Полномочия Президента Российской Федерации в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотрение вопросов компетенции президента Российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.
Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
- Проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Содержание

Введение
1. Роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ
1.1 Понятие и признаки государственного органа
1.2 Система органов государственной власти
2. Функции, полномочия, взаимодействие Президента РФ в системе органов государственной власти
2.1 Компетенция Президента Российской Федерации
2.2 Акты Президента Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая жуков.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования  

Московский  государственный  университет путей  сообщения (МИИТ) 

Гуманитарный  институт

Кафедра: «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» 
 
 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине «Государственное и муниципальное  управление »

На  тему: 

Полномочия  Президента Российской Федерации в  системе государственного управления  
 
 
 
 
 

Выполнила: Студентка IV курса гр.

 ГСЛ 411 Фатеева И.А.

Проверил: доц., к. ф. н. Жуков Ю.Н. 
 
 
 
 

Москва

2011 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Роль Президента  Российской Федерации в системе  органов государственной власти  РФ

1.1 Понятие и  признаки государственного органа

1.2 Система органов государственной власти

2. Функции, полномочия, взаимодействие Президента РФ  в системе органов государственной  власти

2.1 Компетенция  Президента Российской Федерации

2.2 Акты Президента  Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      В своем развитии  институт Президента претерпел определенные изменения. После принятия Конституции РФ произошло  изменение не только статуса но и  компетенции Президента РФ, так например, из главы исполнительной власти он превратился в главу государства.

      На  сегодняшний день компетенция Президента РФ неоднозначно оценивается российскими  и зарубежными государствоведами  Окуньков Л.А. Вместе с тем очевидно, что большую часть своих функций  глава государства реализует  посредством взаимодействия с другими органами государственной власти и путем издания различных актов.

      Если, на сегодняшний день, проблема компетенции  Президента достаточно хорошо освящена, то в науке конституционного права  попытки анализировать акты Президента РФ, носят преимущественно несистематизированный, характер и касаются в основном указов главы государства, хотя Президент РФ подписывает и издает также распоряжения, различного рода письма, заключения и запросы, издает документы программно-политического содержания - послания, программы, заявления.

      Остается  недостаточно изученной роль главы  государства в законодательном  процессе. В своих посланиях Федеральному Собранию Президент неоднократно обращал  внимание парламента на необходимость  срочного заполнения правовых пробелов по самым важным вопросам государственного строительства. Именно от качества работы Государственной Думы в немалой степени зависит становление юридической базы правового государства, и именно медлительность российского парламента побуждает Президента к изданию указов законодательного характера. Поэтому тема работы является важной и актуальной. С учетом огромной роли, которую играет Президент РФ, исключительную актуальность приобретает задача детальной правовой регламентации его полномочий.

Не до конца выявлены критерии соотношения актов Президента и решений Правительства РФ. Объяснение этому следует искать в новизне институтов государственной власти Российской Федерации, находящихся в процессе развития. Аналогичными причинами обусловлена недостаточная разработанность проблемы соотношения актов Президента РФ и нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

      Приведенные выше аргументы позволяют обозначить цель работы - рассмотрение вопросов компетенции президента Российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.

      Объектом данной курсовой работы является институт Президента в Российской Федерации.

      Предмет исследования - компетенция Президента Российской Федерации.

      Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:

- Рассмотреть  роль Президента Российской Федерации  в системе органов государственной  власти РФ;

- Проанализировать  функции, полномочия, взаимодействие  Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

      Для этого в первой главе работы рассматриваются  вопросы - понятие и признаки государственного органа и системы органов государственной  власти.

      Во  второй главе анализируются вопросы  компетенции Президента Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти, а также проблемы актов Президента Российской Федерации.

1. РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  РФ

1.1 Понятие и  признаки государственного органа

      Деятельность  любого государства реализуется  через систему его государственных  органов.

      Для государственного органа характерны следующие  признаки:

1) порядок создания  и деятельности государственного  органа, его компетенция, внутренняя  организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) государственный  орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие  характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом  принятия решений, обязательных  для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) государственный  орган осуществляет задачи и  функции, возложенные на него государством;

4) государственный  орган является организационно  обособленной частью системы  органов государственной власти.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая  в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

      Совокупность  органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Система органов  государственной власти

      Система федеральных органов государственной  власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

      В систему государственных органов  субъектов Федерации входят законодательные  органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти.

      Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система  органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ - глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

      Органы  законодательной власти включают Федеральное  Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации.

      Они одновременно являются представительными  органами. Они избираются непосредственно  народом и призваны выражать его  волю. В соответствии с принципом  разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

      Органы  законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в Российской Федерации.

      Органы  исполнительной власти включают федеральное  правительство, другие федеральные  органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

      Органы  исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных  органов, указов Президента РФ и актов  глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

      По  объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей  компетенции, ведающие всеми сферами  исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации) и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства).

      Органы  судебной власти. К ним относятся  Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центризбирком РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

2. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

2.1 Компетенция Президента Российской Федерации

      Компетенция Президента РФ складывается из функций  и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.

      Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации в системе государственного управления