Культура как механизм социального наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание

Культура включает в себя: вещи (материализованные результаты человеческой деятельности); образцы человеческих отношений; символические объекты, в том числе ценности и нормы. Все культурные явления "искусственны" (в том смысле, что они созданы людьми). Но чтобы стать элементом культуры данного общества, та или иная вещь, образец поведения или символ должны быть приняты членами общества или их частью и закрепиться в их сознании, т.е. люди должны вкладывать в них определённый смысл.
Цель работы – рассмотреть культуру как механизм социального наследия.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. изучить происхождение понятия и сущность понятия «культуры»;
2. познакомиться с социальными функциями культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность понятия культуры 6
1.1. Происхождение термина 6
1.2. Опреджеление культуры 10
Глава 2. Социальные функции культуры 17
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Работа состоит из  1 файл

культура как механизм социального наследия.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Большую известность  приобрела общая теория коммуникаций канадского социолога и культуролога Г. Маклюэна. По его мнению, развитие средств коммуникации определяет общий  характер культуры и смену исторических эпох. Маклюэн выделяет три типа коммуникаций и соответственно три исторических типа культуры:

1) культура устной  традиции;

2) культура письменной  и печатной традиции;

3) электронный тип  культуры.

В эпоху племенных  культур общение человека было ограничено рамками устной речи. С возникновением письменности сначала рукописные, а затем печатные книги становятся главными средствами общения между людьми. В XX веке наступила эра электронной информации. Сейчас, по выражению Маклюэна, мы живем в "глобальной деревне". Новые средства массовой информации и электронно-вычислительные машины упраздняют на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки, снимают понятия "центр" и "периферия". 13

Существует и другая классификация типов коммуникативности, в соответствии с которой выделяются:

1. Традиционный тип  коммуникации. Он распространен  в локальной, сельской среде.  Здесь все хорошо знают друг  друга. Роль каждого человека  в общении определена его возрастом и образом жизни, а нормы общения известны всем с детства или, по крайней мере, в течение многих лет. Общение отличается постоянством, стабильностью.

2. Функционально-ролевой  тип коммуникации. Он развивается  в городской среде в условиях значительной дифференциации типов деятельности и образа жизни, является безличным и специализированным. Правила коммуникации соответствуют профессиональной деятельности и статусу человека в социальной системе. Устные, а еще более письменные контакты, часто формализованы.

3. Массовая коммуникация. Она образуется в рамках современного  массового общества и означает  распространение информации одновременно  среди большого числа людей,  независимо от социального статуса  и места жительства. Такая коммуникация  возможна лишь на основе новейших технологических средств, обеспечивающих высокую скорость и массовость поиска, обработки и распространения информации.

5. Интегративная функция  культуры состоит в том, что  культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и  целостность общества. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа, как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир. 14

Многие философы обращали внимание на важность интегративной  функции культуры. Например, немецкий просветитель И. Г. Гердер (1744 - 1803) рассматривал культуру как способ взаимосвязи  отдельного человека и общества, как средство сплочения людей в единый социальный организм. Аналогичные идеи высказывал П. А. Сорокин (1889 - 1968). Он считал, что культура связывает личность и общество. Английский философ А. Н. Уайтхед (1861 - 1947) исследовал вопрос о роли культурных символов в социальной интеграции. По его мнению, культурные символы помогают людям объединяться в социальные и этнические группы. К таким интегрирующим культурным символам Уайтхед относил национальный флаг и герб. Он обратил серьезное внимание на энергетику символа. Символы могут оказывать на людей чрезвычайно сильное, порой магическое воздействие и даже способствовать культивированию фанатизма. В этой связи можно указать, например, на ту объединительную роль, которую играет в христианском мире крест как символ страданий Христа или свастика в системе фашистской идеологии.

Идеи Уайтхеда получают дальнейшее развитие в теории символического интеракционизме (взаимодействия). Сторонники этой теории обращают внимание на то, что  символикой пронизаны все формы общественной деятельности, хотя и в разной степени. Так, религия и политика в большей мере подвержены символизации, чем экономика. Молитвы, кресты, ритуалы - в одной сфере, флаги, лозунги и митинги - в другой. Это примеры проявления символического взаимодействия. Человек соотносит себя с большим или малым коллективом через подключение знаковых средств.

6. Функция социализации  состоит в том, что культура  является важнейшим средством  включения индивидов в социальную  жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры, сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Кроме того, культура - один из важных факторов структурирования общества. Она участвует в формировании социальной структуры. Как образ  жизни в целом, так и различные  сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусы, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, профессиональное и социальное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения. Например, средневековый рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, от него требовалась физическая сила, мужество, верность своим обязательствам и благородство по отношению к противнику. Конечно, как и всякий идеал, он не всегда согласовывался с жизнью.

Переход от воинских доблестей  к придворной жизни привел к заметным изменениям и в нормах поведения. Теперь ценились уже не сила и мужество, а изящество манер, галантное обращение с женщинами, искусство этикета. Можно сказать, что дворянская этика вырождается в этикет - сложную, разработанную до деталей систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных для общения в узком, аристократическом круге лиц. Искусство этикета было более важным отличительным признаком аристократа, чем любые юридические документы, удостоверявшие его сословную принадлежность. Высшего расцвета этикет достигает при французском дворе в правление Людовика XIV.

