Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:11, контрольная работа
В ходе административно-правовой реформы начался новый этап развития местного самоуправления, который направлен на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти и повышение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за подготавливаемые и принимаемые решения. Отправной точкой реформы стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».1
Конституция Российской Федерации впервые закрепила самостоятельность местного самоуправления в качестве основополагающего принципа организации власти и управления на местах. Без слаженно функционирующей системы местного самоуправления весьма трудно формировать рыночные экономические
структуры, так как на местном уровне складываются значительные и устойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения. По мере становления местного самоуправления будут создаваться различного рола предпосылки — экономические, социальные, финансовые и правовые — для более глубокого и прочного введения начал самоуправления на территории России.2
Введение……………………………………………………………. 3 – 4
1. Жилищно-коммунальная реформа и роль органов местного самоуправления в ее реализации………………………………..
5 – 6
2. Организация работы местного самоуправления в области
жилищно-коммунального хозяйства…….………………………
7 – 14
3. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения…………………..…….........
15 – 19
Заключение ……………………………………………………….... 20 – 21
Список литературы…………………………
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РФ
РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ
(заочная
форма обучения)
Специальность: правоохранительная деятельность
Зачетная книжка:
№
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ТЕМА
№
Полномочия
органов местного самоуправления в
жилищной сфере, в сфере коммунального,
бытового и торгового обслуживания населения
Дата отправки работы _______________
Дата регистрации
работы ____________
П Л А
Н
Введение………………………………………………………… |
3 – 4 | |
1. | Жилищно-коммунальная реформа и роль органов местного самоуправления в ее реализации……………………………….. | 5 – 6 |
2. | Организация работы
местного самоуправления в области
жилищно-коммунального хозяйства…….……………………… |
7 – 14 |
3. | Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения…………………..……......... | 15 – 19 |
Заключение ……………………………………………………….... | 20 – 21 | |
Список литературы………………………………… |
22 – 23 | |
В В Е
Д Е Н И Е
Местное самоуправление как форма народовластия населения является важной основой конституционного строя России. Местное самоуправление признано одной из фундаментальных составляющих российской системы народовластия и отражает возрастающую роль местной власти в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований.
В Российской Федерации процесс становления и развития местного самоуправления идет сложно и противоречиво. На его пути стоит целый комплекс проблем (экономических, правовых, социальных и др.). Цель местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить власть к населению. Такая власть способна более эффективно и действенно решать вопросы местного значения.
В ходе административно-правовой реформы начался новый этап развития местного самоуправления, который направлен на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти и повышение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за подготавливаемые и принимаемые решения. Отправной точкой реформы стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».1
Конституция Российской Федерации впервые закрепила самостоятельность местного самоуправления в качестве основополагающего принципа организации власти и управления на местах. Без слаженно функционирующей системы местного самоуправления весьма трудно формировать рыночные экономические
структуры, так как на местном уровне складываются значительные и устойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения. По мере становления местного самоуправления будут создаваться различного рола предпосылки — экономические, социальные, финансовые и правовые — для более глубокого и прочного введения начал самоуправления на территории России.2
В подавляющем большинстве демократических государств именно местные органы управления непосредственно решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что обусловливает сравнительно высокую управленческую активность и заинтересованность граждан в деятельности органов власти.
Несомненно, одним из важнейших вопросов местного самоуправления является компетенция муниципальных образований в области жилищного хозяйства, коммунального и бытового обслуживания населения. Данная проблема рассматривается в аспекте построения в России федеративного государства с учетом самостоятельности органов местного самоуправления.
Самостоятельность,
в данном понимании, – это
способность независимо, под свою
ответственность решать вопросы
местного значения, подкрепленная
необходимыми материальными
средствами (средства местного
бюджета, муниципальная собственность).
