Муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:24, курсовая работа

Описание

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) до непосредственных потребителей.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Муниципальное управление жилищно-коммунальной сферой
1.1 Структура и экономическое состояние отрасли 5
1.2 Управление жилищно-коммунальным хозяйством на
муниципальном уровне 10
1.3 Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК 14
ГЛАВА 2. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы Чекмагушевского района РБ
2.1 Анализ показателей работы ЖКХ в Чекмагушевском районе 16
2.2 Проблемы в сфере ЖКХ в районе 22
ГЛАВА 3. Основные мероприятия по совершенствованию деятельности по управлению ЖКХ в Чекмагушевском районе РБ
3.1 Пути повышения эффективной деятельности в сфере ЖКХ района 24
3.2 Создание Консультационно-правового центра 26
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

МУ (гот).doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

 

         Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) - один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Управление жилищно-коммунальным комплексом, согласно Федеральному закону 2003 года, относится в основном к компетенции поселений. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, - поставщики ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления - должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

     Важнейшим аспектом является принцип конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКК.

       На муниципальные районы возложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг.

      На современном этапе развития с учетом потенциала отдельных подотраслей ЖКК, типологии предоставляемых частных и общественных услуг, степени конкурентных отношений, наличия различных форм собственности на имущество, особенностей экономических механизмов функционирования предприятий, следует рассматривать в качестве отдельных сфер жилищное хозяйство и коммунальный комплекс, имеющие различные системы управления и принципы их реформирования.

      Реформирование и технологическая модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагают применение новых, более совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере.

      Однако внедрение эффективных форм и методов управления осложняется специфическими особенностями трансформации собственности, экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, усугубляемыми социально-экономической ситуацией в различных регионах. [10, c. 42]

      Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований России стало проблемой общегосударственного значения. Причинами кризиса явились многолетнее недофинансирование и неэффективная тарифная политика, предопределяющие дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ - возможности влиять на их количество и качество, неэффективная система управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов.

      Возникновение и нарастание технологических и финансовых проблем ЖКК было связано также с тем, что до начала массовой приватизации в России основная часть объектов ЖКК находилась на балансе промышленных и других предприятий и финансировалась по титулам соответствующих отраслевых министерств и ведомств. В ходе приватизации эти объекты были переданы в муниципальную собственность, как правило, в крайне запущенном техническом состоянии и без должной финансовой компенсации расходов на их содержание и ремонт. Во избежание полного краха систем жизнеобеспечения поселений муниципалитеты были вынуждены взять на свой баланс ветхий и аварийный жилищный фонд, изношенные трубопроводы, устаревшие котельные и насосные станции и т.д. без проведения полной технической инвентаризации основных фондов ЖКК, вследствие чего муниципальные органы не имеют достоверной информации о фактическом уровне их износа. Недостаточность государственных централизованных финансовых средств на модернизацию и ремонт переданных муниципалитетам изношенных основных фондов не позволила устранить аварийность в системах жизнеобеспечения, особенно в тепло- и водоснабжении. Финансовый кризис и банкротство градообразующих предприятий поставили многие города и поселения с моноструктурным характером экономики в сложные социально-экономические условия. В результате начал нарастать объем задолженности местных бюджетов и муниципальных жилищно-коммунальных предприятий перед ресурсоснабжающими организациями.

      Наличие в ЖКК сложных взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленных как схемой технологического взаимодействия, так и возникающими при этом противоречиями между экономической природой производства услуг и социальным характером их потребления, подчеркивает специфику управления ЖКК. С точки зрения социальной значимости, ЖКК призван создавать необходимые условия для комфортного и безопасного проживания граждан, а с экономической, являясь сферой деятельности с постоянным потребительским спросом на рынке жилищно-коммунальных услуг, он обладает значительным потенциалом для развития частного бизнеса.

     При этом важно выделить три взаимосвязанных аспекта управления в сфере ЖКК, включающих доступность приобретения и эксплуатации жилья, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, а также преобразование жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований на принципах самоокупаемости услуг и привлечения частного бизнеса, которые действуют в условиях регулируемого органами управления рынка услуг ЖКК с учетом социально-экономических условий и регламентов, обеспечивающих стандарты условий проживания для населения, а также социальной ответственности бизнеса.

      Организационно-экономический механизм реформирования ЖКК предусматривает совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих достижение конечных целей управления, переход от нормативно-тарифного регулирования коммунальных услуг к оплате фактически потребленных, разработку схем взаимодействия органов власти, хозяйствующих субъектов и потребителей при предоставлении услуг, изменение системы финансирования с ориентацией на оплату потребителями услуг по их реальной стоимости, рациональное сочетание источников финансирования, создание условий для деятельности частных управляющих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Задачи органов местного самоуправления

по реформированию ЖКК

 

Реализация положений Жилищного кодекса РФ существенно повлияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКК, избавит их от непосредственного выполнения хозяйственных функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, позволит существенно сократить расходы местных бюджетов на дотирование предприятий. В то же время в условиях реформирования ЖКК перед органами местного самоуправления ставится ряд новых задач, перечень которых представлен на рис. 4.3.2.

