Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:54, курсовая работа
Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.
Введение……………………………………………………………..2
1. Понятие и структура экономической основы местного самоуправления. 4
2. Муниципальная собственность в экономической основе местного самоуправления 6
3. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности 13
4. Финансовая основа местного самоуправления 17
5. Местный бюджет 20
5.1. Доходная часть бюджета 24
5.2. Расходная часть бюджета 27
Заключение……………………………………………………………30
Список используемой литературы………………………...………...31
ТЕМА 7:
«Экономическая и финансовая основы местного самоуправления».
г.Ростов-на-Дону
2011 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и структура экономической основы местного самоуправления.
2. Муниципальная собственность в экономической основе местного самоуправления
3. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности
4. Финансовая основа местного самоуправления
5. Местный бюджет
5.1. Доходная часть бюджета
5.2. Расходная часть бюджета
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………...………...31
Введение
Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.
Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом.
Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют: а) муниципальная собственность; б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления; в) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.
Определение экономической основы местного самоуправления сформулировано в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Согласно Федеральному закону, "экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований" (ст. 49)[1].
Состояние финансово-экономической основы местного самоуправления во многом обусловлено состоянием экономики нашего общества, его финансов. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.
Европейская Хартия о местном самоуправлении закрепляет в ст. 9 следующие общие принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления:
1) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
2) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочиям;
3) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
4) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
5) защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов - неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Эти пять основных положений Европейской Хартии местного самоуправления можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять финансово-налоговую политику демократического государства, в том числе и России, применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.
Указанные выше принципы развития финансово-экономической основы местного самоуправления реализуются в РФ в рамках государственной экономической политики, региональной и местной экономической политики, которая направлена на создание условий эффективного развития всех регионов и территорий. В частности, органы государственной власти РФ в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (ст.5 и 6):
1) регулируют порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
2) передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми законодательно могут наделяться данные органы;
3) разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;
4) регулируют отношения между федеральным и местными бюджетами, между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
5) обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;
7) компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ;
8) участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.
На современном этапе развития региональной и национальной экономики местным органам власти все менее приходится рассчитывать на помощь сверху и все более ориентироваться на собственные силы, собственные инициативы и собственные ресурсы. Тем местным сообществам, которые смогут реализовать возможности использования потенциала собственной территории, открываются благоприятные перспективы социально-экономического развития.
Эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-вещественными ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления, которыми согласно ст.49 Федерального закона «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», как ранее уже отмечалось, являются: находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные прав муниципальных образований»[2].
Принятие в 1991 г. Закона о местном самоуправлении в Российской Федерации, Закона о собственности и позднее Конституции РФ обеспечило официальное признание муниципальной собственности, её равноправного положения с государственной, частной и собственностью общественных организаций. Дальнейшее законодательное закрепление и развитие муниципальная собственность получила в федеральном законе «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятом в 1995 и 2003 гг.
Законодательное выделение муниципальной собственности, было необходимо, хотя бы, по двум причинам.
Во-первых, согласно названным выше законам, органы местного самоуправления получили статус равноправного субъекта правовых, экономических, социальных отношений наряду с государственными органами власти и управления, другими хозяйствующими субъектами, и, соответственно, должны выполнять возложенные на них полномочия и функции в рамках своих муниципальных образований, что невозможно представить без наличия муниципальной собственности.
Во-вторых, в бывшем СССР понятие «муниципальная собственность» в хозяйственно-правовом аспекте отсутствовало, и на всех уровнях власти и управления, начиная от союзного и заканчивая местным, собственность была представлена в одной форме – государственной или, как тогда называли, общенародной.
Однако выделение муниципальной собственности из государственной не должно приводить к их противопоставлению. Не только их правовая природа, но и социально-экономическое назначение в основном схожи: «различия лишь в масштабах: уровень всего государства – в одном случае, местного самоуправления – в другом»[3].
Акцентируя внимание на правовом и социально-экономическом назначении муниципальной собственности можно сказать, что наличие муниципальной собственности позволяет муниципальным органам власти и управления:
– выступать в качестве полноправных, самостоятельных субъектов управления;
- обеспечивать благоприятные условия для развития частного сектора: муниципальные органы власти и управления берут на себя не выгодные, но обязательные в рамках муниципального образования функции хозяйствования;
- муниципальная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной сферы;
- реализуя право собственности, муниципальные органы власти и управления формируют и развивают экономические связи с федеральными и региональными органами власти и управления, с хозяйствующими субъектами и т.д.[4]
Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.
Муниципальную собственность, согласно законодательству РФ составляют средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям[5].
Органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц — муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления за закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества – денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника — муниципального образования — они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну. Именно имущество казны, в первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.
Согласно ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к муниципальному имуществу относится:
Информация о работе Экономическая и финансовая основы местного самоуправления