Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 19:51, курсовая работа
Цель курсовой работы охарактеризовать город как субъект муниципального права.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
- рассмотреть понятие и виды городов в Российской Федерации;
- описать решение вопросов финансовой деятельности в соответствии с особенностями городских органов власти;
- изучить проявление федерализма в разграничении полномочий государственного бюджета и бюджетов городов;
- рассмотреть муниципальную собственность как важнейший элемент местного самоуправления.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды городов Российской Федерации 4
1.1. Понятие городов в Российской Федерации 4
1.2. Виды городов 6
Глава 2. Правовое регулирование статуса города 10
2.1. Решение вопросов финансовой деятельности в соответствии с особенностями городских органов власти. 10
2.2. Проявление федерализма в разграничении полномочий государственного бюджета и бюджетов городов 14
2.3. Муниципальная собственность как важнейший элемент местного самоуправления 22
Заключение 27
Список литературы 29
В
первой сфере органы местного самоуправления
вправе координировать участие любых
расположенных на их территории предприятий,
учреждений и организаций в комплексном
социально-экономическом развитии своих
муниципальных образований. Например,
все объекты жилищно-гражданского и производственного
назначения, вводимые за счет средств
застройщиков, независимо от форм собственности
и ведомственной принадлежности, законченные
строительством предъявляются к приемке
государственным приемочным комиссиям.
Или, например, установление порядка перевода
жилых помещений в нежилые. Однако, упорядочивая
на своей территории деятельность хозяйствующих
субъектов независимо от форм их собственности,
органы местного самоуправления не вправе
устанавливать ограничения хозяйственной
деятельности предприятий или организаций.
По вопросам же, не входящим в компетенцию
органов местного самоуправления, их отношения
с предприятиями строятся на основе диспозитивных
норм, а муниципалитет выступает уже субъектом
гражданского права. Кроме того, будучи
субъектом гражданско-правовых отношений,
органы местного самоуправления могут
использовать все инструменты получения
доходов в финансово-экономической сфере.
Одним из перспективных направлений такой
деятельности является кредитование.
Из изложенного выше можно сделать вывод, что городское самоуправление и является субъектом публичного и гражданского права, что создает большие сложности в разграничении полномочий между муниципалитетами и органами государственной власти. Деятельность города носит публичный характер в результате того, что выражает общезначимые интересы как местного сообщества, так и всего государства в целом. Последнее становится актуальным в свете необходимости создания продекларированного в Конституции РФ гражданского общества, которое невозможно без самоуправления.
Реализация законодательно закрепленного права каждого муниципального образования на самостоятельность немыслима без наличия собственного бюджета и прав по его составлению, утверждению и исполнению без вмешательства извне. Бюджетные права органов городского самоуправления закреплены в законодательных актах Российской Федерации, субъектов Федерации и нормативных актах местного самоуправления. Понятие «бюджетные права органов самоуправления города» является совокупностью материальных и процессуальных прав представительных и исполнительных органов самоуправления города. Обеспечение самостоятельности бюджета города в целях выполнения задач и функций местного сообщества обусловливает наличие у органов городского самоуправления компетенции в сфере налогообложения, которая касается как местных налогов, так и налогов других уровней.
Таким образом, для проведения самостоятельной финансовой деятельности органы городского самоуправления наделены определенными полномочиями, однако, практически каждое полномочие в сфере финансов является спорным, сложным и неустойчивым, требующим четкой правовой регламентации, которая не может быть дана в силу двойственности правового статуса самого города (органов местного самоуправления). Результатом является серьезное отставание Российской Федерации от европейских стран в вопросах организации местного самоуправления, которое является необходимым элементом для формирования в стране гражданского общества и развития институтов демократии. Данные положения связан, в первую очередь, с тем, что при создании эффективного механизма местного самоуправления происходит приближение административных и финансово-экономических ресурсов к гражданам (местным сообществам), что дает возможность не только решать проблемы функционирования социально-экономической сферы, но и «разгружает» уровень Федерации. Последнее позволяет федеральному Центру сконцентрироваться, преимущественно, на решении внешнеполитических и внешнеэкономических задач.
Подводя итог, необходимо отметить, что развитие именно городского самоуправления позволит создать эффективную систему низового управления вообще, т.к. практически все сельские территории вовлечены в орбиту городской жизни. Возможно, такое наследие советской эпохи является возможностью уйти от формирования «унитаристской» федерации путем создания жесткой сетки самоуправляющихся единиц на низовом уровне.
1. Нормативно-правовые документы
2. Учебная литература