конкретный  перечень объектов муниципальной собственности  муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

    Общий подход к формированию состава объектов муниципальной собственности может основываться на принципе соответствия исполняемым на уровне местного самоуправления функциям, которые прямо связаны с предметами ведения местного самоуправления, определенными федеральным законодательством28.

    Например, наличие в муниципальной собственности  учреждений здравоохранения и образования связано с выполнением функций организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования. Создание и обеспечение функционирования муниципальных предприятий, обслуживающих жилищное и коммунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное самоуправление обязанностями по содержанию и использованию муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальному дорожному строительству и озеленению территории муниципального образования, организации, содержанию и развитию муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и т.д.

    Сказанное не означает, однако, что все без  исключения функции местного самоуправления должны быть обеспечены объектами муниципальной  собственности.

    Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления.

    В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же объектный состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как:

  • унитарные предприятия, в том числе: транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора;
  • ценные бумаги (Московская область);
  • пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области);
  • объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области);
  • имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области).

    Более детально состав муниципальной собственности  определяется в уставах муниципальных  образований

4. Основания возникновения  права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов их государственной собственности в муниципальную и наоборот.

 

    Порядок приобретения права муниципальной  собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами  закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Перечень  объектов, подлежащих передаче из государственной  собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению  Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.29

    Порядок передачи объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, закреплен постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.30.

    Для передачи объектов в муниципальную  собственность комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

    Муниципальное имущество подлежит пообъектной  регистрации в реестре муниципальной собственности, которые ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.

    При этом передача объектов (имущества), относящихся  к муниципальной собственности, в государственную собственность  субъектов Российской Федерации  или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

    Федеральный закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает  условия формирования муниципальной собственности, что является обязанностью органа государственной власти субъекта Федерации.

    Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации передают в  собственность муниципальных образований  объекты, необходимые для решения  вопросов местного значения. Если объект по своему функциональному назначению необходим для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе поднять вопрос о его передаче в собственность муниципального образования31.

    Субъекты  Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

    Законом ЕАО «О порядке передачи объектов госсобственности Еврейской автономной области в муниципальную собственность» от 3 июля 1997 г. N 37-ОЗ  устанавливается следующий порядок    передачи    объектов    государственной собственности, подлежащих обязательной передаче в муниципальную собственность в Еврейской  автономной  области:

    1. Комитет по управлению имуществом  области не  позднее  двух  месяцев  с  момента  образования  представительных  органов  местного  самоуправления   составляет   и    утверждает   перечни     объектов (имущества),   передаваемых    в   муниципальную   собственность, в соответствии со статьей 2 настоящего закона.

Информация о работе Формирование муниципальной собственности