Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:28, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Проблема социальной поддержки семьи сейчас является, на наш взгляд основной проблемой социальной политики в России.
Здесь стоит выделить три аспекта.
Во-первых, это демографическая катастрофа, которая наблюдается в России уже достаточно долгий период.
Только по официальным данным, Россия ежегодно теряет около 800000 человек.
Рождаемость становится проблемой существования России вообще.
Уже давно политики и общественные деятели на Западе (можно вспомнить хотя бы эксгоссекретаря США Мадлен Олбрайт) высказывают мысль, что Россия имеет достаточно большую территорию, которая не заселена в должной мере.
Во-вторых, что особо важно в рамках данного исследования, в России достаточно низкий уровень жизни населения. И хотя практика показывает, что в странах с низким уровнем жизни рождаемость выше, но Россия в этом отношении является исключением. Возможно причина в том, что, несмотря на невысокие доходы, уровень образования в России выше, чем в странах Африки, Азии, Латинской Америки.
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
материнский капитал социальное сбережение
15. факторы, влияющие
на рождаемость и брачность
можно разделить на три
Глава II. Социальная
политика государства как инструмент
социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных
стран по социальной политике
Соединенные Штаты
Америки – страна с либеральной
моделью демократии.
Это означает, что
ответственность за благополучие гражданина
– социальное, экономическое, медицинское,
психологическое – лежит на нем
самом.
Государство в такой
ситуации берет на себя ответственность
за оказание помощи наиболее уязвимым,
неблагополучным категориям населения.
Система социальной
защиты в США не имеет единой системы,
а регулируется множеством программ
социальной помощи, осуществляемых в
масштабах страны, отдельных штатов,
общин, муниципальных образований.
При этом, существуют
определенные условия (как впрочем,
и везде) при которых семья
может претендовать на получение
социальной помощи. Это, во-первых, доход
семьи ниже прожиточного минимума,
и, во-вторых, безработица одного из
родителей. В качестве критерия для
определения нуждаемости
В целом, все программы
социальной поддержки семей похожи
и включают определенные формы поддержки.
Вот приблизительный их состав:
1. программы поддержки
доходов – временная помощь
нуждающимся семьям, налоговые льготы;
2. продовольственная
помощь – продовольственные
3. медицинская помощь
– государственное медицинское
обслуживание, центры медицинского
обслуживания;
4. жилищная помощь
– строительство социального
жилья для бедных, субсидии на
приобретение и строительство
собственного жилья, субсидии
на аренду и отопление жилища;
5. образовательные
услуги – содействие в
6. социальные услуги
– обеспечение ухода за детьми
учащихся и работающих
Но, как показывает
практика, несмотря на то, что нуждающиеся
семьи могут быть включены сразу
в несколько социальных программ,
это не гарантирует им выход из
своего тяжелого положения.
Большинство программ
социальной политики в США появились
в периоды до и после Второй
Мировой войны. В первом случае, это
было обусловлено Великой
В 1960-1970-х годах
был отмечен всплеск активности
в сфере социальной защиты. Все
больше семей стали получателями
социальной помощи со стороны государства.
Но проблема бедности в трущобах больших
городов, мегаполисов, оставалась по-прежнему
существенной и сложной. Общественность
требовала пересмотра взглядов на социальную
защиту в стране.
Существенные перемены
произошли в 1990-х годах.
Социальные программы
были переданы в компетенцию властей
штатов, из федерального бюджета на
социальные программы стали выделяться
так называемые «блоковые гранты»,
которые власти штатов должны распределять
по своему усмотрению. Многие восприняли
и воспринимают эти меры как сокращение
финансирования социальной защиты, перенесение
полномочий за социальную политику на
местные власти, ужесточение условий для
получения социальной помощи.
Особый пик негодования
общественности пришелся на 2005 год, когда
администрации президента Буша удалось
принять закон «О сокращении государственного
дефицита», что было продиктовано финансовыми
затруднениями, связанными с войной
в Ираке, требующей все больших
затрат, замедленными темпами экономического
роста. Ряд положений этого закона
ограничивал траты на социальные
программы.
Одной из наиболее значимых
социальных программ, была программа
Помощи семьям с детьми на иждивении
(ПСД). Которая была введена в 1935 году
как средство преодоления последствий
Великой депрессии и
К 1990 году эта программа
была распространена на семьи безработных
и расширила спектр оказываемых
услуг. Все штаты были обязаны
ввести специальные программы по
профессиональной подготовке и трудоустройства
получателей социальной помощи по этой
программе.
Право на ПСД имели:
1. неполные семьи,
где нет отца или матери;
2. полные семьи,
где отец безработный (пособие
получают мать, отец и все живущие
в семье дети);
3. полные семьи,
где отец нетрудоспособен;
4. семьи, где
нет собственных детей, но
Затем программу
ПСД заменила программа Временная
помощь нуждающимся семьям (ВПНС). Она
охватывала те же категории населения,
только теперь помощь получала вся
семья, а не отдельные ее члены.
Главным условием предоставления
ВПНС является семейный доход ниже
установленного уровня. Также в программу
попадают дети, оставшиеся без попечения
родителей и живущие в семье
других родственников.
С 1996 года продолжительность
получения пособий
Введение ВПНС привело
к сокращению числа получателей
и размера пособий.
По данным последнего
отчета программы ВПНС, представленного
Конгрессу США, в 2002 году государство
потратило на программу 25,4 миллиарда
долларов, в том числе из федерального
бюджета 14,6 миллиардов долларов.
Реформа социальной
помощи не привела к улучшению
положения бедных семей с детьми,
что вызвало резкую критику со
стороны общественности[15].
Также, практически
все получатели ВПНС включаются в
программы продовольственной
Оказание поддержки
в форме продовольственной
Более половины получателей
продовольственных талонов –
семьи с детьми.
Большую роль в продовольственной
помощи играют школьные завтраки и
обеды, которые нуждающиеся получают
бесплатно или со скидкой.
Программой специального
дополнительного питания для
беременных женщин и имеющих маленьких
детей охвачено 7,9 миллионов человек,
а федеральные расходы
Значительная часть
американских семей с детьми не может
обеспечить себя жильем. Таким образом,
проблемы семей в России и США
похожи.
Несмотря на большое
количество программ социальной помощи,
их результативность невысока. Эти
программы нескоординированы, вынуждены
конкурировать друг с другом из-за
ограниченного финансирования, они
не решают проблему бедности в стране.
В последнее время
в США государство все меньше
участвует в социальной поддержки
семей и в социальной сфере
вообще, передавая ее в руки частного
сектора и волонтеров.
Либеральная модель
социальной политики подвергается критике,
за свою неэффективность и
Правительства большинства
развитых стран уже давно осознали
проблему депопуляции и необходимость
ее решения государство.
Тут встает ряд вопросов,
таких как:
1) может ли
государство влиять на
2) если может,
то как?
3) делается ли
это в интересах граждан своей
страны?
Во Франции на
эти вопросы отвечали положительно.
Это обусловлено
и тем, что после Второй Мировой
войны вопросы, связанные с семейной
политикой стояли в общем контексте
проблем восстановления страны.
Во Франции, как
и в других странах мира, существовало
три основных подхода к решению
проблем семьи и рождаемости:
1. ограничение
доступа к средствам
2. экономическое
поощрение семей к рождению
детей – декретные отпуска,
различные пособия и др.;
3. пропаганда
семейных ценностей.
В последнем случае,
примечательно, что даже правительство
Виши (1940-1945 годы) настаивало на роли женщины
как домохозяйки; при приеме на работу
предпочтение отдавалось мужчинам, которые
имели семью и детей. Таким
образом, они должны были финансово
обеспечивать семью, в то время как
женщина выполняла функции по
воспитанию детей[16].
Экономические меры
поддержки рождаемости всегда были
во Франции основными.
Уже в 1932 году был
принят закон, который обязывал работодателей
делать ежемесячные взносы в специальный
фонд, созданный для поддержки
многодетных семей.
В 1938 году такие пособия
стали выплачиваться женщинам, ухаживающим
за усыновленными детьми.
Французское государство
всегда поощряло официальные браки.
Это обусловлено
двумя группами причин:
1. моральными
причинами – многие политики
и общественные деятели
2. демографическими
причинами – партнеры, состоящие
в официальном браке больше
уверенны в стабильности и
крепости данного союза;
Семьям во Франции
и сейчас выплачиваются пособия.
Часть из них охватывает все категории
семей, часть из них зависит от
уровня дохода семьи или родителя-одиночки,
то есть, рассчитаны на малоимущие и
социально уязвимые категории семей.
Важно, что демографическая
политика ориентированна и на тех
людей кто хочет, но по каким-то причинам
не может иметь детей.
С начала 70-х годов
ХХ века наблюдалось снижение коэффициента
рождаемости.
А между тем, в
современной Франции существует
целый ряд способов помочь семьям.
На сегодняшний
момент во Франции действуют следующие
виды пособий:
1. пособия многодетным
семьям (более двух детей в
семье);
2. пособие матерям
(с пятого месяца беременности
до трехмесячного возраста
3. родительское
пособие (для семей с тремя
и более детьми, если один из
них младше трех лет);
4. пособие на
няню (для работающих родителей,
чьи дети младше трех лет);
5. еще одно
пособие на няню (для работающих
родителей, чьи дети младше 6 лет);
6. пособие поддержки
многодетных семей (для бедных
семей с тремя и более детьми);
7. пособие родителю-одиночке
(до достижения ребенком
8. пособие на
подготовку ребенка к школе
(только для бедных семей) и
др.[17].
Как видно, государство
во Франции оказывает ощутимую помощь
семьям, особенно тем, в которых более
трех детей.