Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:20, контрольная работа

Описание

В настоящее время местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, лежащих в основе формирования органов власти. Привычное понимание власти, которая пронизывает все уровни сверху донизу, изменилось. В соответствии с современной концепцией, закрепленной в Конституции Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности - государственную и муниципальную власть. Муниципальную власть, в лице органов местного самоуправления и должностных лиц я рассмотрю в этой работе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Местное самоуправление: понятие и характерные черты . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Понятие ответственности органов местного самоуправления
и должностных лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
3. Виды ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4. Формы ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц
местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список использованных источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Работа состоит из  1 файл

1кр.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

      Процедура отзыва выборного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность  дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Выборное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе)7.

3.2 Ответственность  перед государством

      Ответственность перед государством закреплен в статьях 72,73,74 ФЗ от 06.10.2003г. Закон выделяет два основания для наступлении данного вида ответственности:

  1. нарушение органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) субъекта РФ, законов субъекта РФ, устава муниципального образования
  2. ненадлежащее исполнение органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий

      Субъектами  ответственности перед государством выступают представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, глава администрации. Сама же местная администрация не может быть привлечена к ответственности перед государством, т.а. она не является выборным органом местного самоуправления.

      Любое основание для наступления ответственности должно быть подтверждено в судебном порядке.

      Если  суд признал какой-либо нормативный  акт изданный представительным органом  муниципального образования, либо его  главой, незаконным, то  в таком  случае представительном органу дается три месяца, а должностным лицам два месяца на привидение данного акта в соответствие с законодательством. Но суд может сократить или увеличить указанный срок. Если акт не будет приведен в соответствии, то дело опять будет рассматриваться в судебном порядке. И только в течение месяца после вступления в силу последнего решения суда высшее должностное лицо субъекта РФ вносит в законодательный орган государственной власти этого субъекта РФ проект о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу названного закона.

      Должностное лицо субъекта РФ самостоятельно издает правовой акт  об отрешении от должности  главы муниципального образования  или главы администрации области. Это делается в срок не менее одного месяца и не более шести месяцев со дня вступления в силу последнего решения суда.

      Закон субъекта РФ о роспуске представительного  органа , а также правовой акт  об отрешении от должности главы  муниципального образования или главы местной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке течение десяти дней со дня вступления в силу закона либо опубликования правового акта об отрешении. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через десять дней со дня ее подачи8.

    3.3 Ответственность перед физическими и юридическими лицами.

      Данный  вид ответственности закреплен в статье 76 ФЗ от 06.10.2003г. Он предполагает гражданско-правовую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Основанием гражданско-правовой ответственности может стать нарушение прав юридических и физических лиц в результате совершения незаконных действий или принятия незаконных решений. Органы и должностные лица являются участниками гражданского оборота и выступают на равных началах с другими участниками.9

      Ответственность перед физическими лицами, прежде всего, связана с обязанностью органов и должностных лиц местного самоуправления соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина.

      Незаконность  действий или решений органов  местного самоуправления устанавливается  судом либо арбитражным судом. Убытки, моральный вред, нанесенные физическому  или юридическому лицу в результате действий (бездействий), признанных судом  незаконными, возмещаются в порядке, установленным Гражданским кодексом РФ и подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. В этом случае от имени муниципального образования, как правило, выступают соответствующие финансовые органы.10

      За  действия и бездействия должностных лиц местного самоуправления ответственность несет орган местного самоуправления11. Орган местного самоуправления, возместивший ущерб, причиненный его должностными лицами, имеет право обратного требования – регресса- к должностному лицу в размере выплаченного возмещения.

      Таким образом, изначально гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами несут органы местного самоуправления. 
 

  1. Формы ответственности

      Формами ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицам являются уголовная, административная и дисциплинарная и гражданская ответственность. Важно отметить, что применение уголовной, административной и дисциплинарной ответственности возможно только к должностным лицам местного самоуправления, так как эти виды носят личный характер.  
           К гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены лишь органы местного самоуправления. Нормативным основанием для привлечения должностных и выборных лиц местного самоуправления к уголовной ответственности нашли отражение в уголовном законе Российской Федерации и ряде статей законодательных актов о местном самоуправлении. Так, например, в приложении к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст.41) закреплено, что лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению избирателями права избирать и быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, несут установленную законом административную и уголовную ответственность. Такое же правило закреплено в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».                 