Данные вопросы самостоятельности
особенно актуальны в настоящее время,
в момент приведения законодательства
органов местного самоуправления
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.3
1.Жилищно-коммунальная
реформа и роль
органов местного
самоуправления в
ее реализации
Реформа
жилищно-коммунального
На первом этапе реформы (1991 - 1996 гг.) взамен существовавшей ранее ведомственной управленческой вертикали формировалась децентрализованная муниципальная система управления жилищно-коммунальным хозяйством. По данным Госстроя России, доля частного жилищного фонда увеличилась с 30% в 1991 г. до 52% в 1996 г. В собственность граждан было передано 36,8% государственного и муниципального жилищного фонда России, подлежащего приватизации1. Однако приватизация не затронула проблему формирования рынка жилищно-коммунальных услуг и не повлияла на совершенствование механизмов управления и обслуживания жилого фонда. В начале 90-х годов тарифы на жилищно-коммунальные услуги поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 90%. Квартирная плата, включающая платежи граждан за коммунальные услуги и составлявшая около 2,5% среднего дохода семьи, рассматривалась государством и обществом как одно из важнейших социальных завоеваний. И хотя в 1994—1995 гг. резко возросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги, доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляла к 1996 г. 24—25% консолидированного бюджета регионов. Это значительно больше, чем бюджет Министерства обороны РФ и бюджет всей системы здравоохранения и образования.4
С утверждением в 1997 г. Указом Президента РФ Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации начался второй этап реформы. Главной его целью было: создание реальной конкуренции в жилищно-коммунальной сфере, снижение затрат на услуги, повышение качества работ коммунальных служб. При этом ставилась задача перейти от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному, дифференцированному изменению их с учетом реальных доходов граждан, при одновременном совершенствовании и усилении адресной помощи малоимущим.5
Основная нагрузка легла на органы местного самоуправления. Именно на них возлагалась обязанность наладить контроль за коммунальными службами, выработать эффективные экономические механизмы взаимодействия с ними. Однако жилищно-коммунальное хозяйство во многих регионах находилось в плачевном состоянии, о чем свидетельствовали многочисленные аварии. В некоторых регионах не хватало средств на отопление квартир, на ремонт коммуникаций. В 2000 г. из 297 млрд руб., которые были необходимы коммунальным службам, население заплатило лишь 118 млрд, или 39%. Недостающие средства хотя и восполнялись дотациями из федерального и регионального бюджетов, однако их также не хватало. Правительство РФ приняло решение: начиная с 2001 г. изменить порядок финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Предполагалось, что граждане должны полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Вместе с тем предусматривалось получение гражданами, чей доход ниже прожиточного минимума, субсидий, компенсирующих их реальные расходы на жилищно-коммунальные услуги.
В
условиях кардинального изменения порядка
финансирования жилищно-коммунальной
сферы роль органов местного самоуправления
по осуществлению реформы еще более возрастает.6
2.Организация работы местного самоуправления в области
жилищно-коммунального
хозяйства
В ведении муниципальных образований находятся вопросы по оказанию населению различного рода услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. К ним, в частности, относятся вопросы жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, торговли и бытового обслуживания:
а) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (в муниципальном районе — только организация электро- и газоснабжения поселений);
б) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
в) создание условий для обеспечения жителей поселения (городского округа) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания (в муниципальном районе это вопрос о создании условий для обеспечения данными услугами поселений, входящих в состав района).7
Таким образом, деятельность органов местного самоуправления в жилищной и коммунальной сферах направлена, прежде всего на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилищных прав граждан.
Роль органов местного самоуправления, как и роль государства в целом, в обеспечении этих гарантий в последние годы существенным образом изменилась. Это связано с тем, что наряду с государственной и муниципальной собственностью существует частный жилищный фонд. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Значительная часть квартир государственного и муниципального жилищного фонда приватизирована. Появились частные организации, занимающиеся проектированием и строительством жилья. Граждане могут реализовать свое конституционное право на жилище путем приобретения жилья в собственность, кооперативного или индивидуального жилищного строительства, а также из государственного или муниципального жилищного фонда. Начал функционировать рынок жилья.8
Коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств во вводе жилья, достигавшая до начала экономической реформы 80%, в настоящее время значительно сократилась. Основным источником финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья. Повысился удельный вес малоэтажного строительства. Проводится демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. В городских поселениях создаются товарищества собственников жилья.9
Вместе с тем острога жилищной проблемы не снизилась.
Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства составляют Жилищный кодекс РФ и законы РФ: «Об основах федеральной жилищной политики» 1992 г. и «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» 1991 г., другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты, касающиеся жилищной сферы, коммунальных услуг.
Жилищный фонд в качестве составной части включает в себя муниципальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
а)
жилищный фонд социального использования
— совокупность предоставляемых
гражданам по договорам социального
найма жилых помещений
б) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с Жилищным кодексом жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Кроме того, существуют индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого назначения.10
Формирование муниципального жилищного фонда, который находится в ведении органов местного самоуправления, осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».11