Правовой статус муциципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:53, реферат

Описание

Предметом курсовой работы являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением, отставкой муниципальных служащих, определением статуса муниципальных служащих.
Цель курсовой работы изучить правовой статус муниципального служащего.
Задачи: раскрыть понятие, принципы муниципальной службы, изучить правовой статус муниципального служащего, который включает права и обязанности, гарантии муниципального служащего, а также охарактеризовать прохождение муниципальной службы.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Общая характеристика муниципальной службы 6

1.1.Понятие муниципальной службы 6

1.2. Принципы муниципальной службы 8

1.3. Понятие и виды муниципальных должностей 11

Глава 2. Правовой статус муниципального служащего 13

2.1.Понятие правового статуса муниципального служащего 13

2.2. Права и обязанности муниципального служащего 16

2.3. Запреты муниципального служащего 21

2.4. Гарантии муниципального служащего 24

Заключение 28

Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

правовой статус муциципального служащего новый.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

      - единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

    - учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

    - соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

    - соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3. Понятие и виды муниципальных должностей 

        Служебная деятельность в органах местного самоуправления осуществляется на основе замещения муниципальной должности.

        Муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

      Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» подразделяет все муниципальные должности на два вида:

      1) выборные муниципальные должности, которые замещаются в результате муниципальных выборов;

      2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора - муниципальные должности муниципальной службы3.

    Дискриминация граждан Российской Федерации в доступе к муниципальной службе запрещена. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

    На  муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, установленными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». 

      Муниципальные должности муниципальной  службы устанавливаются нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления в соответствии  с реестром муниципальных должностей  муниципальной службы, утверждаемым  законом субъекта Федерации.

    Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования  в соответствии с федеральными и  региональными законами, обязанности  по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

    Муниципальные должности муниципальной службы могут подразделяться на следующие  группы:

    а) муниципальные служащие, замещающие высшие должности;

    б) муниципальные служащие, замещающие главные должности;

    в) муниципальные служащие, замещающие ведущие должности;

    г) муниципальные служащие, замещающие старшие должности;

    д) муниципальные служащие, замещающие младшие должности.

    Муниципальные должности муниципальной службы замещаются по конкурсу (для высших, главных и старших муниципальных должностей) и назначению (для младших муниципальных должностей). 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Правовой статус муниципального служащего

    2.1.Понятие  правового статуса  муниципального служащего 

    Центральным элементом законодательства о муниципальной службе является массив норм, посвященных правовому статусу муниципального служащего. И это вполне логично: ведь именно правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени отражает его положение как публичного лица, обладающего властными полномочиями. Нормы о правовом статусе устанавливают отличие муниципальной службы от обычной трудовой деятельности, а муниципального служащего соответственно от обычного работника. Правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени из всех законодательных норм о муниципальной службе сближает его с государственным служащим.

    Сам термин «правовой статус» в качестве самостоятельной юридической категории возник в советской правовой науке в 60-х годах XX века.

    В основе правового статуса лежит  фактический социальный статус, то реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Важнейшей органической частью социального статуса является правовой статус.

    В правовой статус граждан входят не только, во-первых, основные права и  обязанности, но и, во-вторых, конкретные права и обязанности, возникающие в различных конкретных правоотношениях.

    Применительно к правовому статусу муниципальных  служащих следует отметить, что их права и обязанности закрепляются в различных нормативных документах и имеют разную степень конкретизации. Во-первых, муниципальный служащий, будучи гражданином Российской Федерации, обладает всеми правами и обязанностями гражданина, закрепленными в различных нормативных актах и, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. При этом допускает ограничение отдельных конституционных прав муниципальных служащих (например, права работать по совместительству, права быть избранным, права на забастовку и др.). Во-вторых, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет специальные права и обязанности муниципального служащего, обусловленные занятием им должности муниципальной службы. Именно эти права и обязанности составляют ядро его правового статуса и в первую очередь требуют своего изучения. Наконец, занимая конкретную должность муниципальной службы, муниципальный служащий в связи с этим наделяется индивидуальными правами и обязанностями по данной должности, закрепляемыми в должностной инструкции или должностном регламенте. Хотя эти права и обязанности, безусловно, являются очень важными, изучение их на теоретическом уровне вряд ли возможно в силу их динамичности и индивидуального характера4.

      Основным элементом правового статуса лица (в том числе и правового статуса муниципального служащего) являются его права и обязанности. Все остальные элементы являются вторичными.

      В то же время правовой статус муниципального служащего является по структуре более сложным, чем правовой статус обычного гражданина. Чаще всего правовой статус муниципального служащего рассматривается как совокупность правоустанавливающих элементов в виде прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений, ответственности, выражающей установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области муниципально-служебных отношений.

      Рассматривая элементы правового статуса муниципального служащего в широком смысле, она подразделяет их на предстатусные, статусные и послестатусные. В качестве предстатусных элементов правового статуса муниципального служащего, с ее точки зрения, выступают: гражданство, право- и дееспособность; в качестве статусных элементов - обязанности и права как основные элементы статуса муниципального служащего и ограничения прав, поощрения и ответственность как производные элементы от обязанностей и прав; к послестатусным элементам относятся гарантии деятельности муниципального служащего5.

      Элементами правового статуса муниципального служащего в узком смысле, с нашей точки зрения, являются права, обязанности и запреты. Поощрения и ответственности, будучи, действительно, производными, вторичными элементами, так же, как и гарантии, относятся к послестатусным элементам.

    Итак, собственно статусными элементами статуса муниципального служащего являются права, обязанности и запреты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Права и обязанности муниципального служащего 

      Само по себе закрепление в Законе о муниципальной службе перечня прав и обязанностей муниципальных служащих является новеллой. Ранее действовавший Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» содержал лишь отсылочную норму о том, что права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      Права, закрепленные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», можно разделить на четыре группы. В первую входят права, направленные на обеспечение исполнения служащим его должностных обязанностей. В связи с этим данные права можно назвать функциональными. К функциональным правам относятся права на:

    - ознакомление с должностными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности;

    -обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

    Вторая  группа прав - это права-гарантии. В  данную группу входят права, направленные на обеспечение муниципальному служащему  определенного уровня социальной защищенности, в том числе и после прекращения  муниципальной службы. К правам-гарантиям относятся права на:

    - оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством;

    - отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

    - пенсионное обеспечение в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. 

      Третью группу составляют права, связанные с развитием муниципального служащего. Сюда можно отнести права на:

      - участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

      - повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.

      Наконец, четвертую группу составят права, связанные с защитой муниципальным служащим прав первых трех групп. Соответственно, в эту группу войдут права на:

      - защиту своих персональных данных;

      - ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

      - объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

      - рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений6.

      В соответствии с новым Законом о муниципальной службе муниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении следующих условий:

      - с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя);

      - если при этом он не становится членом органа управления коммерческой организации;

      - если это не выборная государственная, муниципальная или профсоюзная должность;

      - если это не образует конфликт интересов.

      В этой связи наибольший интерес представляет определение конфликта интересов, так как этот институт является принципиально новым для муниципальной службы. Всякий конфликт - ситуация, когда личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им своих должностных обязанностей и когда возникает противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего, с одной стороны, и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации - с другой.

Информация о работе Правовой статус муциципального служащего