Муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:40, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ системы управления муниципальными финансами, а также рассмотрение исполнения местных бюджетов.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотрение теоретической основы вопроса, которое включает в себя изучение основы управления муниципальными финансами.

Содержание

Введение 2
1.Основы управления муниципальными финансами 4
1.1. Муниципальные финансы и местный бюджет 4
1.2. Содержание процесса управления муниципальными финансами 10
1.3. Финансовое планирование 11
2. Бюджетный процесс 12
2.1. Расходы местных бюджетов……………………………………… 16
2.2. Доходы местных бюджетов………………………………………. 17
2.3. Сбалансированость бюджета: понятия и условия……………… 19
3. Финансовый контроль 23
3.1Основные направления политики на 2011 - 2013 год…………… 25
4.Заключение…………………………………………………………… 32
5.Список используемой литературы………………………………… 33

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 65.25 Кб (Скачать документ)

 

Введение 2

1.Основы управления муниципальными финансами 4

1.1. Муниципальные финансы и местный бюджет 4

1.2. Содержание процесса управления муниципальными финансами 10

1.3. Финансовое планирование 11

2. Бюджетный процесс 12

2.1. Расходы местных бюджетов……………………………………… 16

2.2. Доходы местных бюджетов………………………………………. 17

2.3. Сбалансированость бюджета: понятия и условия……………… 19

3. Финансовый контроль 23

3.1Основные направления политики на 2011 - 2013 год…………… 25

4.Заключение…………………………………………………………… 32

          5.Список используемой литературы………………………………… 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Муниципальные финансы являются основой для решения задач  местного самоуправления и служат обеспечением эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования. На местные органы власти возложена важная задача - осуществлять социальную политику государства.

Расходы местных бюджетов обеспечиваются собственными доходами  в среднем только на уровне 43,2%. При  этом в большинстве муниципальных  образований основная часть средств  местных бюджетов направляется на выплату  заработной платы работникам муниципальных  учреждений (более 50%) и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений (до 30%).  
Из этого следует, что в большинстве местных бюджетов отсутствуют средства для развития малого предпринимательства, сельскохозяйственного производства, рынка сельскохозяйственной продукции, благоустройства территорий, строительства и реконструкции дорог местного значения, а также осуществления других полномочий по решению вопросов местного значения.

Основная проблема, с которой  сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это  постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды, причем это не является особенностью Российской Федерации, а присуще всем странам.

В связи с вышеизложенным считаю, что выбранная тема курсового  проекта «Управление муниципальными финансами» представляется весьма актуальной.

Объектом данного исследования являются муниципальные финансы, предметом  исследования - финансово-кредитные  отношения муниципальных образований.

Целью работы является анализ системы управления муниципальными финансами, а также рассмотрение исполнения местных бюджетов.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Рассмотрение теоретической основы вопроса, которое включает в себя изучение основы управления муниципальными финансами.
  2. Рассмотрение организации управления финансами, в частности анализ основных функциональных элементов управления муниципальными финансами.

 

1.Основы  управления муниципальными финансами

1.1. Муниципальные  финансы  и местный бюджет

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности  муниципальных образований.

Можно выделить две точки  зрения на определение понятия муниципальных  финансов.

1) Муниципальные (или местные)  финансы — это совокупность  социально-экономических отношений,  возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения1. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

2) Муниципальные финансы  — это совокупность денежных  средств, которыми располагает  орган местного самоуправления  для решения задач, возложенных  на него государством и местным  населением2.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

  • самостоятельности;
  • государственной финансовой поддержки;
  • соответствия объему компетенции местного самоуправления;
  • прозрачности финансовых потоков;
  • гласности.

Принцип самостоятельности означает, что муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников: государственных средств, собственных средств, заемных средств (или муниципального кредита).

В демократическом обществе местное самоуправление - необходимый элемент управления страной, поэтому для обеспечения соответствующих финансовых основ муниципальной власти нужна государственная поддержка как в виде разрешенной законом деятельности, обеспечивающей наполнение местного бюджета средствами, достаточными для реализации полномочий местной власти, так и в виде прямой помощи из государственного бюджета при дефиците собственных средств.

Очень важно, что финансовые ресурсы всегда должны соответствовать объему компетенции местного самоуправления. Это две взаимозависимые величины: чем большими финансовыми средствами обладает орган местного самоуправления, тем шире его возможности по реализации компетенции.

Чтобы обеспечить соблюдение принципа прозрачности применительно к движению финансовых потоков в муниципальном образовании и между уровнями власти, нужны четкие нормы и правила разграничения доходных и расходных полномочий по уровням управлении государством, формализованные методики расчетов размера дотаций субсидий, субвенций и кредитов (не бюджетных ссуд), утвержденный нормы социальных расходов по статьям местного бюджета.

Реализация принципа гласности обеспечивается благодаря доступности (как правило, через средства массовой информации) данных о финансовой работе местного самоуправления для широких слоев общественности, которая должна иметь возможность влиять на финансовую политику местной власти, чтобы добиться максимального соответствия этой политики интересам населения муниципального образования. Гласности можно достичь при правильной постановке управления муниципальными финансами.

