Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:30, контрольная работа

Описание

Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой.

Работа состоит из  1 файл

Муниц право Настя.docx

— 43.93 Кб (Скачать документ)

       Кроме устава муниципального образования, на муниципальном уровне принимается  ряд других нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы  деятельности органов и должностных  лиц местного самоуправления. К ним  относятся акты, определяющие порядок  работы органов местного самоуправления, например, регламент представительного  органа местного самоуправления, положение  о территориальном общественном самоуправлении и другие.

       Представительный  орган муниципального образования  по вопросам местного значения принимает  решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что решение  вопросов местного значения может осуществляться населением непосредственно путем  прямого волеизъявления, выраженного  на местном референдуме (сходе граждан). Но, как отмечают некоторые специалисты, в России население не привыкло участвовать  в местном правотворчестве и  не стремится к реализации своих  прав. Поэтому необходимо принятие специальных мер для вовлечения населения в нормотворческий  процесс, например, обязательное включение  в уставы муниципальных образований  перечня тех решений органов  местного самоуправления, которые не могут быть приняты без обсуждения их населением.

       Статус  решений, принятых населением непосредственно  на сходах, собраниях, путем опроса и референдума, различный. В том  случае, если собрание, сход граждан  созывается по мере необходимости для  решения наиболее важных вопросов местного значения и параллельно действует  выборный представительный орган местного самоуправления, решения схода имеют  высшую юридическую силу по отношению  ко всем органам местного самоуправления данного муниципального образования.

       Глава муниципального образования в пределах своих полномочий издает постановления  и распоряжения по вопросам организации  деятельности представительного органа муниципального образования, если он является его председателем, или постановления  и распоряжения местной администрации  по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных  государственных полномочий, если он является главой местной администрации. Как правило, в форме постановлений издаются нормативные акты, в форме распоряжений - решения по конкретным вопросам оперативного характера и индивидуальные акты (Подсумкова А.А, Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: Постатейный - М, 2008).

       Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения местной администрации по вопросам организации ее работы. Должностные  лица администрации муниципального образования в пределах своих  полномочий, установленных уставом  муниципального образования, нормативными правовыми актами главы муниципального образования или главы местной  администрации, издают распоряжения и  приказы. Принимаемые ими правовые акты в основном регламентируют трудовые отношения работников местной администрации. 
 

       2. Полномочия органов местного  самоуправления в области использования  и охраны земли и других  природных ресурсов.

       Земля и другие природные ресурсы —  основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории. Государство регулирует земельные отношения в целях  обеспечения рационального использования  и охраны земель, создания условий  для равноправного развития различных  форм хозяйствования на земле, воспроизводства  плодородия почв, сохранения и улучшения  природной среды и охраны прав на землю физических и юридических  лиц.

       Важную  роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других природных ресурсов.

       Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Территория субъекта Федерации разграничивается между поселениями, территорию которых составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории муниципального района в соответствии с законом входят земли межселенных территорий.

       К полномочиям местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов относятся:

    • правовое регулирование (в пределах своих полномочий) общественных отношений, связанных с использованием земли;
    • планирование использования земель;
    • формирование в структуре местной администрации органов 
      (структурных подразделений), осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
    • владение, пользование и распоряжение земельными участками, 
      находящимися в муниципальной собственности;
    • землеустройство;
    • решение вопросов, связанных с установлением платы за землю;
    • осуществление муниципального земельного контроля.

       Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет положение о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

       В соответствии с Земельным кодексом РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

    • признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации;
    • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

       В муниципальной собственности могут  находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".

       В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

       Органы  местного самоуправления, решая вопросы своего ведения в области земельных отношений, в пределах своих полномочий могут согласно Земельному кодексу РФ издавать акты, содержащие нормы земельного права (ст. 2).

       В соответствии с Федеральным законом 2005г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ органы местного самоуправления утверждают генеральные планы поселений схемы территориального планирования муниципального района, правила землепользования и застройки и т. д.

       Они также вправе разрабатывать и  реализовывать местные программы использования и охраны земель. При этом органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю в порядке и формах, установленных законодательством.

       К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится планирование использования земель муниципального образования.

       Планирование  использования земель осуществляется органами местного самоуправления прежде всего посредством утверждения генеральных планов поселения, городского округа, схем территориального планирования муниципального района, подготовленной на основе указанных документов документации по планировке территории, а также ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования, резервирования земельных участков для муниципальных нужд и т. д.

       Кроме того, местные целевые программы  и программы социально-экономического развития территории муниципальных образований, принимаемые представительными органами местного самоуправления, содержат градостроительные разделы, в которых находит отражение метод планирования использования муниципальных земель.

       На  территории городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны различных видов: жилые, производственные, рекреационные, сельскохозяйственного использования и др.

       Планирование  и организация рационального  использования земель проводятся в  целях совершенствования распределения  земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель в муниципальных образованиях.

       Планирование  и организация рационального  использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

    • разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
    • природно-сельскохозяйственное районирование земель;
    • определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;
    • определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;
    • определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.

       Планирование  и организация рационального  использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

       Управляя  и распоряжаясь муниципальной землей, органы местного самоуправления предоставляют  муниципальные земельные участки  в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут предоставляться также в аренду.

       Земельный кодекс закрепляет соответствующие  полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, устанавливая:

    • порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности;
    • особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности;
    • порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для жилищного строительства и т. д.

       Земельный кодекс обязывает органы местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

       В соответствии с Земельным кодексом предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых  гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для указанных целей, устанавливаются: нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (из земель, находящихся в собственности муниципальных образований).

       Предоставление  гражданам и юридическим лицам  земельных участков осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков (в соответствии с уставом муниципального образования), в пределах своей компетенции и в соответствии с Земельным кодексом.

       Земельный кодекс упростил порядок приватизации земельных участков, в том числе находящихся в муниципальной собственности. Если гражданин или юридическое лицо пожелают приватизировать ранее предоставленные им земельные участки, то орган местного самоуправления обязан в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданина или юридического лица.

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов