Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:28, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Проблема социальной поддержки семьи сейчас является, на наш взгляд основной проблемой социальной политики в России.
Здесь стоит выделить три аспекта.
Во-первых, это демографическая катастрофа, которая наблюдается в России уже достаточно долгий период.
Только по официальным данным, Россия ежегодно теряет около 800000 человек.
Рождаемость становится проблемой существования России вообще.
Уже давно политики и общественные деятели на Западе (можно вспомнить хотя бы эксгоссекретаря США Мадлен Олбрайт) высказывают мысль, что Россия имеет достаточно большую территорию, которая не заселена в должной мере.
Во-вторых, что особо важно в рамках данного исследования, в России достаточно низкий уровень жизни населения. И хотя практика показывает, что в странах с низким уровнем жизни рождаемость выше, но Россия в этом отношении является исключением. Возможно причина в том, что, несмотря на невысокие доходы, уровень образования в России выше, чем в странах Африки, Азии, Латинской Америки.
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий
1.1 Понятие семьи, ее роль в обществе
1.2 Экономика семьи как основа благополучия семейно-брачных отношений
1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Глава II. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
2.1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
2.3 Мнение населения о «материнском капитале»
2.4 Реформирование системы социальной поддержки семей с детьми
2.5 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
материнский капитал социальное сбережение
Помимо этого, применяется
политика ограничение доступа к
абортам и контрацепции (достаточно
спорная и поэтому постепенно
меняющаяся в направлении большей
либерализации). Также миграционная
политика была до некоторого времени
средством пополнения населения
страны, пока мигранты не стали создавать
определенные проблемы
Аборты во Франции
были легализованы в 1975 году под влиянием
движения феминисток. Но существуют определенные
ограничения – аборт разрешен
только в первом и втором триместре
по заключению комиссии врачей, существует
определенный период подачи заявки на
аборт.
Сам способ ограничения
абортов и контрацепции оказался
неэффективен, так как привел к
росту числа криминальных абортов
и высокой смертности матерей.
В настоящее время
показатели абортов во Франции составляют
27 абортов на 1000 женщин.
В целом, благодаря
принимаемым мерам по поддержке
семей с детьми достаточно трудная
демографическая ситуация во Франции
медленно выправляется.
Модель социальной
поддержки семьи во Франции достаточно
продуктивна, но для применения подобного
опыта в нашей стране нет достаточной
материальной, юридической, организационной,
научно-методической базы.
Как и многие другие
страны, после Второй Мировой войны
Норвегия пережила «бэби-бум».
Однако этот всплеск
продолжался здесь дольше, чем
в большинстве других стран, и
в начале 1970-х годов по-прежнему
составлял 2,5Начавшийся примерно с
середины 1980-х годов рост рождаемости
во всех скандинавских странах привлек
внимание политиков и ученых из других
стран, что было обусловлено тем,
что в других странах Европы рождаемость
падал до самых низких уровней.
Многие связывали
последующий спад рождаемости тем,
что поколения женщин, родившиеся
после войны, попали в другую структуру
возможностей – развитие средств
контрацепции, возможности абортов позволили
женщинам выбирать, когда рожать ребенка
и сколько иметь детей.
Для норвежских матерей
с одним ребенком по-прежнему очень
характерно рожать еще одного.
Норвежское государство
благосостояния имеет длительную традицию
масштабной социальной политики, ориентированной
на семью. Однако эта политика была
вызвана не столько стремлением
к повышению рождаемости, сколько
идеологией гендерного равенства и
заботой об общем благополучии детей
и их семей. Несомненно, в числе
программ, наиболее сокращающих издержки,
связанные с рождением ребенка,
- законодательно закрепленная, рассчитанная
на всеобщий охват программа отпусков
по уходу за ребенком, а также
расширенная государственная
В Норвегии всеобщее
право на оплачиваемый отпуск по рождению
ребенка гарантируется
Отцы могут также
брать отпуск на весь этот период, за
исключением трех недель перед рождением
и шести недель после рождения
ребенка, которые предоставляются
только матери. Отцы также могут
получить две недели неоплачиваемого
отпуска сразу после рождения
ребенка.
Чтобы побудить обоих
родителей к участию в уходе
за ребенком, в 1993 году была введена
поправка, резервирующая 4 недели «длинной»
части отпуска для отцов –
так называемая «квота для пап».
