Экономическая и финансовая основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание

Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
1. Понятие и структура экономической основы местного самоуправления. 4
2. Муниципальная собственность в экономической основе местного самоуправления 6
3. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности 13
4. Финансовая основа местного самоуправления 17
5. Местный бюджет 20
5.1. Доходная часть бюджета 24
5.2. Расходная часть бюджета 27
Заключение……………………………………………………………30
Список используемой литературы………………………...………...31

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.DOC

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом РФ.

   Особенностью власти городского самоуправления, в отличие от государственной власти, является отсутствие ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Последняя вообще отсутствует как элемент власти на уровне местного сообщества, т.е. отсутствует, в принципе, какое-либо подчинение судей органам местного самоуправления. Разделение же властей на муниципальном уровне может проявляться только посредством разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами власти при наличии общих предметов ведения.

 

   В основе разграничения лежит разделение функций. На функциональном различии построена и система сдержек и противовесов представительных и исполнительных органов. Конституция закрепляет самостоятельность населения в определении структуры органов местного самоуправления, что закрепляется в Основном Законе страны (ч. I ст. 131). При создании конкретной самоуправляющейся системы, учитываются исторические и местные традиции. Поэтому представительные органы местного самоуправления могут называться по-разному, например, дума, собрание, совет, различаться численностью выбранных представителей, обычно, 5 – 25 человек[7].

   Представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

   В ст. 35 ФЗ № 131 РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»  установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

 

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

 

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

 

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

 

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

 

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

 

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

 

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

 

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

 

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

   Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований[8].

   Исполнительные органы местного самоуправления — формируемые представительными органами местного самоуправления и подотчетные им органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (исполнительную власть) в границах муниципального образования. Ими являются местные администрации, которые образуются во всех муниципальных образованиях. 

Согласно ст. 3 «Европейской Хартии местного самоуправления» представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы». Наиболее распространенное наименование исполнительных органов местного самоуправления в Российской Федерации – «администрация муниципального образования (местная администрация)».

   В разных субъектах Федерации и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.

   Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации. Статья 36 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепила положения о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

  Статья 37. Местная администрация

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

   Решения, принимаемые исполнительным органом в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми юридическими лицами и гражданами. Они действуют в пределах границ муниципального образования.

К ведению исполнительных органов муниципальных образований отнесены:

1) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) охрана общественного порядка;

4) комплексное социально-экономическое развитие на своей территории;

5) жилищно-коммунальный комплекс;

6) муниципальное здравоохранение;

7) муниципальное образование;

8) пожарная безопасность;

9) регулирование земельных отношений;

10) охрана окружающей среды;

11) муниципальные дороги и транспорт;

12) муниципальные статистика и архивы;

13) торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;

14) культура, физическая культура и спорт;

15) социальная поддержка населения;

16) муниципальные информационные системы, местные средства массовой информации.

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Финансовая основа местного самоуправления

 

   Достижение целей и решение задач, стоящих перед местным самоуправлением, невозможно без наличия необходимых для этого финансовых ресурсов. «Реальность и эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в его распоряжении»[9].

  Одним из принципов местного самоуправления является принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Этот принцип получил свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, Конституции РФ, законодательстве о местном самоуправлении. Конституция РФ, гарантирует экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (статья 8). Статья 132 Конституции Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Этой же статьёй предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями сопровождается передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В качестве одной из гарантий местного самоуправления статьёй 133 названо право « на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти».

   Наличие конституционных гарантий ресурсной обеспеченности местного самоуправления является фундаментом формирования финансово-экономической основы местного самоуправления, необходимой и достаточной для его реальной самостоятельности при осуществлении собственных и переданных полномочий.

   Для оценки обеспеченности местного самоуправления финансовыми ресурсами решающее значение имеет вопрос, кто пользуется правом распоряжаться доходами местных бюджетов. В соответствии с законодательством право формирования, утверждения и исполнения и исполнения местных бюджетов предоставлено органам местного самоуправления. Вместе с тем, непременным условием обеспечения самостоятельности и собственной ответственности органов местного самоуправления является наличие в их распоряжении собственных доходов. Перераспределение средств производится в том случае, если собственные доходы оказываются недостаточными[10] .

   Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному  и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

   Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в финансовой сфере целесообразно распределить на две группы:

- общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);

- специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся местного налогообложения и т.п.).

   В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны руководствоваться Конституцией Российской федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.

   На основании ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов отнесены к вопросам местного значения.

   Статьёй 9 Бюджетного кодекса российской Федерации предусмотрено, что к ведению органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

   - установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

  - составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

  - определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

  - определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

  - предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

  - определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

  - осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

   Финансовые средства (финансовые ресурсы) местного самоуправления представлены в рамках финансовой системы государства в качестве одного из её центральных звеньев. Именно в финансовой сфере проявляется неразрывная связь между государственной и муниципальной властью.

   Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции РФ, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства.

   Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

 

 

 

5. Местный бюджет

 

   На основании ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена правовая основа местного самоуправления: Конституция РФ, федеральные акты РФ, федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ.

Информация о работе Экономическая и финансовая основы местного самоуправления