Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:20, контрольная работа

Описание

В настоящее время местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, лежащих в основе формирования органов власти. Привычное понимание власти, которая пронизывает все уровни сверху донизу, изменилось. В соответствии с современной концепцией, закрепленной в Конституции Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности - государственную и муниципальную власть. Муниципальную власть, в лице органов местного самоуправления и должностных лиц я рассмотрю в этой работе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Местное самоуправление: понятие и характерные черты . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Понятие ответственности органов местного самоуправления
и должностных лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
3. Виды ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4. Формы ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц
местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список использованных источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Работа состоит из  1 файл

1кр.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Содержание: 
 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Местное самоуправление: понятие и характерные черты . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
  2. Понятие ответственности органов местного самоуправления 

и должностных  лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

  3.   Виды ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

  4.   Формы ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

  5.   Контроль и надзор за деятельностью  органов и должностных лиц

        местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

      Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

      Список  использованных источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В настоящее время местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, лежащих  в основе формирования органов власти. Привычное понимание власти, которая пронизывает все уровни сверху донизу, изменилось. В соответствии с современной концепцией, закрепленной в Конституции Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности - государственную и муниципальную власть. Муниципальную власть, в лице органов местного самоуправления  и должностных лиц я рассмотрю в этой работе.

      Для того чтобы хорошо понять данный материал необходимо рассмотреть законы об органах и должностных лицах местного самоуправления, такие как: ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации",  ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и другие.

      Но  для начала конечно необходимо уяснить  само понятие местного самоуправления, что его составляет, как и кто его выбирает, как оно работает, перед кем отчитывается и перед кем несет ответственность.

      Так же рассмотрим виды и формы ответственности, каким образом это все происходит. Какие меры принимаются со стороны  государства для соблюдения этих норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Местное самоуправление: понятие, органы, характерные черты.
 
 

    Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории1.

      Законодательное определение данного понятия  содержится в пункте 2 статьи 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года. Согласно нему местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти. Она обеспечивается в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

      Статья 2 того же закона определяет органы местного самоуправления как избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения2. Характерным признаком любого органа местного самоуправления является то, что он обладает собственными полномочиями по вопросам местного значения, и следовательно осуществляют муниципальную власть.

      Местное самоуправление в современной России не является частью государственного управления, оно самостоятельно по отношению к нему. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Муниципальная служба обособлена от государственной. Вопросы местного значения не имеют государственной природы и не могут рассматриваться как государственные полномочия.

      Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления и порядок их формирования  должны обязательно закрепляться в уставе муниципального образования.

      Представительный  орган муниципального образования  и местная администрация наделяются правами юридического лица3. Другие органы местного самоуправления также могут наделяться правами юридического лица для осуществления управленческих и иных функций в порядке, предусмотренном законом и уставом муниципального образования. Права юридического лица осуществляются в организационно-правовой форме учреждения. Наделение этим правом влечет за собой государственную регистрацию органов местного самоуправления. Основанием для этого будет являться устав муниципального образования и решение о создание соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

      Органы  местного самоуправления согласно Налоговому кодексу РФ освобождены от уплаты государственной пошлины за их государственную регистрацию в качестве юридических лиц, а также за государственную регистрацию изменений в их учредительные документы4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц.
 

  В науке ответственность рассматривают  в двух видах: позитивная и негативная. Позитивная ответственность означает осознанное и качественное выполнение органом, должностным лицом своих  обязанностей. Негативная же представляет собой обязанность органов и должностных лиц претерпевать в соответствии с законом неблагоприятные последствия за принятие незаконных решений или совершение незаконных действий или бездействий.

  Выделяют  такие виды негативной ответственности, как уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую. Каждому виду юридической ответственности соответствуют свои санкции и порядок их применения.

  Основой юридической ответственности органов  и должностных лиц местного самоуправления является конституционная норма, обязывающая органы власти, граждан и их объединения соблюдать Конституцию, законы, соответствующие нормы законодательства о местном самоуправлении5.

  Ответственность органов местного самоуправления и  их должностных лиц обладает рядом особенностей, в виду чего можно говорить о выделении в теории права отраслевого вида ответственности - муниципально-правовой ответственности, которая отличается от других собственными признаками и свойствами. Главное ее отличие состоит в том, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предполагает не только (и не столько) акцент на наказание в виде государственного принуждения, но в большей степени ориентирована на позитивные аспекты, исходя из обязанности отвечающих выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов, предписанных законом6.

