Кризисы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

Кризис усугубляется отсутствием стратегии. Как следствие, на одном из этапов развития аппарату, призванному уточнять уже принятые решения, придали функции их выработки. Некомпетентность привела к перенапряжению чиновников и параличу их работы. Кризис государственного управления актуальная и интересная тема, исследуемая экономистами, статистами, философами, стратегами, политологами, психологами и многими другими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Государственное управление: проблемы и перспективы ……. 5
1.1 Основные функции, задачи и роль государства. ………………. 8
ГЛАВА 2 Кризисы государственного управления. ………………………... 15
2.1 Основные черты, формы, факторы кризиса…………... ……... 16
2.2. Антикризисные меры правительства …………………………. 23
ГЛАВА 3. Государственные реформы …………………………………... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая система госуправления отличная.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

В Указе  Президента России от 23 июля 2003 г. № 824 определен перечень мер, направленных на повышение эффективности системы  федеральных органов исполнительной власти, а главной целью заявлено создание более благоприятного климата для предпринимательской деятельности:

• ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

• исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

• организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

• завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

К началу 2005 г. проведены анализ и классификация  функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Всего  в рамках работы Правительственной  комиссии по проведению административной реформы было проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными – 1468, дублирующими – 263, требующими изменения – 868. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора – на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – на федеральные агентства.

В конце  октября 2004 г. началась подготовка более  обширной программы административной реформы с более грандиозными задачами. Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р была одобрена Концепция  административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., а также План мероприятий по ее проведению. Концепция предусматривает меры программного характера, и в том числе содержит подробный план мероприятий с определением ответственных исполнителей.

Целями  административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. являются:

• повышение качества и доступности государственных услуг;

• ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

• повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В качестве показателей достижения целей административной реформы названы:

1. Оценка  гражданами деятельности органов  исполнительной власти по оказанию  государственных услуг. Основным инструментом для исследования качества и доступности государственных услуг, признанным в мировой практике, является проведение социологических опросов.

В соответствии с проведенным фондом «Общественное  мнение» в 2004 г. исследованием только 14 % граждан, обращавшихся в течение последних двух лет в государственные органы, смогли получить интересующую их государственную услугу приемлемого качества.

Предполагается  в результате проведения административной реформы повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 г. до 50 % и к 2010 г. – не менее чем до 70 %.

2. По  данным проведенных в 2004 г.  в 80 субъектах Российской Федерации  исследований издержек малых  предприятий на преодоление административных барьеров, их размер составил в среднем 8,5 % выручки предприятия.

Целевым показателем реализации мероприятий  административной реформы является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 г. до 5 %, к 2010 г. – до 3 %.

3. Интегральным  показателем качества государственного  управления является индикатор  GRICS, рассчитываемый Всемирным банком один раз в два года на основе сопоставления 25 различных показателей эффективности государственного управления, подготавливаемых 18 независимыми организациями, и состоящий из 6 самостоятельных показателей, отражающих основные параметры государственного управления. В 2004 г. в рейтинг входило 209 стран. Процентный ранг Российской Федерации по эффективности государственного управления в 2004 г. равнялся 48,1 единицы (из 100 возможных), по качеству государственного регулирования – 30,5 единицы (из 100 возможных).

Реализация  мероприятий административной реформы  должна способствовать повышению качества государственного управления и государственного регулирования. В качестве целевых ориентиров по данным показателям предполагается использовать значения, близкие к уровню государств Восточной Европы. Так, к 2008 г. предполагается достичь значение показателя эффективности государственного управления 55 единиц, эффективности государственного регулирования – 60 единиц, а в 2010 г. – не ниже 70 единиц по каждому из показателей.

Мероприятия административной реформы. Административная реформа предусматривает реализацию мероприятий по шести основным направлениям.

1. Управление  по результатам.

2. Стандартизация  и регламентация.

3. Оптимизация  функций органов исполнительной  власти и противодействие коррупции.

4. Повышение  эффективности взаимодействия органов  исполнительной власти и общества.

5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

6. Обеспечение  административной реформы.

