Управление предполагает
доминирование, преобладание одной
воли над другой, а часто и
подчинение одного лица другому.
В системе управленческих связей
субъекты не равны и к тому
же они выполняют разные социальные
роли. Этого неравенства административное
право не может и не стремится
устранить. Воспринимая его как
объективную необходимость, законодатель,
регламентируя организацию и
функционирование исполнительной (административной)
власти, юридически оформляет такое
неравенство. Этим объясняются
особенности административно-правового
метода.
Главные признаки
метода правового регулирования:
каково устанавливаемое юридическое
положение сторон (1); с какими
юридическими фактами связывается
возникновение, изменение, прекращение
правоотношений (2); как определяются
права и обязанности субъектов
правоотношений (3) и как они защищаются
(4). Метод характеризует волевую
сторону регулятивных свойств
отрасли.
Местная администрация
осуществляет свои функции двумя
методами правовыми и организационными.
Правовой —
предполагает принятие нормативных
правовых актов по вопросам
находящимся в компетенции муниципальных
исполнительных органов.
Правовые методы
муниципального управления —
это совокупность способов воздействия
органов муниципального управления
на объект управления посредством
правовых норм, правовых отношений
и правовых актов в пределах
своей компетенции.
Административно
— распорядительные и правовые
методы представляют собой совокупность
средств юридических (правового
и административного) воздействия
на отношения людей. Осуществление
этих методов гарантируется действующей
системой федеральных и региональных
законов, нормативных актов местного
самоуправления.
Юридическое воздействие
заключается в применении правовых
норм, регулирующих связи и отношения,
возникающие в процессе управления.
Правовые нормы выражаются в
различных законодательных актах,
положениях, инструкциях, приказах
и распоряжениях.
Применение правовых
норм предполагает использование
санкций, которые подразделяются
на дисциплинарные, материальные, административные
и уголовно-правовые.
Административные
методы предполагают организационное
и распорядительное воздействие.
Организационное
воздействие выражается в четком
распределении функций управления,
установлении прав и обязанностей
работников управления, регламентации
основных процедур управленческой
деятельности. В основе организационных
воздействий лежат: организационное
регламентирование и организационное
нормирование.
Организационное
регламентирование устанавливает
правила, обязательные для выполнения,
и определяет содержание и
порядок управленческой деятельности
в соответствии с правовыми
нормами и инструктивными материалами.
Организационное
нормирование заключается в разработке
нормативов и норм; численности
управленческого персонала и
управляемости, затрат труда в
сфере управления и длительности
управленческих операций и процедур,
расходов материалов и других
расходов.
Устав, положения,
регламент, должностные инструкции,
распределение прав и обязанностей,
организационные структуры создают
базу для распорядительной деятельности,
т.е. для установления конкретных
заданий и контроля их исполнения.
Распорядительное
воздействие осуществляется в
процессе функционирования муниципального
образования и направлено на
обеспечение слаженной работы, аппарата
управления, на поддержание всей
инфраструктуры в заданном режиме
работы или перевод ее в
более совершенное состояние.
Административный
метод воздействия закрепляет
юридическое неравенство субъектов,
право носителей административной
власти во внесудебном порядке
воздействовать на граждан и
организации. Но административно-правовое
регулирование управления обеспечивает
внедрение в сферу администрирования
демократических начал.
В управленческих
отношениях есть субъект и
объект воздействия. Их правовое
опосредование превращает обе
стороны в субъектов правоотношений,
носителей определенных прав
и обязанностей. И властвующий
уже не вправе делать то, «что
левая нога захочет», выдавая
свой каприз за государственную
мудрость, а подвластному не нужно
упрашивать «дать слово молвить».
Закрепляя демократические начала
формирования административной
власти и контроль за ее
деятельностью, рациональные формы
организации управленческого труда,
разнообразные права граждан,
механизмы решения конфликтов, четкие
процедуры деятельности и многое
другое, административное право
придает управленческим отношениям
цивилизованный характер, способствует
развитию в них начал законности,
справедливости, демократии.
Применительно
к практике деятельности муниципальных
образований (например, по формированию
и исполнению муниципального
заказа), методы управления за
расходованием средств местного бюджета
через муниципальный заказ условно можно
разделить на организационно-правовые
и организационно-экономические.
Организационно-правовые
методы — это прямые нормативно-
распорядительные воздействия на
субъекты муниципального заказа
в форме постановлений (распоряжений)
представительного органа местного
самоуправления, главы муниципального
образования, решений конкурсной
(котировочной комиссии) по вопросам
формирования, размещения, исполнения,
контроля муниципального заказа;
установления правил, регулирующих
процессы торгов (конкурсов), выработки
стандартных процедур и правил
управления муниципальным заказом.
Прямое административное
указание, которое имеет обязательный
характер, адресуется конкретным
управляемым объектам или лицам
(решение представительного органа
власти, приказ, распоряжение главы
администрации, регламент деятельности
администрации, должностные инструкции).
