Муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:40, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ системы управления муниципальными финансами, а также рассмотрение исполнения местных бюджетов.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
Рассмотрение теоретической основы вопроса, которое включает в себя изучение основы управления муниципальными финансами.

Содержание

Введение 2
1.Основы управления муниципальными финансами 4
1.1. Муниципальные финансы и местный бюджет 4
1.2. Содержание процесса управления муниципальными финансами 10
1.3. Финансовое планирование 11
2. Бюджетный процесс 12
2.1. Расходы местных бюджетов……………………………………… 16
2.2. Доходы местных бюджетов………………………………………. 17
2.3. Сбалансированость бюджета: понятия и условия……………… 19
3. Финансовый контроль 23
3.1Основные направления политики на 2011 - 2013 год…………… 25
4.Заключение…………………………………………………………… 32
5.Список используемой литературы………………………………… 33

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 65.25 Кб (Скачать документ)

Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах

 

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных  обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий  для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных  преобразований в сфере образования  и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать  в условиях относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго  полугодия 2009 года, во многом благодаря  проводимым антикризисным мерам  происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры  мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается  рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).

 

3.2 Основные цели бюджетной политики

 

Задачи, поставленные в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной  стороны, на восстановление экономики  после кризиса и решение важнейших  социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному собранию Российской Федерации  основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

1) использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности  пенсионной системы;

4) повышение качества  человеческого капитала;

5) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

6) реализация Программы  повышения эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года.

В ближайшее время бюджетная  политика должна быть главным образом  нацелена на восстановление стабильного  функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального  сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых  внешних и внутренних условиях при  безусловном исполнении принятых расходных  обязательств Российской Федерации.

Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета  предполагается сократить с 22,8% к  ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым  направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.

При этом для развития экономики  инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных  проектов и развития современной  инновационной инфраструктуры. Одним  из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Кроме того, сохраняется  особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение  сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе  запланировано дальнейшее повышение  уровня расходов на пенсионное обеспечение  населения. Это решение обусловлено  низким уровнем доходов пенсионеров  и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает  дополнительные обязательства на федеральный  бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности  населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения  старшего возраста.

Так, в 2010 году доля трудоспособного  населения составит 62% от общей численности  россиян, а доля населения пенсионного  возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития  России, к 2030 году численность трудоспособного  населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов –  для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.

Если в 2008-2009 годах дефицит  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составлял 0,5% к ВВП  и 1,0% к ВВП соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,6% к ВВП. В 2011-2013 гг. дефицит бюджета фонда ожидается  на уровне 1,8% к ВВП. Такой высокий  уровень дефицита бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации обуславливает  выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета  на его покрытие.

В федеральном бюджете  запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и  компенсаций, кроме того, предусмотрена  индексация зарплат работникам бюджетной  сферы и военнослужащим. Однако следует  отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся  граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах в среднесрочной  перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это  позволит увеличить защищенность нуждающихся  в поддержке государства.

Еще одним приоритетом  бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого  капитала, будут оставаться расходы  на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Повышение страховых взносов  на 2% принесет в систему обязательного  медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два  года.

Важнейшим приоритетом бюджетной  политики является поддержка образования  как основы инновационной экономики.

Объемы финансирования образования  позволят обеспечить переход к образованию  по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с  оптимизацией сети образовательных  учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%.

Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие  три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.

Это позволит обеспечить проведение мероприятий по обеспечению сохранности  и доступности объектов культурного  наследия России; по поддержке театров  и отечественного кинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации  и реконструкции объектов национального  достояния. В помощь творческой деятельности предусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяются средства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой  молодежи.

Отдельное внимание будет  уделяться интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной  поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.

Среди приоритетов бюджетной  политики - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной  программы вооружения на 2011-2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).

Предусмотренные в федеральном  бюджете ассигнования обеспечат  продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное  и региональное значение.

Реализация федеральных  целевых программ (ФЦП) и непрограммной  части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной  перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных  ограничений. В 2011 году планируется  реализация 43 действующих федеральных программ, а в 2012 году – 37. Объем ассигнований на эти цели в 2011 году увеличится более чем на 15% к текущему году, а в 2012 году сокращается (на 16% к 2011 году) в связи с завершением ряда программ, в том числе крупных – таких, например, как ГЛОНАСС.

Увеличатся ассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления доходов от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно получить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство и ремонт дорог в крупных городах. В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.

Необходимо отметить, что  с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к  ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП  до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к  ВВП. Ожидается, что в ближайшие  три года дефицит последовательно  снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и  до 0,1 % к ВВП в 2013 году.

Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  с учетом погашения и привлечения  бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию  на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.

В среднесрочной перспективе  сохраняется необходимость выделения  ассигнований в форме межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, которые должны помочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получение гражданами государственных  и муниципальных услуг.

 

 

 

Заключение

Финансово-экономическая самостоятельность, а следовательно и самостоятельность вообще местного самоуправления, может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии возможности долговременного финансового планирования.

Для создания условий для нормальной работы системы муниципальных финансов следует пересмотреть подходы к  формированию и исполнению местных  бюджетов.

Необходимо:

  • обеспечить четкое разделение муниципальных расходов на текущие и связанные с развитием муниципалитетов;
  • каждой категории расходов должны соответствовать достаточные доходы.

К сожалению, на сегодняшний день  эти условия для многих муниципалитетов  являются неисполнимыми.

Что касается муниципального бюджета, то наиболее удачный вариант - это бездефицитный бюджет или  же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимо укреплять и развивать систему бюджетных отношений муниципалитетов, так как они являются важнейшим элементом развития муниципальных образований в целом.

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

         Нормативно-правовые акты

    1. Конституция РФ с внесенными изменениями
    2. Гражданский кодекс РФ  от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
    3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
    4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. ;
    5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;
    6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

                Специальная литература

    1. Система муниципального управления. / под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер. 2009. – 560 с. ;
    2. Муниципальное управление : учеб. пособие для вузов / В. Н. Парахина , Е. В. Галеев , Л. Н. Ганшина - М. : КНОРУС , 2010. - 489 с. ;
    3. Государственное и муниципальное управление : конспект лекций / , Н. С. Гегедюш , Е. В. Масленникова , М. М. Мокеев , [и др.] - М. : Высшее образование , 2009. - 211 с. ;
    4. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: ЮНИТИ, 2011. - 345 с. ;
    5. Система государственного и муниципального управления: Учебник. Изд. 2- е, доп. и перераб. / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. М.: Изд-во РАГС, 2007. – 488 с. ;
    6. Государственное и муниципальное управление: учебник./ Василенко И.А.  – М.: Гардарики, 2008. – 320 с. ;
    7. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики.- М.: Финансы и статистика, 2010.- 176 с. ;
    8. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ Э.В.Алехин.- Пенза 2010;
    9. Финансовое право. Учебник./ Под ред. В.А.Парыгина.- 2-е изд., -М., 2009.- 752 с. ;

Информация о работе Муниципальные финансы