Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:53, реферат
Предметом курсовой работы являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением, отставкой муниципальных служащих, определением статуса муниципальных служащих.
Цель курсовой работы изучить правовой статус муниципального служащего.
Задачи: раскрыть понятие, принципы муниципальной службы, изучить правовой статус муниципального служащего, который включает права и обязанности, гарантии муниципального служащего, а также охарактеризовать прохождение муниципальной службы.
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика муниципальной службы 6
1.1.Понятие муниципальной службы 6
1.2. Принципы муниципальной службы 8
1.3. Понятие и виды муниципальных должностей 11
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего 13
2.1.Понятие правового статуса муниципального служащего 13
2.2. Права и обязанности муниципального служащего 16
2.3. Запреты муниципального служащего 21
2.4. Гарантии муниципального служащего 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
- единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
- учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
- соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
-
соотносительности основных условий государственного
пенсионного обеспечения граждан, проходивших
гражданскую службу, и граждан, проходивших
муниципальную службу, и их семей в случае
потери кормильца.
1.3.
Понятие и виды
муниципальных должностей
Служебная деятельность в органах местного самоуправления осуществляется на основе замещения муниципальной должности.
Муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» подразделяет все муниципальные должности на два вида:
1) выборные муниципальные должности, которые замещаются в результате муниципальных выборов;
2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора - муниципальные должности муниципальной службы3.
Дискриминация граждан Российской Федерации в доступе к муниципальной службе запрещена. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
На
муниципальных служащих распространяется
действие законодательства Российской
Федерации о труде с
Муниципальные должности
Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и региональными законами, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Муниципальные должности муниципальной службы могут подразделяться на следующие группы:
а) муниципальные служащие, замещающие высшие должности;
б) муниципальные служащие, замещающие главные должности;
в) муниципальные служащие, замещающие ведущие должности;
г) муниципальные служащие, замещающие старшие должности;
д) муниципальные служащие, замещающие младшие должности.
Муниципальные
должности муниципальной службы
замещаются по конкурсу (для высших,
главных и старших муниципальных должностей)
и назначению (для младших муниципальных
должностей).
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего
2.1.Понятие
правового статуса
муниципального служащего
Центральным элементом законодательства о муниципальной службе является массив норм, посвященных правовому статусу муниципального служащего. И это вполне логично: ведь именно правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени отражает его положение как публичного лица, обладающего властными полномочиями. Нормы о правовом статусе устанавливают отличие муниципальной службы от обычной трудовой деятельности, а муниципального служащего соответственно от обычного работника. Правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени из всех законодательных норм о муниципальной службе сближает его с государственным служащим.
Сам термин «правовой статус» в качестве самостоятельной юридической категории возник в советской правовой науке в 60-х годах XX века.
В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Важнейшей органической частью социального статуса является правовой статус.
В правовой статус граждан входят не только, во-первых, основные права и обязанности, но и, во-вторых, конкретные права и обязанности, возникающие в различных конкретных правоотношениях.
Применительно
к правовому статусу
Основным элементом правового статуса лица (в том числе и правового статуса муниципального служащего) являются его права и обязанности. Все остальные элементы являются вторичными.
В то же время правовой статус муниципального служащего является по структуре более сложным, чем правовой статус обычного гражданина. Чаще всего правовой статус муниципального служащего рассматривается как совокупность правоустанавливающих элементов в виде прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений, ответственности, выражающей установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области муниципально-служебных отношений.
Рассматривая элементы правового статуса муниципального служащего в широком смысле, она подразделяет их на предстатусные, статусные и послестатусные. В качестве предстатусных элементов правового статуса муниципального служащего, с ее точки зрения, выступают: гражданство, право- и дееспособность; в качестве статусных элементов - обязанности и права как основные элементы статуса муниципального служащего и ограничения прав, поощрения и ответственность как производные элементы от обязанностей и прав; к послестатусным элементам относятся гарантии деятельности муниципального служащего5.
Элементами правового статуса муниципального служащего в узком смысле, с нашей точки зрения, являются права, обязанности и запреты. Поощрения и ответственности, будучи, действительно, производными, вторичными элементами, так же, как и гарантии, относятся к послестатусным элементам.
Итак,
собственно статусными элементами статуса
муниципального служащего являются права,
обязанности и запреты.
2.2.
Права и обязанности
муниципального служащего
Само по себе закрепление в Законе о муниципальной службе перечня прав и обязанностей муниципальных служащих является новеллой. Ранее действовавший Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» содержал лишь отсылочную норму о том, что права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Права, закрепленные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», можно разделить на четыре группы. В первую входят права, направленные на обеспечение исполнения служащим его должностных обязанностей. В связи с этим данные права можно назвать функциональными. К функциональным правам относятся права на:
- ознакомление с должностными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности;
-обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Вторая
группа прав - это права-гарантии. В
данную группу входят права, направленные
на обеспечение муниципальному служащему
определенного уровня социальной защищенности,
в том числе и после
- оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
-
пенсионное обеспечение в
Третью группу составляют права, связанные с развитием муниципального служащего. Сюда можно отнести права на:
- участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
- повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.
Наконец, четвертую группу составят права, связанные с защитой муниципальным служащим прав первых трех групп. Соответственно, в эту группу войдут права на:
- защиту своих персональных данных;
- ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
- объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
- рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений6.
В соответствии с новым Законом о муниципальной службе муниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении следующих условий:
- с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя);
- если при этом он не становится членом органа управления коммерческой организации;
- если это не выборная государственная, муниципальная или профсоюзная должность;
- если это не образует конфликт интересов.
В этой связи наибольший интерес представляет определение конфликта интересов, так как этот институт является принципиально новым для муниципальной службы. Всякий конфликт - ситуация, когда личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им своих должностных обязанностей и когда возникает противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего, с одной стороны, и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации - с другой.
Информация о работе Правовой статус муциципального служащего