Культура как механизм социального наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание

Культура включает в себя: вещи (материализованные результаты человеческой деятельности); образцы человеческих отношений; символические объекты, в том числе ценности и нормы. Все культурные явления "искусственны" (в том смысле, что они созданы людьми). Но чтобы стать элементом культуры данного общества, та или иная вещь, образец поведения или символ должны быть приняты членами общества или их частью и закрепиться в их сознании, т.е. люди должны вкладывать в них определённый смысл.
Цель работы – рассмотреть культуру как механизм социального наследия.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. изучить происхождение понятия и сущность понятия «культуры»;
2. познакомиться с социальными функциями культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность понятия культуры 6
1.1. Происхождение термина 6
1.2. Опреджеление культуры 10
Глава 2. Социальные функции культуры 17
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Работа состоит из  1 файл

культура как механизм социального наследия.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура - исключительно многообразное  понятие. Его границы слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры.

Многообразна и разнонаправленна культурная деятельность человека. Человек  вообще не может жить вне культуры, вне традиций, вне определенных ценностей. Однако сформулировать четко, недвусмысленно, что такое культура, оказывается, чрезвычайно сложно. Существует не только несколько сот определений этого понятия, но и весьма различные подходы. Обозначим лишь важнейшие точки зрения, бытующие в научной и популярной литературе. Итак, под культурой подразумевают:

• совокупность всех достижений общества в экономической, социальной и духовной сферах жизни;

•  уровень, степень развития какой-либо области физической или умственной деятельности;

•  просвещенность, образованность, начитанность, воспитанность, гуманизм;

• процесс облагораживания человеком  природы (культура – вторая природа);

•специфический способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Для социологии важно подчеркнуть социальный характер этого явления. Но поскольку культура охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, социология определяет культуру в самом широком смысле. Если под обществом понимать совокупность людей, то культурой следует назвать всю совокупность результатов их деятельности.

Культура включает в себя: вещи (материализованные результаты человеческой деятельности); образцы человеческих отношений; символические объекты, в том числе ценности и нормы. Все культурные явления "искусственны" (в том смысле, что они созданы людьми). Но чтобы стать элементом культуры данного общества, та или иная вещь, образец поведения или символ должны быть приняты членами общества или их частью и закрепиться в их сознании, т.е. люди должны вкладывать в них определённый смысл.

Цель работы –  рассмотреть  культуру как механизм социального наследия.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

1. изучить происхождение  понятия  и сущность понятия «культуры»; 

2. познакомиться с социальными функциями культуры.

Американские культурологи Альфред  Кребер и Клайд Клакхон в их совместном исследовании, посвященном  критическому обозрению концепций  и определений культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес  к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры (первое из них, как они считают, принадлежит выдающемуся английскому этнографу Эдуарду Тайлору), то с 1920 по 1950 г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного понятия. Позже названные авторы значительно увеличили общее количество разноречивых определений. В отечественной литературе готовность сопоставить различные дефиниции культуры позволила Л.Е. Кертману насчитать свыше 400 определений. Многообразие трактовок понятия культуры определяется тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и резнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. С другой стороны, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только философов, но и социологов, аксиологов, историков, культурологов. В зависимости от теоретической методики вырастает и способ, помогающий постигать феномен. Мне ближе  философско-антропологический подход к культуре. Культура в этом случае понимается как выражение человеческой природы. Она выводится из особенностей самого человека как особого рода сущего. Различные черты культурного процесса непосредственно вычитываются из человеческой натуры. Культура при этом оценивается как развернутая феноменология человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Сущность понятия культуры

1.1. Происхождение термина

 

Из всего разнообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые  существовали в прошлом и существуют в настоящее время, мы выделяем определенную особенную сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура — то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснение и доказательства этого тезиса приводятся самые разнообразные — в зависимости, что понимается под словом культура.

