Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ проблем, связанных с институтом главы муниципального образования. В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Выборы главы муниципального образования
2.2 Акты высшего выборного должностного лица в муниципальном правотворчестве
2.3 Ответственность главы муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ уставов отдельных
муниципальных образований
- Если население местного
сообщества непосредственно
- Если глава муниципального
образования избирается
Таким образом, на практике в
большинстве муниципальных
Среди ученых-юристов есть
противники такого способа замещения
должности главы муниципального
образования, так как, по их мнению,
избрание мэра населением несет в
себе опасность субъективного
В числе основных преимуществ
прямых выборов глав муниципальных
образований можно назвать
Кроме того, в Европейской
Хартии местного самоуправления[25], ратифицированной
Российской Федерацией 11 апреля 1998 года,
заложен принцип выборности органов
местного самоуправления и непосредственного
участия населения в
Спорным в науке муниципального
права остается вопрос об избрании
главы муниципального образования
представительным органом из своего
состава. Многие ученые и юристы вообще
высказываются против такого пути избрания
главы муниципального образования,
так как он «должен опираться
на население района и только ему
быть подотчётен, а в таких условиях
народ как бы в стороне, глава
муниципального образования же ориентирован
только на мнение депутатов», он «не
подотчетен населению, а только представительному
органу»[26]. В то же время у способа
косвенных выборов также есть
свои преимущества. Избрание главы
муниципального образования из числа
депутатов представительного
Федеральные законы «Об общих
принципах организации местного
самоуправления» от 1995 и 2003 годов
не определяют приоритетов в выборе
конкретного способа избрания главы
муниципального образования. При решении
вопроса, кто должен его избирать
(население или
Следует отметить, что установление каких либо дополнительных требований к кандидатам на должность главы муниципального образования (кроме минимального возраста, гражданства) в уставах, несомненно, противоречит общим принципам федерального избирательного законодательства.
Однако, несколько иначе
обстоит дело при назначении главы
муниципального образования по контракту.
Рассмотрим пример из судебной практики:
Какуказал Суд, саогласно ч. 4 ст.
37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003
в случае, если лицо назначается
на должность главы местной
Перечисленные в областном
Законе N 37-ОЗ дополнительные требования
к кандидатам на должность главы
местной администрации
2.2 Акты высшего выборного
должностного лица в
Исследование института
главы муниципального образования
требует также остановиться на таком
аспекте, как акты главы муниципального
образования, поскольку муниципальное
правотворчество данного
К сожалению, как указывает Н.А. Модин, далеко не во всех законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации актам главы муниципального образования уделялось должное внимание. Есть акты, которые в соответствии с Федеральным законом закрепляют наименование и виды правовых актов главы муниципального образования, порядок их принятия и вступления в силу. Действуют также законы, где определена только часть из перечисленных вопросов. Вместе с тем есть и такие, где вообще ничего не говориться о том, как и какие правовые акты принимаются главой муниципального образования. В лучшем случае указывается, что это должно найти отражение в уставе муниципального образования, но в некоторых законах даже такое указание отсутствует. В свою очередь вопреки прямым установлениям Федерального закона уставы некоторых муниципальных образований тоже не полностью регулируют названные вопросы[29].
Правовые акты главы муниципального образования по юридической
силе вторичны по
отношению к уставу
В Законе № 131-ФЗ четко определены
два вида актов главы муниципального
образования: распоряжения и постановления
(ч. 3 ст. 43). Если глава муниципального
образования возглавляет
О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев
высказывают мнение о том, что
распоряжения, издаваемые главой муниципального
образования, следует относить к
нормативным актам[30]. С данным мнением
трудно согласиться, так как если проанализировать
традиционное определение нормативного
акта как официального документа, содержащего
юридические нормы, которые, в свою очередь,
определяются как «узаконенные правила
поведения общего характера, т. е. действующие
непрерывно во времени в отношении неопределенного
круга лиц и неограниченного количества
случаев»[31], то можно сделать вывод о том,
что распоряжения главы муниципального
образования, принимаемые по конкретным
организационным и внутриорганизационным
вопросам (например, прием на работу в
администрацию, выделение финансовых
средств и др.) не содержат правил поведения
общего характера (юридических норм), а
включают организационно-
При таком подходе стоит согласиться с определением, данным В.М. Корельским и В.Д. Переваловым, что распоряжения главы муниципального образования - это правоприменительные акты выборного муниципального должностного лица, «изданные на основании юридических фактов и юридических норм, определяющие права, обязанности и меру юридической ответственности конкретных лиц»[32]. Таким образом, распоряжения главы муниципального образования не могут быть признаны нормативными, так как являются актами применения права, а нормативными актами являются только его постановления.
Постановление главы муниципального
образования - это правовой акт, издаваемый
главой муниципального образования
для разрешения наиболее важных и
принципиальных вопросов развития и
жизнедеятельности
Кроме того, и постановления
главы муниципального образования
не всеми правоведами признаются
в качестве нормативных актов, поскольку
одним из признаков классического
нормативного акта является то, что
он должен быть установлен государством.
Однако, по нашему мнению, следует согласиться
с С.Г. Соловьевым в том, что такой
подход является предельно формализованным,
так как основан только на дефинициях,
сформулированных применительно к
несколько изменившимся условиям. В
настоящее время следует
Закон № 131-ФЗ определяет, что
глава муниципального образования
издает постановления и распоряжения
только по вопросам, отнесенным к его
компетенции уставом
Выборный глава муниципального
образования как должностное
лицо, возглавляющее администрацию
и наделенное собственной компетенцией
по решению вопросов местного значения
в соответствии с уставом муниципального
образования, может в значительной
мере блокировать деятельность местного
представительного органа, принимая
нормативные акты по вопросам, не входящим
в исключительную компетенцию представительного
органа. Поэтому законодатель и определил,
что взаимоотношения главы
Иначе говоря, в уставе муниципального образования должны найти свое отражение следующие моменты: 1) объем и разграничение нормотворческих полномочий местного представительного органа и главы муниципального образования; 2) механизм разрешения правовых коллизий, возникающих между нормативными актами, принятыми местным представительным органом и главой муниципального образования.
Информация о работе Правовой статус главы местного образования