Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:29, курсовая работа
Развитие различных форм общения между людьми выдвинуло потребность в
предоставлении им возможности по согласованной сторонами воле использовать
предложенные законодателем или самим создать правовые модели. Такими
моделями и стали договоры (контракты). В течение определенного времени
деликты и договоры были единственными признаваемыми государством
основаниями возникновения обязательств.
договоров публичными, это означает, что на них распространяется режим,
установленный в ст.445 ГК.
Особый случай предусмотрен п.2 ст.846 ГК, которая посвящена договору
банковского счета. Хотя такой договор и не относится к числу публичных, в
указанных этой статей случаях клиент, в порядке, предусмотренном для
публичных договоров ст.445 ГК, вправе требовать заключения договора, если
банк (иное кредитное учреждение, имеющее соответствующую лицензию)
необоснованно уклонился от этого.
Принципиальное
отличие современных
не только в сокращении случаев обязательно заключения договоров, но и в
том, что акты, предусматривающие такую обязанность, адресованы лицам,
которые реализуют товары, выполняют работы или оказывают услуги, оставляя
возможность тем, кто обращается за товарами, работами или услугами,
вступать в договорные отношения по собственной воле. Обязательства этих
последних возникает лишь в случаях, когда они сами принимают его на себя, в
частности, заключив
предварительный договор.1
Остатки
планового распределения в
новейших актах лишь в крайне узкой области. Одно из таких исключений
составляют поставки газа. Правила поставки газа устанавливают порядок, при
котором Российское акционерное общество «Газпром», исходя из возможностей
добычи газа и заявок потребителей, составляет баланс газа по России на
предстоящий год. Он утверждается Министерством топлива энергетики РФ по
согласованию с Министерством экономики РФ. Затем "Газпром" определяет
годовые объемы газа, которые могут быть поставлены потребителям по своим
регионам газо-
газотранспортными системами, и доводит их до сведения поставщиков и
газораспределительных организаций. Определенный таким образом объем газа
должен служить основанием для заключения договора поставки.
Исключения из принципа договорной свободы, о которых идет речь,
выражаются обычно в том, что ГК или иной закон включает общую норму,
которая сама же предоставляет соответствующей стороне в договоре право
требовать его заключения. Вместе с тем, имеют место и такие случаи, когда в
нормативном порядке допускается лишь возможность введения порядка
обязательного заключения договоров. В частности, имеется в виду п.7 ст.3
Закона от 13 декабря 1994 года «О поставках продукции для федеральных
государственных нужд». Им предусмотрено право Правительства РФ в
необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных
контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд,
распространив этот режим на федеральные казенные предприятия.
В условиях планового хозяйства обязательство заключить договор не редко
возникало в силу такого юридического факта, как существование между
соответствующими сторонами сложившихся (длительных) хозяйственных связей.
Теперь такое основание сохранилось лишь в определенных областях экономики.
Имеется в виду постановление Верховного Совета РФ от 4 октября 1992 года «О
мерах по обеспечению поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера
и приравненные к ним местности». Указанный акт считается достаточным
основанием для заключения соответствующих договоров такое требование к
поставщикам, как длительность существования между ними хозяйственных
связей. При этом арбитражная практика всегда признавала, что требовать
заключения с ними договоров могут также и те организации, которые сами не
производят товаров для указанного района, но занимаются перепродажей
товаров с последующей переотправкой покупателям, расположенным в таких
районах. В соответствии с Основными положениями Государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ арендаторам
зданий, сооружений, строений, помещений, в том числе встроено- пристроенных
нежилых помещений в жилых домах, а также земельных участков под
приватизированными предприятиями, которые находятся в аренде или
фактическом владении, пользовании этих предприятий, представляется право
требовать заключения с ними договоров купли-продажи соответствующих
объектов.
Обязательное заключение договора составляет часть общего режима,
установленного
антимонопольным
1995 года «О естественных монополиях» устанавливает общую норму, в
соответствии с которой субъекты естественных монополий, т.е. юридические
лица, занятые производством, реализацией товара в условиях естественной
монополии, и не в праве отказаться от заключения договора с определенными
потребителями.