  Субъектами  государственно-правовой ответственности  являются те лица, которые осуществляют народовластие в результате выборов или референдумов, т.е. власть им делегирована народом непосредственно или через представительный орган местного самоуправления.

  Такими  субъектами кроме самого муниципального образования являются: представительный орган муниципального образования, член (депутат) этого представительного  органа, выборное должностное лицо муниципального образования.

  Отличительная черта государственно-правовой ответственности  от других видов юридической ответственности  состоит и в том, что субъекты государственно-правовых нарушений  несут ее перед государством в  лице его представительных (законодательных) органов государственной власти, а именно субъекты РФ и его органы власти — перед представительным (законодательным) органом РФ, муниципальные образования, их органы и выборные лица – перед представительными (законодательными) органами субъектов РФ, выборные лица — перед избравшим их народом.

Поэтому необходимо четко разграничивать понятия  юридической ответственности: 
· муниципального образования в целом; 
· представительного органа местного самоуправления, под которым понимается коллегиальный выборный орган; 
· члена представительного органа местного самоуправления (депутата); 
· выборного должностного лица местного самоуправления, каковыми обычно являются главы муниципальных образований; 
· иных непредставительных и невыборных органов в виде различных комиссий, отделов, управлений, советов и т.п.; 
· назначаемых должностных лиц местного самоуправления; 
· иных работников местного самоуправления. 
Характер и вид юридической ответственности каждого из перечисленных субъектов правоотношений зависит от специфики самого субъекта. Например, применительно к перечисленным первым двум субъектам правоотношений речь можно вести только об их государственно-правовой и гражданско-правовой ответственности, тогда как применительно к выборным лицам местного самоуправления (в частности, к главам и депутатам) допустимы и другие виды юридической ответственности с соблюдением специальных гарантий. Невыборные органы местного самоуправления (отделы, управления, комиссии, администраций, секретариаты, советы и т.п.) являются структурным подразделениями администраций и представительных органов, а поэтому вопросы об их ответственности входят в компетенцию самих органов, создавших их, регламентированы положениями, утвержденными главами или представительными органами муниципального образования. Правоотношения по поводу их юридической ответственности не являются государственно-правовыми. Работники органов муниципальных образований, не являющиеся должностными лицами, и их невыборные (назначаемые) должностью лица состоят на муниципальной службе или выполняют работу по трудовому договору (за исключением некоторых членов различных комиссий и советов, выполняющих работу по членству на общественных началах); вопросы их юридической ответственности достаточно полно регламентированы законодательством о муниципальной службе, трудовым и другим законодательством.
 

  1. Виды  ответственности
 

      Согласно  статье 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

      Таким образом можно выделить три вида ответственности6

  • перед населением
  • перед государством
  • перед физическими и юридическими лицами
    1. Ответственность перед населением

      Статья 48 Закона закрепляет: ответственность  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в  результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

      Статья 71 этого же закона определяет, что  к ответственности перед населением могут быть привлечены только депутаты представительного органа муниципального образования, члены выборных органов местного самоуправления и выборные должностные лица.

      Этот  вид ответственности весьма специфичен и по сути его нельзя отнести ни к одному из существующих видов ответственности (уголовной, административной и т.д.). Специфична она тем, что ответственность может наступить и не в результате каких-либо неправомерных действий органов местного самоуправления или его должностных лиц. Наличие или отсутствие доверия является критерием ответственности. Само понятие «доверие» не носит ни правовой, ни юридический характер, поэтому строго определенных рамок этого доверия и оснований для его утраты нет. Утрата доверия может произойти по разным причинам: от совершения преступления до отказа от приема жалоб избирателей.

    Итогом  привлечения к ответственности  перед населением является отзыв

выборного лица. Основанием для этого могут  служить только конкретные противоправные решения, действия  или бездействия отзываемого лица в случае их подтверждения в судебном порядке. Это такие как: нарушение федеральных законов, законов своего субъекта, устава субъекта, осуществление деятельности не совместимой со статусом депутата, главы городского округа. От сюда видно, что одной лишь утраты доверия населения недостаточно для отзыва.

Информация о работе Местное самоуправление