Кризисы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

Кризис усугубляется отсутствием стратегии. Как следствие, на одном из этапов развития аппарату, призванному уточнять уже принятые решения, придали функции их выработки. Некомпетентность привела к перенапряжению чиновников и параличу их работы. Кризис государственного управления актуальная и интересная тема, исследуемая экономистами, статистами, философами, стратегами, политологами, психологами и многими другими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Государственное управление: проблемы и перспективы ……. 5
1.1 Основные функции, задачи и роль государства. ………………. 8
ГЛАВА 2 Кризисы государственного управления. ………………………... 15
2.1 Основные черты, формы, факторы кризиса…………... ……... 16
2.2. Антикризисные меры правительства …………………………. 23
ГЛАВА 3. Государственные реформы …………………………………... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая система госуправления отличная.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра «Государственного и муниципального управления» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Система государственного и муниципального управления

на тему: Кризисы государственного управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Государственное управление: проблемы и перспективы ……. 5
      1.1 Основные функции, задачи и роль государства. ………………. 8
ГЛАВА 2 Кризисы государственного управления. ………………………... 15
      2.1 Основные черты, формы, факторы кризиса…………... ……... 16
      2.2. Антикризисные меры правительства …………………………. 23
ГЛАВА 3. Государственные реформы …………………………………... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………….. 37
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Главная причина недееспособности

  центрального управления  — всеобщая безответственность

М. Дилягин  д.э.н.

      Последние 10 лет в России происходит череда кризисов, у истоков которых стоит государство. Порой оно создает их прямо — как системный финансовый 1995-1998 гг., чаще — бездействием, как дефолт, бензиновый и подступающий зерновой кризисы.

      Кризис  усугубляется отсутствием стратегии. Как следствие, на одном из этапов развития аппарату, призванному уточнять уже принятые решения, придали функции их выработки. Некомпетентность привела к перенапряжению чиновников и параличу их работы. Кризис государственного управления актуальная и интересная тема, исследуемая экономистами, статистами, философами, стратегами, политологами, психологами и многими другими.

      В данной работе поставлена цель рассмотреть  кризисы государственного управления.

Для поставленной цели были определены следующие задачи:

      • Рассмотреть основные функции, задачи и роль государства;
      • проанализировать кризисы государственного управления;
      • выяснить  основные черты, формы, факторы кризиса;
      • выделить антикризисные меры  правительства;
      • определить государственные реформы

      Что можно сказать о будущем России, как сложится ее облик в будущем? Будущее, к сожалению, всегда прикрыто плотной завесой неопределенности. Наука может лишь высказать некоторые предположения, привести аргументы в пользу той или иной гипотезы развития.

Но это  вовсе не означает, что мышления  будущем несостоятельны. Наоборот, они крайне важны - и именно сейчас, на историческом перепутье, на котором оказалась Россия. Это принесет немало пользы, если будет уделено должное внимание содержательным проблемам, раскрывающим причинно-следственные связи нашего прошлого и настоящего. Из анализа потока свершившихся событий можно более полно понять, что заведомо нельзя делать и, наоборот, что необходимо предпринять в первую очередь, чтобы российское общество и его экономика пошли на подъем, нашли бы, наконец, твердые опоры для своего возрождения.

      Преодоление кризисов заходящей в тупик общественной эволюции не обходится без опоры  на передовые идеологии единения людей. Это общечеловеческие религии, принесшие на смену первобытным родоплеменным верованиям  кредо духовного единства и братства людей, императивы милосердия и альтруизма. Это либеральные доктрины общечеловеческих прав и свобод, перенесшие идею единства, равенства и братства из духовного мира в гражданское общество. Это социалистические учения, указавшие необходимость устранить социальную дискриминацию и угнетение, как главную угрозу неотчуждаемости прав и свобод.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственное управление: проблемы и перспективы

      Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • управленческий подход.

Согласно  правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно  политическому подходу, основной задачей  государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно  менеджерстскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенству права;
  • следования воле народа;
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата.

Оценка  того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных показателей качества государственного управления.

 Непосредственная причина низкой эффективности государства в том, что мало внимания уделяется организацией его деятельности. Стихийность приводит к тому, что в правительстве одна и та же работа может выполняться трижды: ведомствами, департаментами аппарата правительства и секретариатами вице-премьеров.

Однако  главная причина недееспособности государства — всеобщая безответственность. Ее корни, по моему мнению, лежат не на ведомственном и даже не на правительственном уровнях, а в Конституции РФ.

Для исправления  такого положения прежде всего, необходимо установить соответствующий сегодняшним реалиям баланс полномочий ветвей власти. Так, естественными функциями президента являются стратегия, безопасность, внешняя политика, государственное строительство, кризисы и представительство. Остальное — дело парламента и правительства. Без необходимых полномочий они в принципе не могут стать ответственными.

 Сегодня  по Конституции каждый субъект  Федерации фактически равноправен  ей в целом, а это признак  конфедерации. Такое положение недопустимо,  так как в условиях выборности  глав субъектов Федерации они освобождаются от всякой ответственности.

 Недостатки  государственного правления в большинстве регионов превосходят аналогичные явления в центре. Косвенно это отражается в том, что доля расходов на него в региональных бюджетах в 3 раза превышает аналогичный показатель федерального бюджета (соответственно 6 и 2%).

На мой  взгляд, Конституция должна предусматривать  механизмы реализации федеральных  законов в случае попыток их нарушения  властями на местах — вплоть до смены  этих властей. Она должна описывать отношения федерального центра и субъекта не менее тщательно, чем отношения президента, правительства и парламента.  
 
 
 
 
 
 

  1. Основные функции, задачи и роль государства

Основная  функция государства - обеспечение  выживания своего населения.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

  • управление хозяйством и обществом;
  • оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась  возможность более цивилизованного  поведения государства.

Природа государства и его положение  в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и неосновные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной  классификацией является деление функций  государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Информация о работе Кризисы государственного управления