   Уголовная ответственность.

   В соответствии с нормой ст. 8 Уголовного кодекса РФ, основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления может являться только совершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. Перечень этих деяний содержится в гл.30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Данная глава включает семь статей, содержащих составы преступлений, наличие которых в деяниях, совершенных должностными лицами местного самоуправления, влечет наступление уголовной ответственности. Так, в соответствии со ст.285 УК РФ уголовной ответственности подлежит должностное лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями. Под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1 ст.285 УК РФ). Квалифицирующими признаками данного деяния, отягчающими ответственность за это преступление, являются совершение его главой органа местного самоуправления (ч.2 ст.285) или наступление тяжких последствий (ч.3 ст.285). Как отмечается в Комментарии к УК РФ12, формы и способы злоупотреблений должностными полномочиями могут быть самыми разнообразными: издание противоречащих закону либо иному нормативному правовому акту приказов и распоряжений, повлекших указанные в ст. 285 УК РФ последствия; неосновательное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения; сокрытие совершенных в государственном органе, органе местного самоуправления либо в государственном или муниципальном учреждении хищений, недостач, злоупотреблений по службе. В соответствии с п.7 ст.18 Закона члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.                                            

   Административная  ответственность.

     Как мы уже отмечали, условия  применения административной ответственности  к должностным лицам местного  самоуправления могут устанавливаться  как федеральными нормативными  актами, так и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне основным нормативным актом, определяющим условия применения административной ответственности к должностным лицам местного самоуправления, является Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. В соответствии со ст.2.4 названного Кодекса, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Непосредственно составы административных правонарушений устанавливаются в соответствующих статьях КоАП РФ, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно выделить следующие статьи: Статья 5.21 (Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума); Статья 5.36 (Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей); Статья 14.9 (Ограничение свободы торговли); Статья 17.1 (Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы) и ряд других.

   Дисциплинарная  ответственность.

   Федеральный закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ "Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации" (ст.14. Ответственность муниципального служащего) закрепляет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Таким образом, на муниципального служащего в полной мере распространяется дисциплинарная ответственность. В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона главы муниципальных образований и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению и представительному органу местного самоуправления. Подотчетность представительному органу местного самоуправления вытекает из статуса членства и предполагает возможность применения санкций к подотчетному лицу за определенные проступки и отступления от установленных требований. Этим обусловлено право представительного органа местного самоуправления на применение к выборным лицам местного самоуправления санкций, предусмотренных нормами ТК РФ, кроме увольнения от должности, которое является исключительной компетенцией населения, осуществляемой в форме проведения отзыва.

    
           
Гражданская ответственность.

   На  органы местного самоуправления и их должностных лиц полностью распространяются нормы гражданского законодательства и каким-либо иммунитетом в гражданских правоотношениях они не пользуются, что согласуется и с Конституцией РФ, и с особым статусом органов и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ст.20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Это означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Ответственность органов местного самоуправления может наступать и в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами (например, при осуществлении прав собственника в отношении муниципального имущества). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Контроль  и надзор за деятельностью  органов, должностных  лиц местного самоуправления

     Согласно  ст. 76 ФЗ от 6 октября 2003 года за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляется надзор. За исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также за соответствием деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования осуществляется контроль.

     Надзор  осуществляют, как правило, органы прокуратуры  РФ, а также другие уполномоченные федеральным законом органы. В соответствии с законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет   надзор за соблюдением законности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, рассматривает и разрешает жалобы, заявления, касающиеся нарушения прав в области местного самоуправления. При выборе формы реагирования на выявленные незаконные правовые акты прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд13.

     Контроль  в отношении исполнения отдельных государственных полномочий осуществляют уполномоченные органы государственной власти. Данный контроль осуществляется органами государственной власти, наделившими органы местного самоуправления такими полномочиями. С этой целью образуется уполномоченный государственный орган. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями законодательства предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Заключение 

Информация о работе Местное самоуправление