Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ проблем, связанных с институтом главы муниципального образования. В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Выборы главы муниципального образования
2.2 Акты высшего выборного должностного лица в муниципальном правотворчестве
2.3 Ответственность главы муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Формула о вступлении в
силу актов главы муниципального
образования после их опубликования
не означает, что они начинают действовать
в день их опубликования или на
следующий день. Могут быть обстоятельства,
требующие перерыва между моментом
опубликования актов и
Закон № 131-ФЗ включил отдельным
пунктом в полномочия органов
местного самоуправления «учреждение
печатного средства массовой информации
для опубликования
2.3 Ответственность главы муниципального образования
В настоящее время, как и многие другие институты муниципального права, институт ответственности главы муниципального образования находится в процессе своего становления. Следует признать, что механизмы подотчетности лав муниципальных образовании в период формирования современной системы местного самоуправления являются в значительной мере непроработанными.
Федеральные законы «Об общих
принципах организации местного
самоуправления» устанавливают
общие основания и виды ответственности
для представительных и исполнительных
органов и должностных лиц
местного самоуправления. Следовательно,
согласно законодательству Российской
Федерации, в зависимости от субъекта,
перед которым наступает
В зависимости от вида юридической
ответственности можно выделить
уголовную, административную, гражданско-правовую,
материальную, конституционно-правовую
и муниципально-правовую ответственность
главы муниципального образования.
Глава муниципального образования
не подлежит дисциплинарной ответственности,
так как она применяется только
к работникам, то есть лицам, с которыми
заключен трудовой договор. А глава
муниципального образования считается
выборным должностным лицом
Таким образом, в соответствии
с действующим
По мнению Е.С. Шугриной, «каждая
отрасль права должна обеспечивать
реализацию своих норм собственными
средствами, включая и меры ответственности.
Наличие мер ответственности
– такой же признак отрасли, как
«собственные» общественные отношения,
«свои» нормы, данные отношения регулирующие».
На основе этого конституционная
ответственность определяется как
ответственность за ненадлежащее осуществление
государственной власти (в формах
представительной и непосредственной
демократии). Следуя этой логике, муниципально-правовая
ответственность может быть определена
как ответственность за ненадлежащее
осуществление муниципальной
К муниципально-правовым санкциям
относится отзыв главы
Ст. 76 Закона № 131-ФЗ закрепляет
отношения ответственности
Глава муниципального образования
может быть привлечен также к
административной и уголовной ответственности,
но не одна из них не является ответственностью
перед физическими или
Рассматривая вопрос ответственности глав муниципальных образований, следует сказать, что закон в первую очередь регулирует ответственность главы муниципального образования перед населением муниципального образования (ст. 71) - основным субъектом властных отношений на территории муниципального образования, то есть муниципально-правовую ответственность. От имени населения муниципального образования может выступать представительный орган местного самоуправления, избранный непосредственно населением. Поэтому, по мнению Е.С. Шугриной, с которым стоит согласиться, разновидностью муниципально-правовой ответственности является и ответственность перед представительным органом[37].
Как средство воздействия
на главу муниципального образования
предусматривается возможность
его отзыва избирателями. В Законе
№ 131-ФЗ в статье 71 предусматривается,
что основания наступления
Отзыв выборных должностных лиц местного самоуправления как проявление прямого волеизъявления граждан основывается на Конституции РФ (ч. 2 ст. 130) и является одной из форм досрочного прекращения полномочий указанных лиц[38]. Из смысла правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда от 16 октября 1997г. N 14-П, вытекает, что досрочное прекращение полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления как мера ответственности является мерой конституционной ответственности.
Конституционный Суд указал,
что самостоятельность
Согласно правовой позиции,
сформулированной Конституционным
Судом применительно к отзыву
выборных должностных лиц
Комментируя данное решение, Н.С. Бондарь указывает, что под формулировку «утрата доверия населения», не подкрепленную никакими доводами и аргументами, можно подвести кого угодно, то есть при желании можно свести счеты с неугодным человеком. На словах - действуя «в рамках закона», на деле - попирая этот самый закон, к тому же под флагом борьбы «за интересы избирателей». Вот почему следует добиваться, чтобы выдвигаемое обвинение было настолько конкретным, чтобы его можно было проверить и оценить. «Утрата доверия» должна быть связана с конкретными действиями (или бездействием), принимаемыми мэром решениями, поступками, которые можно подтвердить (или опровергнуть) в судебном порядке[40].
Таким образом, для обеспечения
реальной ответственности главы
муниципального образования важна
инициатива жителей данного муниципального
образования, их самоорганизация, осознание
ими своих прав и интересов, их
заинтересованность в решении вопросов
местного значения, которая должна
найти свое воплощение в более
подробной регламентации
Рассмотрим порядок отрешения от должности. В ч. 1 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ от 2003 года, как и в законе от 1995 года, предусмотрено, что причиной отрешения от должности главы муниципального образования является правовой акт высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ). Единственным основанием для прекращения полномочий главы муниципального образования может являться невыполнение обязанности по принятию в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда об отмене ненормативного правового акта или отдельных его положений, при условии, что данный акт повлек нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Установленная процедура
не покушается на самостоятельность
местного самоуправления в пределах
его полномочий, установленных законами,
а направлена на создание надежного
механизма обеспечения
Конституционный Суд отметил,
что установленная Законом
В заключение отметим, что совершенствование механизмов ответственности глав муниципальных образований не должно являться самоцелью. Конечно, понятна вся тяжесть их положения, обусловленная тем, что существующая система управления на местном уровне в настоящее время оказалась неадекватной состоянию общества, их управленческая деятельность имела крайне слабое экономическое, финансовое, правовое и информационное обеспечение. Однако деятельность глав муниципальных образований не может быть построена на основах бесконтрольности и безответственности. Очевидно, что приоритетным должен являться такой подход к конструированию их правового положения, в котором будут оптимально сочетаться гражданский контроль -снизу и государственный контроль - сверху, использующие в качестве критерия конечную эффективность деятельности глав муниципальных образований.
Информация о работе Правовой статус главы местного образования