7. Регулятивная функция  культуры связана, прежде всего,  с определением (регулированием) различных  сторон, видов общественной и  личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия. Регулятивная функция осуществляется такими элементами культуры, как ценности, нормы, традиции.15

8. В качестве особой  некоторые культурологи выделяют эвристическую функцию культуры. Она заключается в следующем. Творчество: научное, техническое, управленческое невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная культура, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности. Художественная культура помогает и развитию таких черт творческого мышления, как гибкость, ассоциативность, способность по-новому увидеть обычное. Не случайно А. Эйнштейн сказал: "Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаус". В нашей печати в "Литературной газете" сообщалось о своеобразном эксперименте, проведенном в США. Группа администраторов одной компании освобождалась от профессиональной деятельности и в течение десяти месяцев осуществляла гуманитарную программу, в которой большое место занимало искусство (чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, концертов). Это очень положительно сказалось на их профессиональной активности, их действия стали более творческими, нестандартными.

9. Компенсаторная функция  культуры позволяет человеку  отвлекаться от производственной  деятельности, отдыхать от жизненных  проблем, получать эмоциональную  разрядку. Другое название этой  функции - рекреативная - отражает частное совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности. Человек может получать духовную компенсацию от туризма, общения с природой, творческих увлечений. Важной формой компенсации являются праздники, на время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения. Во время праздника происходит концентрация культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление, театрализованные действия, музыкальные мероприятия, зрелища и процессии, конкурсы и состязания. Гражданские, и особенно народные праздники, заключают в себе не только торжественные, но и игровые элементы.

Компенсаторную функцию  выполняют такие виды духовной культуры, как искусство и религия. Искусство позволяет восполнить то, что недостает человеку в его жизни, неизбежно ограниченной пространством и временем. Мы как бы заново переживаем судьбы героев произведений, вместе с их персонажами попадаем в различные жизненные ситуации, испытываем при этом определенные чувства, переживания. И все это обогащает наш жизненный опыт, восприятие и понимание жизни, расширяет круг общения.

Применительно к религии  правильнее было бы говорить об иллюзорно-компенсаторной функции, потому что религия дает человеку иллюзорную надежду и утешение. В религии происходит мнимое снятие противоречий и конфликтов: социальное неравенство превращается в равенство перед богом, фактическое бессилие человека компенсируется всесилием бога, смертный оказывается бессмертным, а мир зла и несправедливости заменяется "царством божьим" ("царством небесным"). Важное значение при этом имеет психологический аспект компенсаторной функции, который особенно отчетливо проявляется в молитве и покаянии. При их совершении происходит переход от состояния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, успокоения, гармонии, радости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Специалисты утверждают, что история  развития смысловой сущности понятия культуры насчитывает несколько тысячелетий. Своими корнями она уходит в эпоху римской цивилизации, где это слово появилось в обращении. Многообразие трактовок понятия культуры определяется тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. С другой стороны, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только философов, но и социологов, аксиологов, историков, культурологов. В зависимости от теоретической методики вырастает и способ, помогающий постигать феномен.

 С момента своего появления  культура реализует свою главную  функцию – она компенсирует утраченную человеком способность генетически передавать поведенческие программы новым, неизвестным природе способом наследования – передачей накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение и от общности к индивиду. Ребенок приобщается к культуре усилиями родителей и учителей с первых дней его жизни. Впитывая в себя культуру, входящий в жизнь человек обретает все свое духовное содержание – те или иные нравственные представления, те или иные религиозные взгляды (или атеистические), те или иные эстетические вкусы, те или иные политические убеждения. В обоих масштабах – родовом и индивидуальном – культура становится способом очеловечивания человека. При этом она решает другие задачи, нежели те, которые решает его социализация. Последняя включает индивида в структуру социума, делая его носителем определенных общественных отношений, исполнителем того или иного ансамбля социальных ролей.

С момента своего появления  культура реализует свою главную  функцию – она компенсирует утраченную человеком способность генетически передавать поведенческие программы новым, неизвестным природе способом наследования – передачей накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение и от общности к индивиду. Ребенок приобщается к культуре усилиями родителей и учителей с первых дней его жизни. Впитывая в себя культуру, входящий в жизнь человек обретает все свое духовное содержание – те или иные нравственные представления, те или иные религиозные взгляды (или атеистические), те или иные эстетические вкусы, те или иные политические убеждения. В обоих масштабах – родовом и индивидуальном – культура становится способом очеловечивания человека. При этом она решает другие задачи, нежели те, которые решает его социализация. Последняя включает индивида в структуру социума, делая его носителем определенных общественных отношений, исполнителем того или иного ансамбля социальных ролей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

 

  1. Антология культурологической мысли. /Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С. Мамонтов.  - М., 1997. – 352с.
  2. Антология исследований культуры. - СПб.: ИНФА, 1997. - 617с.
  3. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990.
  4. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 600 с.
  5. Крошнева М.  Теория литературы: учебное пособие / М. Е. Крошнева. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 105 с.
  6. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под научн. ред. проф. Г.В. Драча. Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 576 с.
  7. Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.
  8. Кнабе Г.С. Введение в общую теорию культуры. - М., 1994. – 195с.
  9. Наука о культуре: итоги и перспективы: Науч.-информ. сб. / Рос. гос. б-ка. Информкультура; Науч. ред., сост. О.Л. Леонова, Вып. 2. - М., 2003. - 60 с.
  10. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.,1991. – 366с.
  11. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры  / К.А. Свасьян. // Вопросы философии. - 1987. - №6. -  С.12-15
  12. Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ПРИОР, 1998. - 351с.
  13. Учебный курс по культурологии.– Ростов-на-Дону, 1996.
  14. Флиер А.Я. Культура как смысл истории / А.Я. Флиер. //Общественные науки и современность. - 1999. - № 6.-  С. 153-154.

Информация о работе Культура как механизм социального наследия