Обеспечение административной реформы. Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации – с другой.

Целями  мероприятий по данному направлению  являются формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Реализация  мероприятий административной реформы  в России осуществлялась через предоставление на конкурсной основе финансирования федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов Федерации.

Так, например, в 2006 г. для конкурсного отбора было подано 68 заявок: 22 заявки федеральных  органов исполнительной власти и 46 заявок субъектов Российской Федерации. Таким образом, в конкурсе приняли участие более 50% субъектов Российской Федерации и более 25% федеральных органов исполнительной власти. Общее количество заявленных проектов по реализации административной реформы в 2006 г. – 253, в том числе: в федеральных органах исполнительной власти – 81 проект, в высших исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации – 172 проекта.

Распределение проектов по основным темам таково:

• разработка и внедрение административных регламентов – 50%;

• внедрение механизмов управления по результатам – 20%;

• внедрение механизмов досудебного обжалования – 7%;

• внедрение механизмов аутсорсинга административных процессов – 7%;

• разработка антикоррупционных программ – 5% и др.

Победителями  признаны: федеральных органов исполнительной власти – 19, субъектов Российской Федерации  – 29.

Программа административной реформы также  предусматривает комбинацию механизмов по развитию потенциала и административных механизмов, принятие рамочных законов по основным компонентам реформы, разработку методических рекомендаций и программ обучения кадров. Создание совместных экспертных групп с участием представителей федеральных и региональных органов власти, а также акцент на достижении быстрых результатов имеют целью формирование дополнительной базы поддержки программы реформ. Одновременно создаются механизмы для ведения постоянного мониторинга хода реформы. 
 

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Наша главная беда — неблагополучное состояние системы государственного управления. Важнейшая функция государства — целеполагание — практически полностью отсутствует, а проблема организации управления не воспринимается в принципе. Я считаю, что ресурсом развития РФ сегодня является не государство как таковое, а его оздоровление. Возможно ли это без разрушительных политических потрясений — покажет будущее, но очевидно, что государство может, оздоровиться не само по себе, безотносительно конкретных целей и задач, а лишь в ходе установления стабильных правил современной рыночной экономики.

В рамках курсовой работа была рассмотрена  тема: кризисы государственного управления, выполнены следующие задачи для достижения поставленной цели:

      • Рассмотрены основные функции, задачи и роль государства;
      • проанализированы кризисы государственного управления;
      • Выяснены  основные черты, формы, факторы  кризиса;
      • выделены антикризисные меры  правительства;
      • определены государственные реформы.

      В сегодняшнем мире уже не нефть, алмазы или плодородные земли становятся главным природным богатством. Сегодня Россия продвинулась дальше других стран в практическом использовании нового экономического инструмента охраны окружающей среды - платежей за ее загрязнение.

В связи  с началом административной реформы в стране количество предлагаемых вариантов реформирования государственного аппарата увеличивается буквально с каждым днем. К их разработке подключились политологи, экономисты, социологи, представители других наук. Наметился широкий концептуальный разброс. Одни специалисты видят цель административной реформы в том, чтобы отстранить государство от вмешательства в экономику, соответственно - ликвидировать все оставшиеся отраслевые министерства, а заодно и реорганизовать систему государственного контроля, сведя ее функции к чисто координационным и надзорным; другие считают административную реформу средством исправления множества конституционных дефектов, затрудняющих усиление президентской власти и укрепление системы государственных органов власти в целом; третьи ратуют за превращение государства в аппарат обслуживания интересов и удовлетворения нужд рядовых граждан.

 

     

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая  литература. 1993г.
  2. "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  3. Гринин Л. Е. Зависимость между размерами общества и эволюционным типом политики // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Коротаев А.В., Малков С.Ю., Гринин Л.Е. М.: КомКнига/УРСС. С.263-303. ISBN 978-5-484-01009-7
  4. Философия права в начале 21-го столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. Издание Московско-Петербургского философского клуба, М., 2010. ISBN 978-5-98856-119-4
  5. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юрист, 2001. – 656 с.
 
 
 
 
 

             

Информация о работе Кризисы государственного управления