Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ проблем, связанных с институтом главы муниципального образования. В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Выборы главы муниципального образования
2.2 Акты высшего выборного должностного лица в муниципальном правотворчестве
2.3 Ответственность главы муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Во-вторых, невозможно предложить
какую-либо универсальную модель местного
самоуправления для такой страны,
как Россия с ее многонациональным
составом, различными культурными, географическими,
хозяйственными и иными особенностями.
Поэтому нельзя следовать примеру
Великобритании, в которой существует
унифицированная система
В-третьих, выбор той или
иной модели местного самоуправления
зависит от нескольких факторов. При
этом место и роль главы муниципального
образования во многом зависит от
размеров данного муниципального образования
и численности населения в
нем. Также при выборе модели организации
местного самоуправления необходимо учитывать
и, так называемый, человеческий фактор.
Главное – чтобы схема
Под правовым статусом главы
муниципального образования следует
понимать законодательно закрепленную
систему взаимосвязанных
Правовой статус главы
муниципального образования состоит
из трех компонентов: 1) Статический
компонент правового статуса
главы муниципального образования
отражает положение данного лица
как субъекта права. В эту группу
входят: официальное наименование,
порядок приобретения данного статуса,
срок нахождения в должности, ограничения
и гарантии деятельности главы муниципального
образования, его место в системе
местного самоуправления. 2) К функциональному
компоненту можно отнести: предметы
ведения, разграничение полномочий
главы муниципального образования
и иных органов власти, систему
правовых актов, принимаемых данным
лицом по вопросам местного значения.
3) Юрисдикционный компонент составляют
ответственность главы
Правовой статус главы муниципального образования - это статус специальный, основанный на общем статусе гражданина. Взаимосвязь общего и специального правового статуса проявляется по двум направлениям: с одной стороны, специальный статус дополняет общий статус его носителя. Например, глава муниципального образования наряду с общими для всех возможностями обладает и рядом дополнительных прав и гарантий. А с другой стороны, правовой статус главы муниципального образования может ограничивать общий правовой статус конкретного гражданина, возлагая дополнительные обязанности, существуя в определенной системе ограничений, предписаний и запретов.
Согласно Закону № 131-ФЗ глава
муниципального образования – это
высшее должностное лицо местного самоуправления.
Он избирается населением на муниципальных
выборах либо представительным органом
из своего состава. В п. 2 ст.34 указано,
что наличие в структуре
Таким образом, в зависимости
от специфики организация
Глава муниципального образования,
возглавляющий местную
Установленные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации (п. 3 ст. 36). Во всех случаях, когда глава муниципального образования не возглавляет местную администрацию, ее возглавляет нанятый представительным органом по контракту глава местной администрации. Это относится также к случаю, когда представительный орган муниципального района не избран, а сформирован из представителей поселений, так как в этом случае глава муниципального района независимо от способа своего избрания является председателем представительного органа.
В качестве оснований досрочного
прекращения полномочий главы муниципального
образования п. 6 ст. 36 Закона № 131-ФЗ
называет следующие: смерть; отставка
по собственному желанию; отрешение
от должности; признание судом недееспособным
или ограниченно дееспособным; признание
судом безвестно отсутствующим
или объявления умершим; вступление
в отношении него в законную силу
обвинительного приговора суда; выезд
за пределы РФ на постоянное место
жительства; прекращение гражданства
РФ, прекращения гражданства
Рассмотрим пример из судебной
практики: Так, отказывая в удовлетворении
заявления прокурора о
Действительно, в силу названной федеральной правовой нормы, глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя.
Между тем из системного анализа ст. 35, 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что наделение главы муниципального образования полномочиями председателя представительного органа не изменяет его статуса как главы муниципального образования.
Поэтому перечень оснований досрочного прекращения полномочий, установленный ч. 6 ст. 36 этого Федерального закона, распространяются на глав муниципального образования и в том случае, когда он избран представительным органом муниципального образования и исполняет полномочия его председателя[15].
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Выборы главы муниципального образования
Пункт 2 ст. 36 Закона № 131-ФЗ, определяя
порядок выборов главы
- избрание самими гражданами
в ходе всеобщих равных и
прямых муниципальных выборов
при тайном голосовании (
- избрание на собрании
(сходе) граждан; фактически
- избрание из числа
депутатов представительного
- «автоматическое» занятие
этой должности при избрании
председателем
- назначение по результатам конкурса (например, Омская область)[17].
Во вновь образованных
муниципальных образованиях, главы
муниципальных образований
Непосредственный порядок избрания главы муниципального образования согласно п. 6 ст. 34 Закона № 131-ФЗ принимается на референдуме или сходе граждан. Но в действительности на референдум возможно вынесение лишь вопроса о выборе одного из двух путей избрания главы муниципального образования - населением на муниципальных выборах или представительным органом из своего состава.
Конституционный Суд подтвердил
исключительное право граждан, проживающих
на территории муниципального образования,
непосредственно либо через представительный
орган определять способ формирования
органов местного самоуправления, включая
избрание главы муниципального образования.
Из этого также следует
Разделяем позицию тех
ученых и юристов, которые считают,
что наиболее оптимальный путь замещения
должности главы муниципального
образования - это его избрание без
участия органов
Еще одним теоретическим
обоснованием введения назначения глав
муниципальных образований
Информация о работе Правовой статус главы местного образования