Полномочия Президента Российской Федерации в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотрение вопросов компетенции президента Российской Федерации, выделение проблематики реализации главой государства своих полномочий в системе государственных органов.
Для реализации цели работы необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ;
- Проанализировать функции, полномочия, взаимодействие Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Содержание

Введение
1. Роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ
1.1 Понятие и признаки государственного органа
1.2 Система органов государственной власти
2. Функции, полномочия, взаимодействие Президента РФ в системе органов государственной власти
2.1 Компетенция Президента Российской Федерации
2.2 Акты Президента Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая жуков.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Подводя итоги работы, отметим, что институт президента в РСФСР зародился в условиях разрастающегося экономического и политического кризиса. В период с 1991 г. по настоящее время Президенту РФ отводится особая роль в механизме государственной власти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией РФ. Она охватывает все аспекты государственной деятельности, носит комплексный характер.

      Можно утверждать, что большая часть  компетенций главы государства  реализуется посредством издания  им правовых актов.

      Акты  главы государства различаются: по форме - указы и распоряжения, а также программы, концепции, положения  и доктрины, утверждаемые указами; по юридической силе - нормативные и  правоприменительные, причем нормативными должны быть только указы.

      К официальным документам относятся запросы, заключения, письма и заявления. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию являются официальным политико-правовым документом.

      Все вышеназванные акты и официальные  документы издаются в целях реализации внутренних и внешних функций главы государства, временных и постоянных, а также единоличных и коллегиальных.

      Специфику имеет и система взаимоотношений  Президента РФ и Федерального Собрания. Глава государства обладает широким  диапазоном средств и форм участия  в законодательном процессе. Это выражается:

1) в наличии  у него права законодательной  инициативы, причем по любому  вопросу, и права на внесение  предложений о поправках к  Конституции РФ;

2) в работе  полномочных представителей и  представителей Президента в  палатах Федерального Собрания;

3) в возможности  давать на законопроекты заключения, содержащие замечания и конкретные  предложения;

4) в работе  согласительных комиссий с участием  главы государства;

5) в праве  налагать вето на принятые  федеральные законы и возвращать их без рассмотрения, если нарушен конституционный порядок их принятия.

      Активная  и порой решающая роль Президента РФ в законотворческом процессе часто  приводит к конфронтации главы государства  и парламента, в результате чего принимаются несовершенные законы. Это обстоятельство указывает на необходимость принятия закона о правовом регулировании законодательного процесса и внесения изменений в регламенты палат Федерального Собрания.

      На  сегодняшний день остается актуальной проблема соотношения нормотворческих указов с федеральными законами. Указы Президента РФ должны носить характер подзаконных актов, но в современных условиях, когда многие вопросы требуют оперативного законодательного решения, глава государства издает указы, восполняющие пробелы в праве.

      Не  менее значима и проблема соотношения  актов Президента и решений Правительства  РФ. Очевидно, что в отношении  исполнительной власти глава государства  обладает наибольшим объемом полномочий. В иерархии нормативных правовых актов постановления Правительства стоят ниже указов Президента РФ, поскольку первые издаются на основании и во исполнение вторых. Кроме того, правительственные акты, в случае противоречия их указам, могут быть отменены главой государства.

      Переплетение  функций Президента и Правительства порождает коллизии как в правотворческой, так и в правоприменительной практике. Поэтому необходимо сбалансировать полномочия двух этих органов власти и внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, закрепив за Правительством РФ право самостоятельно издавать постановления и распоряжения в сфере экономики, науки, культуры, образования, природопользования, охраны окружающей среды, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной сфере, но с обязательным уведомлением об этом главы государства.

Президент РФ как  глава федеративного государства  обладает достаточным объемом полномочий во взаимоотношениях с субъектами Федерации.

      Акты  органов государственной власти субъектов не должны противоречить  Конституции РФ, федеральным законам, а также нормативным указам Президента РФ, изданным по вопросам, требующим законодательного регулирования. Президент РФ имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека и гражданина до разрешения дела соответствующим судом. Однако глава государства ни разу не обратился в судебные органы, поскольку приостановленные акты либо отменялись, либо приводились в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Тем не менее существует необходимость в определении порядка отмены судом приостановленных Президентом РФ нелегитимных актов органов исполнительной власти субъектов Федерации.

      Акты  органов законодательной власти субъектов Президент РФ неуправомочен ни приостанавливать, ни отменять, но как гарант Конституции РФ он использует различные механизмы воздействия на правотворчество региональных представительных органов. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. - М.: ООО «ТК-Велби», 2002. - 32 с.

2. Закон «О  выборах Президент Российской  Федерации» "Собрание законодательства  Российской Федерации", N 22, от 22.05.95 года, стр.3671-3712.

3. Закон «О  референдуме Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, N 42, 16.10.95 г. ст. 3921.

4. Авакьян С.  А. Президент Российской Федерации:  эволюция конституционно-правового  статуса // Вестник Московского  университета. Сер. II. Право. 1998. № 1.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 2008.

6.Дугажапов Т.  История института Президента  в России// Восточно-Сибирская Правда 2007. № 53.

7. Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2002.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное  право России. М., 1995.

9. Комаров С.А.  Общая теория государства и  права. Курс лекций. М., 1996.

10. Комментарий  к Конституции РФ. Под редакцией  Б.М.Топорпина. М.,1997.с.470.

11. Комментарий  к Конституции Российской Федерации  / Под. общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. М. - 2008.

12. Конституция  Российской Федерации: Энцикл. словарь  / Авт. коллектив: В.А. Туманов,  В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

13. Конституция  Российской Федерации. Вопросы  и ответы. - М.: Юрид. лит., 1994.

14. Конституционное  право. Учебник. Отв. ред. А.Е.  Козлов - М.: Издательство БЕК, 1996.

15. Котенков А.А.  Президент - Парламент: становление  взаимоотношений в законодательном процессе (статья I). // Государство и право. 1998. N9. С. 5-8.

16. Кузнецов Е.Л.  Из истории создания института  Президентства СССР //Государство  и право. 2006. № 5.

17. Кулябин А.  И. Президентство - лучшая ли  это форма исполнительной власти // Государство и право. 1992. № 8.

18. Марченко М.  Н. Политико-правовой статус института  президента // Вестник Московского  университета. Сер II. Право. 1992. №  2.

19. Мицкевич А.В.  Закон в переходный период: опыт  современной России// Государство  и право. - 2001. -№ 23.

20. Мирошникова  В.А. Конституция Российской Федерации.  Комментарии. - М.:АКАЛИС, 1987.

21.Научно-практический  комментарий к Конституции Российской  Федерации / Под ред. В. В.  Лазарева. - М., 2001.

22. Окуньков Л.  А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 2006.

23. Окуньков Л.А.  Правовые акты Президента: их  статус, направленность, содержание. //Журнал  российского права. -2002. - №5.

24. Чеботарев  Г.Н. Принцип разделения властей  в государственном устройстве Российской Федерации Тюмень: Изд-во Тюменский государственный институт. 2007. 218с.

25. Чиркин В.Е.  Конституционное право: Россия  и зарубежный опыт. - М., 1999.

26. Чиркин В.Е.  Президентская власть. //Государство  и право. - 2007. - №4.

Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации в системе государственного управления