Слово культура — латинского происхождения, которое буквально обозначало обработку, досмотр, улучшение, возделывание. В  классической древности оно впервые было зафиксировано в труде Марка Порция Катона «De agri cultura» (ІІІ в. до н.э.). Этот труд посвящен заботам землевладельца, который обрабатывал землю с использованием рабского труда. Заботы отвечали духу времени: автор рекомендовал удерживать рабов впроголодь, загружать их работой без меры, чтобы удержать от кражи и легкомысленных занятий. Хозяину приказывалось быть скупым и осмотрительным, не впадать в избыточности и никому не доверять.

Такое значение слова «культура» —  «земледелие» — пошло в прошлое. Намного ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелии римские ученые Варрон, Колумелла (I в. до н.э.). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность труда, заинтересованность рабов. Слово «культура» приобрело многозначительность у знаменитого римского оратора и публициста Цицерона. В одном из своих писем он говорит о «культуре духа», то есть о развитии умственных способностей, которые являются достойным заданием для свободного человека и дается благодаря занятиям философией.1

Сыграв роль универсального языка  в средневековой Европе, латынь донесла  к нам слово «культура» через  тьму столетий. Правда, употреблялось  оно только в словосочетаниях  и означало степень мастерства в  какой-либо отрасли, приобретение умственных навыков (например, cultura juris — выработка правил поведения, cultura scientiae — усвоение науки, cultura literarum — совершенствование письма).

Четкое выделение культуры уже  не в связи с каким-либо объектом в родительном падеже, а как имени существительного связано с трудами С. Пуффендорфа, немецкого просветителя-философа и юриста. В 1684 г. он отходит от цицероновского словоупотребления и впервые характеризует культуру как нечто единое, противополагаемое «естественному состоянию». Согласно его логике, культура есть то, что содеяно человеком за минусом природного.

Последующие шаги в развитии термина  «культура» в сторону обретения  им понятийного смысла в его современном  значении связаны с именем И. Гердера. Этот выдающийся философ предпринял грандиозную по тем временам попытку охарактеризовать путь, пройденный человечеством, и обосновать идею прогресса на конкретном материале истории культуры. Он утверждал, что рост культуры обнаруживает себя как закон истории, доказывал существование единой во времени цепи событий, выраженной в виде преемственности элементов культуры, к которым он относил язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию. Гердер рассматривал культуру как то, что сплачивает людей воедино, выступает и как результат, и как стимул общественного развития. Его идеи положили начало сравнительно-историческому изучению культур, анализу традиций, обычаев и нравов. 2

Уже в XYIII веке формируется  критический подход к культуре, имеют место попытки ее противопоставления чистоте нравов «естественного» человека. Позднее, критическое отношение переросло в противопоставление культуры и жизни. В новом свете культура начинает рассматриваться как притворство (Шопенгауэр) или как средство подавления творческих жизненных инстинктов человека (Ницше). На этой основе возникают идеи культурной самобытности (Данилевский, Шпенглер), авторы которых отрицали единый исторический процесс культурной преемственности.

С конца XIX века культура становится объектом внимания социологов, антропологов, этнографов, что дает толчок разработке новых культуроведческих направлений (Э. Тайлор, А. Кребер, В. Малиновский и др.). От понимания культуры, как совокупности традиций, обычаев того или иного народа исследователи переходят к пониманию ее как совокупности образцов, парадигм деятельности, скрытых в жизни народа. Формулируется проблема обнаружения этих неявных подходов, делящих социальное целое на множество частей, которые позволяют отнести людей к определенному типу культуры. Актуальной становится задача выявления всех форм осознания элементов культуры членами этноса, а также проникновения в дух определенной культуры, часто не имеющей письменности. Особое внимание в культурной антропологии уделяется коммуникативному аспекту культуры (Э. Сепир и др.), методам передачи культурного наследия и внутрикультурным контактам. В концепции коммуникативной природы культуры основным предметом анализа становится ее знаковая система.