Обязанность заключения договоров закреплена в самом Кодексе и за
пределами публичных и предварительных договоров такие случаи, в частности,
предусмотрены применительно к поставочным и подрядным отношениям. Так, п.1
ст.527 ГК, посвященной государственному контракту на поставку товаров для
государственных нужд, возлагает обязанность его заключения на
государственного заказчика, разместившего заказы, принятые поставщиком
(исполнителем). В силу ст.765 ГК эта же норма действует и при выполнение
подрядных работ для государственных нужд.
Кодекс иногда ограничивается указанием на то, что соответствующая
обязанность- заключить договор по требованию другой стороны – действует
лишь при наличии специального указания на этот счет в законе. Так,
например, установив обязанность государственного заказчика заключить
договор с поставщиком (исполнителем), п.2 ст.527 ГК предусмотрел
возможность случая, при котором заключение такого контракта обязательно и
для поставщика (исполнителя). В самом Кодексе содержатся условия указанного
обстоятельства, в частности то, что государственный заказчик должен будет
возмещать поставщику все понесенные убытки, возникшие в связи с выполнением
государственного контракта. Правило об обязанности заключить договор и
праве на возмещение убытков установлено применительно к подрядчику –
стороне в государственном контракте на выполнение подрядных работ.
Указанная обязанность превращается в безусловную, если в роли поставщика
(подрядчика) выступает казенное предприятие, режим выступления которого в
обороте оказывается
наиболее жестким.
§ 2. Заключение договора на
торгах
Торги представляют собой один из случаев заключения договоров, который
тесно связан с основными законами свободного рынка и выражает их наиболее
последовательно. Это, в частности, проявляется в присущей торгам
конкуренции. Такая конкуренция может охватывать самую широкую область.
Естественно, что до недавнего времени основная сфера регулирование
торгов находилась за пределами гражданского права. Речь шла главным образом
о процессуальных нормах, посвященных обращению взыскания на имущество
должника. Правда, в данной сфере существовали свои ограничения. Имеется в
виду, что взыскание на основные, а практически и на оборотные средства
государственных и общественных организаций вообще не могло производиться.
Что же касается граждан, то, с точки зрения удовлетворения требования
кредиторов, при обращения взыскания из всех видов принадлежащего им
имущества значение мог иметь лишь один жилой дом. По этой причине ГПК РФ
1964г. упоминает о торгах и регулирует их проведение только в связи с
обращением взыскания на жилое строение, принадлежащие гражданину (ст.399-
405 ГПК).
Первая
регламентация торгов как
правовых договоров была связана с проведением приватизации государственной
собственности. Именно торги оказывались и оказываются основной формой
приватизации.
В последствии
был издан ряд актов,
конкурсам, организуемым при приватизации. Так, например, Указом Президента
РФ от 24 декабря 1993г. «О государственной программе приватизации
государственного и муниципальных предприятий в РФ» была предусмотрена
продажа путем организации различных видов аукционов и конкурсов
предприятий, которые не являются акционерными обществами, пакетов акций,
имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных
предприятий, а
также незавершенных
акций), находящихся
в государственном или
Новый
закон «О приватизации
приватизации муниципального имущества в РФ» предусматривает случаи и
порядок приватизации путем продажи государственного или муниципального
имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными
условиями (ст.21) и на аукционе.
Закон «Об исполнительном производстве» предусматривает необходимость
осуществления реализации путем проведения торгов специализированной
организацией (ст.54 и 62).
ГК, отвечая
потребностям складывающейся
три относящихся к торгам статьи :447(«Заключение договора на торгах),
448(«Организация порядок проведения торгов») и 459 («Последствия нарушения
правил проведения торгов»).
В соответствующих статьях ГК проводится разграничение аукционов и
конкурсов. В основу положен способ определения выигравшего (победившего):