Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:38, контрольная работа
Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.
Оценка реализации государственной политики - это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования.
Содержание
1. Оценка реализации государственной политики: типы оценок,
формы оценочных исследований. 3
2. Государственное управление унитарными предприятиями 6
Список литературы 16
Такое положение призван исправить новый Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон).
Прежде всего следует отметить, что нормы данного Закона развивают, дополняют и детализируют основные положения ГК РФ в отношении унитарных предприятий. В Законе также сформулирован целый ряд положений, позволяющих обеспечить защиту интересов собственника имущества и отражающих базовые подходы к управлению федеральными унитарными предприятиями, которые были заложены еще Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ, положения которой, в основном, уже реализованы Правительством РФ на данный момент в ряде нормативных правовых актов.
Закон позволяет распространить сложившуюся систему управления федеральными унитарными предприятиями на субфедеральный и муниципальный уровни. Таким образом, последовательно формируется единый правовой режим для унитарных предприятий различных уровней управления.
Сущность основных нововведений Закона заключается в следующем:
• предусматривается возможность
создания как федеральных, так и
субфедеральных и муниципальных
казенных предприятий. В этих целях
внесены соответствующие
• исключается необоснованность и
субъективность при создании субфедеральных
и муниципальных унитарных
Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых могут быть созданы такие предприятия на базе государственного и муниципального имущества.
Во-первых, это государственное
и муниципальное имущество,
Существующая до сих
пор практика вывода из-под контроля
имущества унитарных предприятий путем создания «дочек»
была фактически узаконена ст. 114 ГК РФ,
в которую уже внесены соответствующие
изменения. До этого момента унитарное
предприятие на праве хозяйственного
ведения вправе было создать другое унитарное
предприятие путем передачи ему части
своего имущества (также в хозяйственное
ведение). Таким образом, «дочка» уже представляла
собой унитарное предприятие, созданное
не собственником имущества - «материнским» унитарным предприятием, имущество которого
не являлось его собственностью. Подобная
«юридическая этажерка» создавала определенные
негативные последствия для
Однако возникал вопрос о роли собственника в данном контексте, механизме осуществления им контроля за эффективностью использования государственного или муниципального имущества и использованием его действительно по назначению. Дело в том, что в соответствии с нормами ГК РФ собственник уже не участвовал в процессе назначения руководителя дочернего предприятия. Таким образом, пределы, основания и субъектная сторона ответственности руководителя дочернего предприятия оставались не регламентированными.
Важным подходом, зафиксированным в Законе, является также четкое разграничение полномочий собственника имущества предприятия и его руководителя, согласно которому в данный момент собственник имущества унитарного предприятия, в числе прочих полномочий:
• определяет предмет и цели его деятельности;
• согласовывает его участие в иных юридических лицах, а также в их различных объединениях;
• согласовывает создание филиалов и представительств;
• определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) его финансово-хозяйственной деятельности;
• назначает и увольняет руководителя, заключает с ним контракт;
• согласовывает назначение и увольнение главного бухгалтера;
• осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью его имущества, в том числе принимает решение о проведении аудиторских проверок.
Все эти меры должны обеспечить качественно новое состояние управления унитарным предприятием со стороны государственного (или муниципального) собственника, повысить эффективность его функционирования или, в противном случае, стимулировать скорейшее отчуждение имущества иным юридическим и/или физическим лицам, способным обеспечить его эффективность.
Закон акцентирует внимание и на порядке совершения предприятием крупных сделок, которые возможны исключительно по согласованию с собственником имущества, также как и сделки, в реализации которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия. Кроме того, без согласия собственника государственного или муниципального предприятия неправомерны:
• сделки с недвижимым имуществом;
•сделки, связанные с выдачей займов, поручительств и гарантий, иных видов обременении, уступкой прав требований, переводом долга:
•приобретение и отчуждение акций (долей, паев) хозяйственных обществ и товариществ;
• заключение договоров простого товарищества (договоров о совместной деятельности);
• участие в качестве учредителя (участника) хозяйственных обществ и товариществ, иных юридических лиц;
• распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, в том числе акциями, принадлежащими унитарному предприятию.
Более того, в уставе унитарного предприятия, утверждаемом собственником имущества, могут быть предусмотрены определенные виды и (или) объем сделок, совершение которых не может осуществляться без его согласия.
В отношении различного рода заимствований унитарного предприятия установлен порядок, в соответствии с которым эти операции возможны исключительно в случае предварительного согласования с собственником имущества их объемов и направлений использования.
Таким образом, четко
прослеживается ужесточение порядка
контроля со стороны собственника за
функционированием унитарных
Новый Закон установил
для руководителя унитарного предприятия
более жесткие рамки его
• по его личному участию в юридических лицах;
• по занятию должностей и оплачиваемой деятельности в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (исключение сделано лишь для преподавательской, научной и иной творческой деятельности);
• по осуществлению
Руководитель унитарного пред
Закон также развил положения ст. 295 ГК РФ в отношении прав собственника на получение части прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию на основании ограниченных вещных прав (хозяйственного ведения и оперативного управления). Несмотря на право собственника на получение прибыли, руководители унитарных предприятий зачастую рассматривали чистую прибыль как исключительно средства предприятия. Нередко даже возникал вопрос: а не являются ли попытки государства получить эти средства в бюджет дополнительным налогообложением? Иным казалось, что после получения налогового дохода государство более не имеет отношения к «их средствам». Объяснение простое: данные средства принадлежат не предприятию, а собственнику, который создавал предприятие с целью получения прибыли. Ожидается, что Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» существенно повысит эффективность деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Тем более, что положительный опыт в данном вопросе уже накоплен на федеральном уровне.
Последовательная реализация в Законе положений уже упоминавшейся Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации позволит:
• определить цели государства
и муниципальных образований
применительно к каждому
• установить систему требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных планов, а также требований к показателям деятельности предприятий.
Необходимо подчеркнуть,
что механизм, реализующий положения
рассматриваемого Закона, закладывался
еще до вступления в силу данного
законодательного акта. Речь идет прежде
всего о Постановлении
До момента выхода указанного Постановления некоторые процедурные вопросы в сфере управления предприятиями длительный период оставались неурегулированными. Например, предприятия вместе с годовой отчетностью обязаны были представлять утвержденную программу деятельности предприятия на очередной год, однако не было оговорено, как указанная программа разрабатывается и утверждается. В качестве другого примера следует привести положение, согласно которому отраслевые федеральные органы исполнительной власти определяют величину прибыли предприятий, подлежащую перечислению в федеральный бюджет, однако не указывалось, каким образом определяется размер данной части прибыли. В итоге был определен перечень основных показателей, утверждаемых для контроля за деятельностью унитарного предприятия, однако и в нем не указывалось, каким образом эти показатели рассчитываются.
Информация о работе Контрольная работа по «Системам государственного и муниципального управления»