Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:36, контрольная работа
Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокуп¬ности составляют основы местного самоуправления: правовую, терри¬ториальную, организационную, финансово-экономическую.
Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуще¬ствления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государствен¬ной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления……5
2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении……………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………28
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..29
Бюджетный кодекс РФ устанавливает право руководителей территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора выносить руководителям органов местного самоуправления представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст. 284) и т. д.
3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулируя эти вопросы, закрепляет:
основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (ст. 7);
исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления (ст. 35);
право населения выступать с инициативой изменения границ муниципального образования (ст. 12) и др.
В других федеральных законах, а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации тоже могут содержаться соответствующие положения. Например:
Земельный кодекс РФ закрепляет права органов местного самоуправления в области земельных отношений, в частности право устанавливать с учетом требований законодательства правила землепользования и др. (ст. 11);
Жилищный кодекс РФ устанавливает, что органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами: обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм; могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов; содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность (ст. 165);
Федеральный закон «О библиотечном деле» закрепляет право органов местного самоуправления учреждать муниципальные библиотеки, возлагает обязанность обеспечивать финансирование комплектования и сохранности их у фондов. В соответствии с данным Законом органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут присваивать ведущей универсальной библиотеке муниципального образования статус центральной районной (городской) библиотеки и т. д.
4. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.
Основываясь на ст. 132 Конституции РФ, Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» достаточно подробно определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, закрепляет правовой механизм их финансирования, а также основные формы государственного контроля за реализацией данных полномочий. При этом Закон устанавливает соответствующие полномочия органов государственной власти. Так, в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами и должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений (ст. 21), отменять муниципальные правовые акты в части, регулирующей осуществление отдельных государственных полномочий (ст. 48). Ранее на федеральном уровне по сути отсутствовали правовой механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и порядок финансирования их осуществления.
Федеральные органы государственной власти контролируют соблюдение федерального законодательства о местном самоуправлении. При этом они обеспечивают соответствие законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству. Кроме того, осуществляется прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Осуществление контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Так, Конституция РФ предусматривает, как уже отмечалось, осуществление государственного контроля за осуществлением переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 132). Бюджетный кодекс РФ предусматривает право Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществлять финансовый контроль за исполнением местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств (ст. 268).
В установленных Конституцией РФ и федеральными законами случаях федеральные органы государственной власти осуществляют в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления исполнительно-
Наконец, значение федерального законодательства о местном самоуправлении обусловлено тем, что оно, обеспечивая общие для всех субъектов Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: «муниципального образования»; «вопросов местного значения»; «органов и должностных лиц местного самоуправления» и др.
Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации государственной политики по развитию местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросам местного самоуправления постоянно уделяется внимание в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.
В рамках своих конституционных полномочий Президент РФ регламентирует те или иные стороны муниципальной деятельности. Например, Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1372 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» были определены основы взаимодействия военных комиссариатов с органами местного самоуправления.
Указами Президента РФ могут быть инициированы эксперименты в сфере местного самоуправления, разработка проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления2.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, в том числе по вопросам муниципальной деятельности. Например, к таким актам относится постановление от 25 ноября 2004 г. «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На процесс формирования правовой основы местного самоуправления оказывают влияние постановления Конституционного Суда РФ, в которых затрагиваются вопросы местного самоуправления.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в его постановлениях, способствует утверждению конституционных принципов местного самоуправления в практике правового регулирования местного самоуправления. Так, постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» имеет важное значение для правового регулирования субъектами Федерации территориальной организации местного самоуправления.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. сформулирована правовая позиция, согласно которой органы местного самоуправления вправе обращаться в Конституционный Суд РФ за защитой своих нарушенных прав.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ. -1993.-№ 237. -25 дек.
2. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24 сентября 2003 года // СЗ РФ. №237. Ст. 2965.
3. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. — М., 2005.
4. Васильев В.И. Местное самоуправление. — М., 2003.
5. Куфтан О.Е.. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008.
6. Муниципальное право Российской Федерации. — М, 2004.
7. Муниципальное право. Вопросы и ответы. — М., 2006.
8. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. — М., 2004.
9. Постовой Н.В. Местное самоуправление. История, теория, практика. — М., 2005.
10. Постовой Н.В. Муниципальное право России, -М, 2000.
11. Российская Федерация. 1996. № 9. С. 21.
12. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. — М., 2006.
13. ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1491.
14. ВСНД и ВС РФ. 1993. № 18. Ст. 635.
15. ВСНД и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 561.
[1] СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4943.
[2] ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1491.
[3] ВСНД и ВС РФ. 1993. № 18. Ст. 635.
[4] ВСНД и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 561.
[5] Российская Федерация. 1996. № 9. С. 21.
[6]СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1917.
[7] См. постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с измен, от 22 апреля 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2811