Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть инструменты управления развитием муниципального образования
Поставленные задачи:
Раскрыть понятие «управление развитием» применительно к муниципальному образованию;
Ознакомиться с содержанием и целями создания Концепции развития муниципалитета;
Рассмотреть сущность целевых программ как основных механизмов управления развитием муниципального образования;
Ознакомиться с опытом муниципальных образований России в создании механизмов управления процессами социально-экономического развития;
На примере нашего родного города дать краткое содержание «Стратегии развития города Череповца до 2012 года»;
Познакомиться с действием целевых программ в городе Череповце и последующими результатами от их внедрения.
Объектом работы будет выступать сама экономическая политика региона.
Введение …………………………………………………………………….…… 3
1. Механизмы управления развитием муниципального образования ..…… 5
1.1 Управление как основная функция в социально-экономическом развитии муниципалитета ………………………………………………………….……… 5
1.2 Создание механизмов управления через Концепцию развития муниципального образования …………………………………………….……. 8
1.3 Целевые программы как механизмы управления развитием муниципального образования ………………………………………..……….. 12
2. Опыт муниципальных образований России в создании механизмов управления процессами социально-экономического развития ………….. 16
3. Механизмы управления развитием города Череповца ……………..….. 19
3.1 Стратегия развития г. Череповца до 2012 г ………………………...……. 19
3.2 Целевые программы и механизмы достижения намеченных целей населения г. Череповец ……………………………………………..…………. 28
Заключение ………………………………………………………………..…… 32
Список литературы ……………………………………………………….…. 33
Оценка возможных последствий
На данном этапе производится анализ стратегий с позиции:
Оценка последствий предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы данного уровня на оказываемые стратегические воздействия. Данный процесс может быть оптимизирован с помощью всестороннего моделирования последствий реализации различных стратегий. При моделировании ситуации целесообразно учитывать возможную реакцию не только внутренних элементов системы, но и возможную реакцию вышестоящих и соседних органов управления. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегии или изменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множества допустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям по качеству последствий.
Выбор оптимальной стратегии
Производится сопоставительный анализ всех отобранных допустимых стратегий.
Выбор осуществляется с помощью системы критериев, отражающих:
На данном этапе необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые применяются в зависимости от прогнозируемых изменений внешних условий в тех или иных границах. Следует провести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде и соответственно предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе ее реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности.
Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможные неблагоприятные изменения внешней среды. Кроме того, следует сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.
Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению развитием территории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе.
В
целом, концепция развития должна содержать
стратегию долгосрочного
По действующему законодательству план развития муниципального сектора экономики должен включать:
Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к плану развития государственного или муниципального сектора экономики. Исполнительные органы местного самоуправления могут разрабатывать долгосрочные целевые программы, которые подлежат утверждению соответствующим представительным органом местного самоуправления. Перечень долгосрочных целевых программ формируется в соответствии с приоритетами, определяемыми прогнозами социально-экономического развития.
Долгосрочная
целевая муниципальная
1.3 Целевые программы как механизмы управления развитием муниципального образования
Грамотно
разработанная концепция
По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные.
Проблемные
муниципальные целевые
Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринима-тельского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).
Программы нормативно-правовых преобразований подразумевают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Социальные программы могут включать: развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т. д.
Экологические
программы могут
По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3— 5 лет) и долгосрочные (10-15 и более лет) целевые программы. По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические и иные целевые программы. По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные, когда исполнители выбирают комиссией после утверждения программы и объемов ее финансирования. Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития.
Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие организации различных форм собственности, базовым принципом построения механизма их реализации является принцип «баланса интересов», подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников.
Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий.
При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:
Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы.
2.
ОПЫТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ
В СОЗДАНИИ МЕХАНИЗМОВ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Программные положения в сфере экономики и финансов предусматривают: реформу местного самоуправления, бюджетную реформу, налоговую реформу, совершенствование финансовой политики.
Рассмотрим приоритеты и отдельные результаты осуществления таких реформ на примере ряда регионов и муниципальных образований страны. Следует отметить, что при проведении названных реформ органы государственной власти и местного самоуправления делают акцент на эффективное использование муниципальной собственности и на бюджетирование, ориентированное на результат. При этом в каждом регионе фокусируют внимание на ограниченном перечне направлений развития и составляющих механизма управления процессами социально-экономического развития муниципальных образований.
Так, в Иркутской и Мурманской областях развитие муниципальных образований связывается с разработкой программы государственной поддержки развития муниципальных образований.
В
Ставропольском крае заметное внимание
уделено механизму управления комплексным
социально-экономическим
Информация о работе Механизмы управления развитием муниципального образования