Формирование муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание

Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
История формирования муниципальной собственности Российской Федерации
Содержание права муниципальной собственности. Порядок правового регулирования института муниципальной собственности Российской Федерации
Основные составляющие права муниципальной собственности
3.1. Субъекты права муниципальной собственности
3.2. Объект права муниципальной собственности
4. Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов их государственной собственности в муниципальную и наоборот.
5. Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

    2. Комитет по управлению имуществом  передает в собственность органов   местного  самоуправления объекты  (имущество) по акту приема - передачи, исключает их из   реестра   государственной собственности области.

    3. В   перечне  по  каждому   объекту  указываются  следующие  данные:

    - идентификационный   код   в   общероссийском  классификаторе  предприятий и организаций;

    - полное наименование и местонахождение;

    - год  постройки (год  выпуска),  балансовая   и   остаточная стоимость на начало отчетного года;

    - хозяйствующий субъект в хозяйственном  ведении,  оперативном управлении  или  в  уставном  капитале которого находятся его полное  наименование и юридический адрес.

    4. Объекты (имущество) считаются  переданными в муниципальную  собственность с момента подписания  сторонами  акта  приема-передачи объекта (имущества).

    При этом:

  • Передача объектов государственной собственности области в муниципальную     собственность     происходит     без    каких-либо предварительных условий или требований. 
  • Объекты передаются в  таком эксплуатационно-техническом  состоянии, в котором они находятся на момент составления акта приема-передачи объекта.
  • Отказ  органов  местного  самоуправления  от  принятия  в собственность  и  содержания   объектов,   подлежащих   обязательной передаче в муниципальную собственность, не допускается.

    Передача  объектов (имущества) госсобственности   области   в   муниципальную  собственность может быть произведена  также по   решению  Законодательного Собрания ЕАО. Статья 5 вышеназванного закона устанавливает порядок такой  передачи:         

    1. Органами местного самоуправления  в Комитет по  управлению имуществом   области   направляется   ходатайство   о   передаче   в муниципальную   собственность  объектов  (имущества),  не  подлежащих обязательной   передаче.  В  ходатайстве   указывается  какие  именно объекты  (имущество)  органы  местного  самоуправления   хотели   бы получить в свою собственность.

    2. Комитетом по управлению имуществом  составляется перечень объектов (имущества), указанных в ходатайстве.

    3. При составлении перечней объектов (имущества) Комитет  по управлению    имуществом исходит из необходимости   сохранения  технологического единства        инженерных, учебных, лечебно - профилактических комплексов (систем) централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их  безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными    по    характеру    их функционирования.

    4. Оформленные  соответствующим   образом  перечни   объектов  (имущества)  вместе  с заключением Комитета по управлению госимуществом области направляются Губернатору области, который вносит представление в Законодательное Собрание области о передаче  перечней  объектов  в собственность соответствующего   муниципального  образования  либо  отклонение в ходатайстве.

    5. Законодательное  Собрание  области   принимает  решение  о передаче  объектов областной собственности,  включенных в перечни после  чего направляет их в Комитет  по управлению  имуществом  области   для переоформления прав собственности и передаче объектов в  муниципальную собственность. Законодательное Собрание   правомочно   исключить  из  перечня объекты, не подлежащие передаче в муниципальную собственность.

    6. Комитет  по  управлению  госимуществом  области передает  по  акту  утвержденные в перечне соответствующие объекты в муниципальную собственность, исключает их из реестра государственной собственности области.

    Объекты считаются переданными в муниципальную  собственность с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта. 

    В случае если в границах территории муниципального образования (за исключением  города) имеются другие муниципальные образования, субъекты Российской Федерации соответствующим законом разграничивают между данными муниципальными образованиями объекты муниципальной собственности.

    Разграничение объектов муниципальной собственности  в отношении внутригородских муниципальных образований осуществляется уставом города.

    Указом  Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации”32 было установлено, что обратная передача объектов из муниципальной собственности в государственную собственность или ее субъектов осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

    В практике правового регулирования  взаимоотношений субъекта Федерации  и местного самоуправления существуют и другие формы. Например, в Свердловской области принят закон “О порядке  безвозмездной передачи объектов государственной  собственности Свердловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области”. Этот закон регулирует взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу безвозмездной передачи объектов государственной собственности в муниципальную и, наоборот, устанавливает порядок оформления перехода прав собственности и передачи имущества. 

    В соответствии Федеральным законом  РФ  “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”33 споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

    Требования  комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны арбитражным судам

    На  практике весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

    Согласно  разъяснению ВАС РФ принадлежащие  государственным предприятиям нежилые  помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов

    Собственники  приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений.

5. Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность.

 

    Право муниципальной собственности прекращается:

  • в случае гибели или уничтожения имущества;
  • при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации;
  • в порядке разграничения муниципальной собственности;
  • путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором;
  • по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.
 

    Остановимся на особенностях прекращения права  муниципальной собственности в  результате приватизация муниципального имущества, в связи с тем, что приватизация является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики.

    Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества»34.

    Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

    Главными  целями приватизации являются:

  • повышение эффективности   российской   экономики   в   целом  и деятельности отдельных предприятий;
  • формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
  • создание конкурентной среды;
  • ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов «малой приватизации»;
  • содействие в   реализации   мероприятий  по  социальной  защите
  • населения, а также защите прав частных собственников (акционеров)35.

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации муниципального имущества:

  1. продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  2. продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе  с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  3. продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работниками;
  4. выкуп арендованного муниципального имущества;
  5. преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;
  6. внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  7. отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.36

    В соответствии с п. 5 ст. 29 ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» осуществление приватизации иными способами, не установленными этим законом, является основанием для признания сделки недействительной.

    Объектами приватизации по ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» могут служить предприятия и их структурные подразделения, акции (паи, вклады) государства и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ (товариществ), материальные активы действующих и ликвидированных предприятий, сданные в аренду объекты нежилого фонда: здания, строения, сооружения, в том числе встроенно-пристроенные, неиспользуемые здания и сооружения и др.

    Начало  процесса приватизации муниципального имущества относится к 1992 г. Его правовой основой явился Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г., а также Государственные программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.

Информация о работе Формирование муниципальной собственности