Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:30, контрольная работа
Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой.
Введение
Новая
Конституция России определила местное
самоуправление как одну из самостоятельных
форм осуществления власти народом,
признавая и защищая
Конституционное
право граждан России на осуществление
местного самоуправления обеспечивается
самостоятельностью населения в
решении вопросов местного значения,
самостоятельностью органов, создаваемых
населением для этой цели и конституционным
запретом на ограничение прав местного
самоуправления, обеспечивающимся судебной
защитой. Общие исходные принципы организации
местного самоуправления, установленные
в Конституции России, соответствуют
международным стандартам, закрепленным
в Европейской Хартии местного самоуправления
(принята Советом Европы 15 октября 1985 г.).
Европейская Хартия определяет местное
самоуправление как ПРАВО и действительную
способность местных сообществ "контролировать
и управлять в рамках закона под свою ответственность
и на благо населения значительной частью
общественных дел". Конституцией России
право населения, местных сообществ на
самоуправление не только признается,
но и декларируется его гарантия всеми
государственными органами: как федеральными
органами власти, так и органами власти
субъектов Федерации. Это гарантии экономические,
юридические, организационные.
1. Правовая основа местного самоуправления.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
К формам прямого волеизъявления и иным формам участия населения в осуществлении местного самоуправления законодатель относит местный референдум.
Структуру
органов местного самоуправления составляют:
представительный орган муниципального
образования, глава муниципального
образования, местная администрация
(исполнительно-
Порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность, а также другие вопросы, касающиеся их организации и деятельности, определяются уставом муниципального образования. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из важнейших основ организации местного самоуправления является правовая основа местного самоуправления.
О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев под правовой основой местного самоуправления понимают систему нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации (Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - М. 2008).
В России правовую основу местного самоуправления составляют нормативно-правовые акты, которые с учетом различных уровней правового регулирования можно разделить на четыре основные группы:
1)
Нормы международного права,
2)
Конституция РФ, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, акты
Президента, Правительства РФ, иных
федеральных органов
3) Конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;
4)
Уставы и другие нормативные
правовые акты муниципальных
образований, регулирующие
Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место поставил нормы международного права, основной из которых является Европейская хартия местного самоуправления 1985 года, ратифицированная Российской Федерацией в апреле 1998 года.
Такое законодательное расположение нормативных правовых актов неслучайно и объясняется тем, что Российская Федерация, как демократическое государство, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России было признано и гарантировано статьей 12 Конституции РФ. Часть 2 ст. 3 Конституции РФ гласит, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», относя тем самым органы местного самоуправления к институтам власти. Окончательный вывод о том, что местное самоуправление является одной из основ государственного устройства Российской Федерации, можно сделать из содержания ч. 1 ст. 16 Конституции РФ, которая устанавливает, что положения главы 1 Конституции РФ, в которую входят все упоминавшиеся выше статьи, составляют основы конституционного строя Российской Федерации. Более подробно конституционные основы местного самоуправления изложены в главе 8 «Местное самоуправление». В частности, ч. 1 ст. 131 устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Из ст. 76 Конституции РФ следует, что по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Конституцией РФ предусмотрена также гарантия верховенства федеральных законов по предметам совместного ведения на случаи принятия в субъекте Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих федеральным законам.
Гражданское
законодательство определяет правовое
положение органов местного самоуправления,
основания возникновения и
Вместе
с Конституцией РФ, Европейской хартией
местного самоуправления и Гражданским
кодексом РФ юридическую базу для
регулирования местного самоуправления
субъектами Российской Федерации составляет
также федеральный закон от 6 октября
2003 года «Об общих принципах
Особая
роль Федерального закона от 6 октября
2003 года «Об общих принципах
Правовое
регулирование прав, обязанностей и
ответственности органов
Очень
важную роль на этапе формирования
правовой основы местного самоуправления
сыграли указы Президента Российской
Федерации и Постановления
Во исполнение федеральных законов и нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения по вопросам деятельности органов местного самоуправления. Например, Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» регулирует вопросы организации первичного воинского учета органами местного самоуправления.
Постановления Конституционного Суда РФ, в которых затрагиваются вопросы местного самоуправления, оказывают значительное влияние на процесс Формирования правовой основы местного самоуправления.
Важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации играют законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основываясь на федеральном законодательстве о местном самоуправлении, они закрепляют основы организации местного самоуправления на своей территории, принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Законы
субъектов Российской Федерации
конкретизируют отдельные положения
Федерального закона от 6 октября 2003 года
«Об общих принципах
Кроме того, субъектами Российской Федерации осуществляется контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении органами и должностными лицами местного самоуправления. По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Наиболее
полное определение понятия
Основным нормативным правовым актом в системе правовых актов муниципального образования является его устав, который на основании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяет организацию и формы осуществления местного самоуправления, компетенцию и порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.
Некоторые субъекты Российской Федерации в целях оказания методической помощи по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством разрабатывают модельные уставы для муниципальных образований.