Направлению изучения культуры, которое связано с анализом взаимоотношений личности и культуры положил начало З. Фрейд. В его трудах и работах его последователей, культура рассматривается как продукт сублимации бессознательных психических процессов, выраженных в знаковой форме. Коммуникативная природа культуры проявляется в усвоении личностью (посредством знаковых элементов) общезначимых культурных образцов, преобразующихся в индивидуальные поведенческие навыки.3

В рамках философского течения  неокантианства, его представитель  Э. Кассиер пытается рассматривать культуру как совокупность несводимых друг к другу символических форм, представляющих высшие человеческие ценности. По мнению автора, они включают язык, историю, религию, искусство, науку и т.д.

Важным направлением современной  социологии, сложившимся уже в новейшей истории, становятся проблемы культурной динамики, а также вопросы определения роли и места культуры в социальной деятельности людей (М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). По мнению разработчиков данной концепции, всякая социальная система является, прежде всего, системой действия, т.е. мотивированного целенаправленного поведения людей, а не системой культурных стандартов. Последние, однако, всегда вовлекаются в процесс выполнения индивидами социальных действий. И лишь при их осуществлении «культурные объекты – эти символически организованные элементы культурной традиции, идеи или верования, экспрессивные символы или ценностные образцы» приводятся в активное состояние и только тогда «обнаруживают себя, приобретают способность изменяться, влиять на индивидов и использоваться ими». 4

Все эти перечисленные направления, течения и позиции позволили  достичь некоторой определенности и упорядоченности по ключевым вопросам культурологи – уложить все бесчисленное множество идей в три базовых  подхода: суммативный, аксиологический и функциональный. Была признана ограниченность широко распространенных в то время суммативных определений, согласно которым культура есть лишь сумма, итог, совокупность всех творений человека. Достигнуто согласие и в том, что аксиологические концепции, в соответствии с  которыми культура рассматривается как набор ценностей, являются односторонними, ограниченными, замыкающими культурные явления в относительно узкие рамки.

Современные исследователи  ищут аналоги термина «культура» в других языках. Да, в древнегреческой употреблялось слово «пайдейя», которое означало воспитание гармоничной личности (в ребенке), в китайском языке — «жень» и «вень» означали воспитание благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось о «дхармашастре» (учение о жизненных правилах поведения и обязанностях верующего). Эта схожесть оправдывает использование понятия «культура» для изучения разнообразных исторических фактов.

1.2. Определение культуры

 

Культура – это  характеристика человеческого общества, его людей, его истории. Природа как таковая, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. За внешним многообразием определений культуры все же обнаруживаются две смысловые доминанты. В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего его достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры – материальная, духовная и художественная культура. В широком смысле культура – это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком.

Содержание культуры составляют исторически  обусловленные формы отношения  человека к природе, обществу и самому себе. В культурологии распространена традиция рассматривать культуру главным образом как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и его социального существования. В этом случае культура представляется как область духовной свободы человека. Творческий акт понимается как мистическое откровение, озарение творческого человека. Культура – порождение самого человека – особая сила, способная органически соединить в человеке природные и социальные качества. Человек оказывается и творцом культуры, и творением культуры, и носителем культуры5.

Культура формирует человеческую индивидуальность, поскольку наследование культуры, многостороннего опыта  предков, предполагает свободный –  разумеется с определенной долей  условности на разных этапах истории  человечества – выбор ценностей, которые данный индивид усваивает. Поначалу этот выбор осуществляет среда, потом школа и другие институты микросреды индивида, но по мере взросления он начинает самостоятельно выбирать все более широкий круг культурных предметов, вбирает в себя их духовное содержание. По мере развития человеческой цивилизации масштабы культурных богатств становятся столь значительными, что отдельный человек оказывается уже не в состоянии охватить и освоить все то, что накопила культура. Поэтому тот или иной выбор оказывается необходимым, неизбежным. Выбор, сделанный каждым человеком, становится в конечном счете единственным, как единственен и неповторим каждый человек. Так оказывается, что если индивидом человека делает природа, личностью – общество, то неповторимой, уникальной индивидуальностью его делает культура.

Информация о работе Культура как механизм социального наследия