В августе 1998 года были
введены денежные выплаты родителям,
которые не пользуются услугами субсидируемых
государством детских садов, а с
января 1999 года эта программа стала
охватывать всех детей 1-2 лет. Пособие
выплачивается ежемесячно, не облагается
налогом, ставка фиксированная и
на момент введения примерно равнялась
государственной помощи на оплату места
в детском саду. В настоящее
время месячное пособие составляет
3657 норвежских крон (450 долларов). Чтобы
иметь право на получение пособия
в полном размере, ребенок не должен
полный день (более 32 часов в неделю)
находиться в государственном детском
саду.
Детские сады, субсидируемые
государством, быстро распространились
в 1980-1990-е годы. Субсидия представляет
собой взнос в бюджет детского
сада в расчете на число посещающих
его детей. Размер субсидии увеличивается
в зависимости от количества часов
пребывания детей в саду и выше
для детей 0-2 лет, чем для других
детей дошкольного возраста. Многие
частные детские сады также получают
субсидии на уровне муниципалитета.
Основной принцип
финансирования детских садов заключается
в том, что затраты должны быть
распределены между государством, муниципалитетами
и родителями. Планировалось, что
государство будет покрывать 40% затрат,
а оставшиеся 60% будут поделены поровну
между родителями и муниципалитетами.
Однако, в связи со стремительным
распространением частных детских
садов, средний вклад муниципалитетов
оказался ниже, а родителей –
выше.
На государственном
уровне размер родительского вклада
не регулируется.
Субъект местного самоуправления
– муниципалитет – может
В половине государственных
детских садов размер оплаты для
родителей зависит от дохода, в
частных оплата фиксированная.
Но и в государственных,
и в частных детских садах
предлагается скидка, если родители приводят
более одного ребенка.
Наблюдаемый в скандинавских
странах на протяжении 1980-1990-х годов
рост рождаемости вновь вызвал интерес
к вопросу о том, может ли щедрая
семейная политика стимулировать рождаемость.
Надо сказать, что
точка зрения, высказанная Й. Стольтенберга,
премьер-министром Норвегии в 2001 году,
- важным детерминантом рождаемости
является «качество» общества и уверенность
населения по поводу будущего.
Современные женщины
образованны, выходят на рынок труда
наравне с мужчинами и
Как показывает норвежский
опыт, дети остаются в планах и женщин,
и мужчин, если общество будет готово
принять на себя значительную часть
ответственности и сопряженных
издержек.
Это подразумевает
под собой политику, которая позволит
женщинам сочетать рождение детей и
оплачиваемую занятость, меры, способствующие
укреплению гендерного равенства и
побуждающие мужчин участвовать
в уходе за ребенком.
Возможно, страны с
низким уровнем рождаемости, где
еще многое улучшить в данной области,
более всего выигрывают от реализации
такой политики, особенно, если одновременно
им удастся создать стабильную экономику
и сформировать у населения оптимистичный
взгляд в будущее[19].
Опыт зарубежных
показывает, что государство осуществляет
социальную политику в разных направлениях
– через поддержку сети дошкольных
образовательных учреждений, материальную
помощь, юридическую защиту семьи
и материнства, не материальную помощь
2.2 Законодательство
Российской Федерации в
Как уже было сказано
выше, в Российской Федерации семья,
материнство, отцовство и детство
находятся под защитой
Эта позиция обозначена
в Конституции Российской Федерации,
конституция или уставах
Семья является конституционно-правовой
категорией, основанной на браке (то есть
юридически оформленном, добровольном
союзе мужчины и женщины, порождающем
взаимные личные и имущественные права
и обязанности, направленные на создание
семьи, рождение и воспитание детей).
Федеральный закон
«О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей»
будет сказано ниже, так как
он лежит в основе данного исследования.
В этом параграфе
внимание будет уделено трем нормативно-правовым
документам – федеральным законам
«О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» и «О государственной
социальной поддержке», а также Концепция
государственной семейной политики.
Федеральный закон
№81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей»
не распространяется на следующие категории
граждан:
1. граждан Российской
Федерации (иностранных
2. граждан Российской
Федерации (иностранных
3. граждан Российской
Федерации, выехавших на
Этот закон устанавливает
основные виды государственных пособий
гражданам, имеющим детей:
- пособие по беременности
и родам;
- единовременное
пособие женщинам, вставшим на
учет в медицинских
- единовременное
пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие
по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие
на ребенка;
- единовременное
пособие при передаче ребенка
на воспитание в семью;
- единовременное
пособие беременной жене
- ежемесячное пособие
на ребенка военнослужащего,
Выплата этих пособий
производится за счет:
- средств Фонда
социального страхования
- средств федерального
бюджета, выделяемых в
- средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов
- средств бюджетов
субъектов Российской
- межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета,
- субвенций, предоставляемых
бюджетам субъектов Российской
Федерации из Федерального