Рис. 4.3.2. Основные задачи органов местного самоуправления

по реформированию жилищно-коммунального комплекса

 

В каждом муниципальном образовании должна быть разработана собственная экономически и социально обоснованная программа реформирования жилищно-коммунального комплекса, учитывающая местную специфику, направленная на осуществление перехода на систему договорных отношений между органами местного самоуправления, собственниками и нанимателями жилищного фонда, управляющими организациями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, создание конкурентной среды в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации, а также системы концессионных соглашений по передаче в управление частному бизнесу систем инженерного обеспечения населенных пунктов. На этой основе должно быть обеспечено существенное повышение качества предоставления ЖКУ. [10,c. 56]

В системе управления муниципальных администраций имеются структурные подразделения, отвечающие за вопросы ЖКК. Важно их укреплять, осуществлять переподготовку специалистов применительно к новой экономической и управленческой ситуации в сфере ЖКК, обучать их работе с населением, немуниципальными управляющими и эксплуатирующими организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2. Анализ состояния жилищно-коммунальной сферы Чекмагушевского района РБ

2.1 Анализ показателей работы ЖКХ в Чекмагушевском районе

 

             Жилищно-коммунальное хозяйство района представлено  следующими организациями:   МУП «Чекмагушевское  ЖКХ»,  ООО «Жилкомсервис», МУП «Чекмагушевская электросеть», ООО «Стройком», ООО «Сантехник», филиал «Дюртюлигаз» ОАО «Газ-Сервис».   ООО «Жилкомсервис»,   МУП «Чекмагушевское  ЖКХ»,  ООО«Сантехник»   являются  управляющими  компаниями.     В  районе 5товариществ  собственников  жилья:  ТСЖ «Нур»,  ТСЖ «Тан»,  ТСЖ «Нефтяник»,  ТСЖ «Маяк»,  ТСЖ «Чулпан».  Общая площадь  жилищного фонда  ТСЖ составляет  19273,7 кв.м.  

      На  начало 2012  года  общая  площадь  жилищного  фонда  района составила 713,2  тыс. кв. м. Средняя обеспеченность населения жильем на 1 человека по району в 2010 г.  составила 21,7 кв. м,  в 2011 году - 23,9 кв.м. Благоустройство  жилищного  фонда  района  характеризуется следующими  показателями:  на  начало 2012  года 34,8 % жилищного  фонда было оборудовано водопроводом и  канализацией, центральным отоплением  - 98,9 %  и газификацией – 96,5 %.

 

Показатели  работы предприятий  ЖКХ за 2011 год.

 

Показатели

 

Ед. изм.

 

ООО

«Строй

ком»

 

ООО

«Жилкомсервис

 

МУП

«Чекмагушевское

ЖКХ»

МУП

«Чекмагушевская

электросеть»

Выручка от реализации работ (услуг)

тыс. руб.

5860

4883

24338

12437

Финансовый результат  до налогообложения (- убыток),

(+ прибыль) 

тыс. руб.

 

+137

 

+14

 

+282

+406

 

Дебиторская задолженность всего 

тыс. руб. 

790

 

573

2120

1230

 

Кредиторская задолженность всего

тыс. руб.

 

161

559

2650

 

2477

 

Численность работников 

чел.

36

14

78

26

 

Среднемесячная  заработная плата 

руб.

7111

6516

6900

8330

 

 

         Район  активно  участвует  в  реализации  федеральных,  региональных программ,  связанных  с  модернизацией  ЖКХ,  внедрение энергосберегающих  технологий. 

        Общий  объем  долевого  финансирования  в 2011  году  адресной программы по проведению  капитального  ремонта многоквартирных домов в

сельском  поселении  Чекмагушевский  сельсовет  составляет 2  млн. 312  тыс. руб. Близится к завершению ремонт 3-х многоквартирных домов (ремонт крыш и внутридомовых инженерных систем). 

       Согласно  адресной  программы  по  поэтапному  переходу  на  отпуск коммунальных  ресурсов (холодной  воды,  электроэнергии)  потребителям  в

соответствии  с  показаниями  коллективных (общедомовых)  приборов  учета потребления 2009 – 2011  годы  установлено 41  приборов  учета  электрической энергии, 28  приборов учета холодной воды.

         Во  всех  предприятиях  ЖКХ  разработаны  и  согласованы  программы энергосбережения   на 2010-2014  годы,  производственные  программы развития.  [3, 4]

       Основные показатели работы коммунальной сферы района даны в таблице 2.1.1:

 

Таблица 2.1.1

Коммунальная сфера

Ед. измерения

Показатели

2010

2011

Одиночное протяжение уличной газовой сети

метр

277700

319860

Количество негазифицированных населенных пунктов

единица

11

11

Число источников

теплоснабжения

единица

7

7

Число источников теплоснабжения мощностью до 3 Гкал/ч

единица

4

4

Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении (до 2008 г. - км)

метр

8300

8300

Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене (до 2008 г. - км)

метр

500

1160             

Протяжение тепловых и паровых сетей, которые были заменены и отремонтированы за отчетный год

метр

500

1165

Одиночное протяжение уличной водопроводной сети (до 2008 г. - км)

метр

176900

184900

Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене (до 2008 г. - км)

метр

44600

32600             

Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, которая заменена и отремонтирована за отчетный год             

метр

800

2400

Одиночное протяжение уличной канализационной сети (до 2008 г. - км)

метр

1800

1800

Общая площадь жилых помещений

тысяча м ²

699.6             

713.7             

Общая площадь жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах

тысяча м²

11.1

8.2

Число проживающих в ветхих жилых домах

человек

500

371

Переселено из ветхих и аварийных жилых домов

человек

15

32

Информация о работе Муниципальное управление