Состояние финансовых ресурсов муниципального образования отражает местный бюджет. Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно3.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ (статья 41) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые  доходы и безвозмездные поступления.

В мировой практике используются разные методы формирования собственных  доходов в каждом бюджете —  это закрепление конкретных видов  доходов за тем или иным бюджетом, разделение налоговых ставок между  уровнями бюджетной системы; квотирование поступлений по отдельным видам  налогов, использование метода налоговых  надбавок к существующим федеральным  налогам и др.

В доходы местных бюджетов зачисляются:

  • полностью — местные налоги и сборы, а также иные доходы в соответствии с законодательством;
  • по установленным нормативам — доходы от налогов и иных финансовых источников в соответствии с законодательством о налогообложении.

Так, в доходы районных бюджетов, городских бюджетов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) в случаях  и на условиях, установленных законами Российской Федерации, должны зачисляться:

  • подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);
  • подоходный налог с физических лиц (полностью или частично);
  • налоги и другие платежи за пользование недрами (по соответствующим видам налогов и других платежей — полностью или частично);
  • платежи за землю (полностью или частично);
  • местные налоги и сборы;
  • доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей муниципальной собственности, в части, не направляемой на покрытие расходов арендодателя, подлежащих финансированию из данного бюджета, и иные доходы.

Зарубежный опыт свидетельствует, что, как правило, финансовые средства муниципалитетов складываются из собственных  средств и государственных субсидий. Так, в Италии местные поступления составляют меньшую часть бюджета. Они образуются за счет налогов на рекламу и пошлин на общественную информацию, налогов на собак, платы за пользование общественной территорией и др. Центральное правительство предоставляет свою помощь в виде дотаций и целевых субсидий.

Разработка местного бюджета  начинается с планирования расходной  ее части, так как она отражает стратегию цели развития муниципального образования. Классификация расходов зависит от того, на какие цели будут направлены средства.

Различают две группы расходов:

  • обязательные — это расходы на нужды отраслей городского хозяйства и их развитие; первоочередные расходы закрепляются нормативно;
  • необязательные — это расходы, имеющие краткосрочный характер, исходя из интересов и потребностей населения муниципального образования.

Расходы местного бюджета  разделяются на расходы текущие  и расходы на развитие.

Текущие расходы в бюджете  — это расходы, которые направляются на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, образовательных и здравоохранительных учреждений, социальное обеспечение и иные расходы.

Расходы на развитие — это  ассигнования на финансирование инновационной  деятельности и другие затраты, связанные  с расширенным воспроизводством.

Каждая из этих частей расходов местного бюджета утверждается представительным органом муниципальной системы  управления.

Эта классификация позволяет  определить динамику развития муниципального образования, но она не отражает всего  спектра расходов, которые зависят  от роли и места органов системы муниципального управления. Для этого используется функциональная классификация. Особенностью этой классификации является то, что она разграничивает средства на выполнение определенных функций органов системы муниципального управления, которые распределены на основе законодательства Российской Федерации. Такой подход позволяет осуществлять оценку результативности расходов ресурсов по каждой функции.

Юридическая классификация  отражает права расходования бюджетных  средств, предоставленных органам  системы муниципального управления на основе нормативных правовых актов.

Данная классификация  четко расписывает роли и расходы  органов системы муниципального управления. Расходы по временным операциям местного бюджетного процесса — это компетенция исполнительной власти, по окончательным операциям этого процесса (результативные итоги использования бюджета) — представительной власти.

Порядок исполнения местных  бюджетов определяется на основе законов местной администрации с учетом положений, содержащихся в местном бюджете на основе финансового плана.

Исполнение местного бюджета  осуществляется по его доходной и расходной части.

Доходная часть местного бюджета исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Важную роль в обеспечении исполнения местного бюджета по его доходной части играют органы налоговой службы, которые контролируют исчисление налоговых и неналоговых платежей и их перечисление в соответствующий бюджет.

Финансовую дисциплину при  использовании бюджетных средств  обеспечивают финансовые органы муниципальной  системы управления.

В процессе исполнения бюджета  исполнительные органы местной власти имеют право распределять по направлениям расходования средства, получаемые от вышестоящих уровней власти, для финансирования целевых комплексных программ и компенсации дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти вышестоящего уровня управления.

Исполнение местного бюджета  контролирует исполнительный орган муниципальной системы управления, который самостоятельно определяет организационные формы процесса контроля за использованием местного бюджета. Исполнительная власть обязана представлять информацию о ходе исполнения местного бюджета.

Исполнительные органы власти обязаны в установленный срок представить информацию об исполнении местного бюджета по всем основным показателям доходов и расходов с необходимым анализом представительному  органу управления, а уже представительные органы власти принимают соответствующие решения.

Помимо бюджетных средств  органы системы муниципального управления в своей деятельности используют еще и внебюджетные средства. Муниципальные внебюджетные фонды имеют целевую направленность и образуются представительными органами власти. Они формируются за счет:

  • добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений, организаций на определенные цели;
  • сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и неправильное использование природных ресурсов и других нарушений природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий;
  • сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурных наследий, памятников природы, находящихся в ведении местной власти, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Сумму этих штрафов и платежей используют на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия;
  • иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Информация о работе Муниципальные финансы