Наиболее категоричной регламентирующей
формой административного воздействия
является приказ (распоряжение). Он
обязывает подчиненных (руководителей
муниципальных предприятий и
организаций, а также руководителей
структурных подразделений и
отдельных работников) точно и
в установленный срок выполнять
принятое решение.
К числу других
методов прямого административного
воздействия следует отнести
также указания, рекомендации, советы.
Эти методы позволяют исполнителям
самостоятельно выбирать способы
реализации задания.
К числу косвенных
методов административного воздействия
относятся способы регулирования
деятельности работников посредством
введения определенных правил (нормативное
регулирование), конкретизирующих деятельность
работников, а также при помощи
стандартизации форм документооборота
(должностные инструкции, положение
об отделах, комиссиях, управлениях
и т.д.).
По мере развития
системы местного самоуправления
сфера действия прямых административных
указаний сокращается и расширяется
воздействие косвенных методов
управления.
А. С. Гаврилов
считает, что деятельность по
управлению невозможна без разумного
применения административных методов
(которые нередко называют организационно-административными
или организационно-распорядительными).
С их помощью формируются основные
системы управления в виде
устойчивых связей и отношений,
положений, предусматривающих права
и ответственность подразделений
аппарата управления, отдельных
работников.
Административные
методы реализуются путем прямого
воздействия руководителей, собственников
на подчиненных. Оно может осуществляться
на основе заключенных договоров,
через административные приказы
и распоряжения, различные положения,
правила, нормативы и другие
документы, организационно регламентирующие
деятельность подчиненных лиц,
их четкую работу, обеспечивающие
надлежащую дисциплину и ответственность.
Формы и масштабы
применения административных методов
определяются задачами управляющего
органа, уровнем организации производства,
квалификацией и культурой работников,
принимающих решения. Чем полнее
представлены эти параметры, тем
меньше потребности в административном
вмешательстве.
В современных
условиях применение административных
методов предполагает предварительный
анализ материалов, дающих полное,
достоверное представление о
состоянии управляемого объекта,
и несовместимо с каким бы
то ни было волюнтаризмом.
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Большую роль в повышении
эффективности общественного производства
и улучшении благосостояния трудящихся
играет система экономического стимулирования.
Являясь важнейшим элементом
хозрасчета, данная система способствует
установ?лению непосредственной зависимости
между уровнем эффектив?ности
производства и размером денежных средств,
заработанных предприятием для расширения
производства, материального поощ?рения
работников, улучшения их социального
положения. Система экономического
стимулирования отражает хозяйственную
самостоятельность предприятий
в рамках единого хозяйственного
механизма. Одновременно с этим она
используется го?сударством для экономического
воздействия на работу предприя?тия
и личную материальную заинтересованность
его работников. Отсюда вытекает, что
система экономического стимулирования
выполняет экономические функции
двоякого рода.
Экономические
методы управления — это комплекс
способов и приемов управления,
основанных на использовании
экономических законов и интересов.
Цель этих методов — создать
условия, заинтересовывающие производителя
производить необходимые товары
и услуги нужного качества
и по приемлемой цене. Они призваны
обеспечить гармонию и единство
экономических интересов предприятий
и организаций, всего местного
сообщества и конкретного жителя.
Экономические
методы включают в себя планирование,
хозрасчет, ценовую политику, бюджетную
политику, налоговую политику, инвестиционную
политику и муниципальный заказ.
Экономические
методы управления главной своей
задачей ставят материальное
стимулирование труда работников.
Следует отметить, что до недавнего
времени экономические методы
управления считались самыми
действенными, ведь работник работает
для того, чтобы заработать деньги.
Но, в последнее время это убеждение
подверглось критике, не менее
важен для работника и его
социальный статус и социальные
гарантии.
Потребность в
экономических методах управления
закономерно и существенно возрастает,
поскольку в условиях развития
частного предпринимательства не
всегда возможно и разумно
решать с помощью директивного
воздействия сложную совокупность
задач удовлетворения растущих
потребностей населения.
Сущность экономических
методов — в воздействии на
экономические интересы потребителя
и работников с помощью цен,
оплаты труда, кредита, прибыли,
налогов и других экономических
рычагов, позволяющих создавать
эффективный механизм работы. Экономические
методы основываются на использовании
стимулов, предусматривающих заинтересованность
и ответственность управленческих
работников за последствия принимаемых
решений и побуждающих работников
добиваться инициативного осуществления
поставленных задач без специальных
на то распоряжений.
Особенности экономических
методов управления состоят в
том, что они:
? базируются на
некоторых общих правилах поведения,
дающих возможность маневрировать
ресурсами, тогда как административные
характеризуются конкретно-адресными
заданиями, ориентированными на
достижение целей управляемой
системы путем формирования ее
четкой структуры, создания условий
для подготовки, принятия и реализации
решений (хотя некоторые общие
правила, касающиеся, например, методики
разработки бизнес-планов, режима
работы и другие, могут предусматриваться
директивными актами);
? оказывают на
производителей и потребителей
косвенное воздействие, посредством
системы отношений учитывают
интересы коллектива и отдельных
работников (административные методы
по своей природе не способны
столь полно и непосредственно
ориентироваться на экономические
интересы объектов управления);