Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:28, курсовая работа
Культура включает в себя: вещи (материализованные результаты человеческой деятельности); образцы человеческих отношений; символические объекты, в том числе ценности и нормы. Все культурные явления "искусственны" (в том смысле, что они созданы людьми). Но чтобы стать элементом культуры данного общества, та или иная вещь, образец поведения или символ должны быть приняты членами общества или их частью и закрепиться в их сознании, т.е. люди должны вкладывать в них определённый смысл.
Цель работы – рассмотреть культуру как механизм социального наследия.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. изучить происхождение понятия и сущность понятия «культуры»;
2. познакомиться с социальными функциями культуры.
Введение 3
Глава 1. Сущность понятия культуры 6
1.1. Происхождение термина 6
1.2. Опреджеление культуры 10
Глава 2. Социальные функции культуры 17
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Если отталкиваться от исходного принципа синергетики – науки о саморазвивающихся системах, и рассматривать культуру как систему, следует признать, что развитие системного объекта есть саморазвитие, то есть процесс, определяемый изнутри, а не извне. Применительно к истории культуры это означает, что при всем влиянии на нее изменений среды – и социальной, и природной, и физических и психических качеств самого человека – мотивация процесса развития культуры и ее движущие силы должны лежать в ней самой, и там они должны быть найдены. Такими силами, существующими в недрах самой культуры и определяющими ее развитие, являются силы, специфичные именно для культуры: это сложившаяся у человека в процессе его выхода из животного состояния потребность и способность самостоятельно, а не по генетическому императиву определять цели и выбирать средства своей деятельности; тем самым в основе культуры лежит обретенная человеком свобода непрерывного изменения своей поведенческой программы ради ее совершенствования, приспособления к меняющимся условиям среды. Выражается это и на материальном, и на духовном, и на художественном уровнях деятельности6.
История культуры обнаруживает действие в ней тех же законов, которые синергетика вскрыла в физических процессах, – переход от одного уровня организованности к другому, более высокому, через разрушение существующего, через рассогласование упорядоченных определенным образом элементов культуры возникающей неупорядоченностью, в чередовании состояний гармонии и хаоса, из которого вырастает новая гармония. Это не возврат к популярной в XIX в. концепции циклической «смены стилей», потому что состояние хаоса не равнозначно состоянию гармонии, потому что переход от гармонии к хаосу происходит не в каком-либо одном направлении, линейно, а именно нелинейно, по разным путям одновременно, и лишь будущее показывает, какой из путей оказывается предпочтительным. И если эта нелинейность имеет в природных процессах стихийный характер, то в культуре появляется неизвестный природе фактор – свобода воли отдельной личности – организатора и мыслителя, писателя и художника, ученого и публициста. При этом роль свободы, а значит, и несущей ее личности несравненно большая в истории культуры, нежели в истории общества, особенно в Новое время, когда личность сбросила с себя сковывавшие ее прежде узы традиций7.
С тех пор как в XVIII–XIX вв. история
культуры стала рассматриваться
не как «жизнеописания» отдельных
лиц, а как закономерно
Синергетический взгляд позволяет найти диалектическое сопряжение единства и многообразия, общей направленности и разных путей движения культуры человечества, тем самым открывая новые познавательные перспективы перед изучением ее истории. Так, хронологически разновременные культуры могут быть типологически одновременными и наоборот: капитализм сложился в разное время в Голландии, Англии, Франции, Германии, России, и порожденный им тип культуры воплотился в одних странах значительно позже, чем в других, и вместе с тем в ХХ в. сосуществуют совершенно разные – от архаических до «постиндустриальных» – общества и соответствующие им разнотипные культуры. Нелинейный характер развития проявляется здесь особенно отчетливо. При этом особое значение приобретают переходные состояния культуры, в которых особенно активно и напряженно разворачиваются поиски нового способа организации системы (например, конец античности, эпоха Возрождения, начало ХХ в. в культуре России, современная культурная ситуация – и в мире, и в России). Синергетика пошла дальше в поисках ответа на вопрос: чем объяснить предпочтение, отдаваемое одному пути развития перед другими? Настоящее содержит в себе будущее, при этом имеется вектор возможностей развития, выбор которого определяется особым аттрактором, источником конкретного движения.
Культура несет в себе диалектическое противоречие отдельного, индивидуального, личного – словом, человека, и – родового, коллективного, совокупного – словом, общественного целого. Охватывая обе эти сферы, культура знает как бы два движения – движение «вверх», к отвлечению от повседневных забот каждого, к обобщению жизненной практики людей в идеях и образах, в науке, искусстве и просвещении, в теоретическом познании, и движение «вниз» – к самой этой практике, к регуляторам повседневного существования и деятельности – привычкам, вкусам, стереотипам поведения, отношениям в пределах социальных микрогрупп, быту и т.д. В пределах первого из указанного типов культура воспринимает себя и воспринимается обществом как Культура («с большой буквы»). Такая культура отвлечена от повседневного существования, она тяготеет к закреплению в традиции и к респектабельности, к профессионализации деятелей, ее создающих, к восприятию более или менее подготовленной аудиторией и в этом смысле к элитарности. Всегда существовало стремление высокой Культуры замкнуться в социально ограниченном кругу и выражать себя на особом языке. Этой Культуре было свойственно тяготение к эталону, идеалу. В пределах второго из указанных типов культура растворена в повседневном существовании, что подразумевает совокупность характеристик практической, производственной и бытовой жизни данного общества в данную эпоху. 8
В своей сущности и в своей истории культура двуедина, тяготея, с одной стороны, к духу и Культуре, с другой – к жизни, повседневности и быту. В архаических культурах описанные два состояния культуры не разделялись, с вступлением общества в цивилизацию это разделение стало заметным. И такое состояние культурного процесса устойчиво сохранялось вплоть до ХIХ века. В этих условиях очень многое в частной повседневной жизни людей, равно как в их верованиях, надеждах, взглядах, чувствах не находило себе ни выражения, ни удовлетворения в сфере высокой Культуры. Такие взгляды искали возможность выразить себя и порождали особое состояние общественного сознания, альтернативное по отношению к высокой Культуре, которое существовало на протяжении истории в двух основных формах. Одна из них характерна для развитых классовых обществ от античности до, в широком смысле слова, нашего времени. Она представлена так называемой низовой культурой народных масс и соотнесена с так называемым плебейским протестом против Культуры.
Другая форма своеобразного противостояния высокой Культуре складывалась в несравненно более глубоких слоях исторического бытия и характерна для архаических обществ. К ней относится все связанное с принципом переживания жизни и культуры «наизнанку», с потребностью человека периодически освобождаться от цивилизации и культуры, от строя и порядка. Принцип «наизнанку» продолжает жить в так называемой смеховой, карнавальной культуре, в проделках шутов, скоморохов, «дураков»9.
Что же вытекает из двуединства культуры? Индивид и общество развиваются в неразрывном единстве. Нельзя выразить себя, не обращаясь к обществу, но и не отвлекшись от себя в собственной неповторимости, как нельзя построить общество, которое бы не состояло из индивидов, то есть не выражало бы себя через отдельных людей.
Культура не есть осуществление
новой жизни, нового бытия, она есть
осуществление новых ценностей.
Нам не дано предугадать, каким будет облик культуры будущего, но ее качества зависят во многом от нашей деятельности, которая подготавливает ее приход. В конечном счете, для того и нужно нам знание теории и истории культуры, чтобы каждый мог в меру своих сил сознательно и целенаправленно участвовать в выходе человечества на новую орбиту своего культурного развития.
Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Если применять деятельностный подход, то общество следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет выступать как способы, средства и результаты деятельности (т. е. как технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности).
Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е. качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура - это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Культура выполняет важные социальные функции. Во все времена существовал интерес к культуре как к социальному явлению, стремление понять ее место и роль в жизни общества. Назовем главные функции культуры.
1. Адаптационная функция
заключается в том, что
2. Познавательная функция
культуры состоит в том, что
культура обеспечивает
Художественное познание в отличие от научного является образным и наглядным. Можно сказать, что наука - это мышление в понятиях, а искусство - это мышление в образах. Что мы познаем с помощью искусства? - Благодаря искусству мы знакомимся с различными историческими эпохами, можем «перенестись» в прошлое, «заглянуть» в будущее. Не случайно искусство называют своеобразной машиной времени. Ни с чем не сравнимо значение искусства в познании человека, его духовного мира, психологии.
3. Одной из важнейших
функций культуры является
Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это феномен манкуртизма, описанный Ч. Айтматовым в романе «И дольше века длится день». В нем показано, как в результате пластической операции с черепом похищенного юноши из его сознания извлекается память. И он забывает о своих корнях, своем прошлом и превращается в манкурта - покорного раба своих хозяев. Культура не дает забыть о своих корнях и своем прошлом. Можно сказать, что культура - это историческая память человечества. Это огромная сокровищница знаний и ценностей, созданных и накопленных человечеством. По отношению к культуре должен действовать принцип: сохранить все и передать последующим поколениям. Но именно сохранить, а не утратить и не уничтожить. А каждое поколение будет отбирать, из этой сокровищницы то, что ему необходимо, что созвучно потребностям современной эпохи.
4. Коммуникативная функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только благодаря общению люди могут создавать, хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.12
Информация о работе Культура как механизм социального наследия