Правовые основы государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:23, курс лекций

Описание

Даны конспекты лекций по дисциплине "Муниципальное право"

Работа состоит из  1 файл

ПО ГиМС лекция.docx

— 69.68 Кб (Скачать документ)

Правовые основы государственной  и муниципальной службы

Тема 1 Понятие, система и виды государственной службы 1

Тема 2 Правовой статус государственного служащего 7

Тема 3 Особенности административно-правового статуса гражданского государственного служащего 12

Тема 4 Понятие и принципы муниципальной службы 21

Тема 5 Основы правового статуса муниципального служащего 23

Тема 6 Прохождение муниципальной службы 28

 

Тема 1 Понятие, система и  виды государственной службы

 

Исполнительная власть по сравнению  с другими ветвями государственной  власти наиболее тесно связана с  институтом государственной службы. Она осуществляет свои функции, а  следовательно, и функции государства  через органы исполнительной власти, специального постоянно действующего аппарата, в котором работают на федеральном уровне или уровне субъектов  Российской Федерации государственные  служащие. Соответственно, на муниципальном  уровне свою деятельность осуществляют муниципальные служащие.

Правовое регулирование муниципальной  службы, включая требования к муниципальным  должностям муниципальной службы, определение  статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения  муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в  Российской Федерации» (СЗ РФ, 05.03.2007, № 10, ст. 1152), а также принимаемыми в  соответствии с ним законами субъектов  Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Фактически государство выполняет  свои функции через государственных  служащих. Государственные служащие составляют основу любого государственного органа, и, в первую очередь, органа исполнительной власти. Таким образом, можно говорить, что сам аппарат  исполнительной власти есть государственная  служба.

У государственной службы Российской Федерации, как и у другого  государственного института, существуют свои цели и функции, которые являются производными от целей и функций  государства.

Выделяют следующие цели государственной  службы.

Государственно-политические цели:

- выполнение конституционных требований  о государственной продержке  социальной сферы (ст. 7 Конституции  России);

- исполнение и обеспечение полномочий  государства и ее органов;

- обеспечение благосостояния общества.

Экономические цели:

- повышение эффективности государственного  регулирования экономики;

- управление от имени государства  государственной собственностью;

- снижение затрат на содержание  государственного аппарата.

Социальные цели:

- решение общегосударственных  задач управления;

- практическое осуществление социальных  функций государства;

- создание условий для связи  государственного аппарата с  общественностью.

Нормативно-правовые цели:

- обеспечение соблюдения законодательства  РФ;

- создание правовых условий  для нормального функционирования  государственного аппарата;

- совершенствование административных  процедур в системе государственной  службы.

Организационные цели:

- организационно-техническое обеспечение  деятельности органов государственной  власти;

- профессионализация государственного  аппарата, организация подготовки  государственных служащих;

- приведение структуры государственного  аппарата в соответствие с  задачами государственной службы;

- формирование и развитие организационной  культуры государственной службы.

Фактически перечисленные цели полностью соотносятся с функциями  государства по предметному основанию  классификации в зависимости  от сфер их приложения.

Функции государственной службы РФ нормативно не определены. Очевидно, что  функции государственной службы в целом взаимосвязаны с функциями  государства. Такая взаимосвязь  объясняется самой деятельностью  государственных служащих, призванной реально осуществлять функции государства.

Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственных служебных действий.

Как правило, принято выделять пять функций государственной службы, каждая из которых означает следующее.

Правотворческая функция государственной службы — это разработка и принятие нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки проектов законодательных актов.

Правоприменительная функция государственной службы — это реальное претворение в жизнь положений Конституции России, а также законодательных и иных нормативных правовых актов государства.

Правозащитная функция государственной службы — это обеспечение прав и свобод гражданина.

Регулирующая функция государственной службы — это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества.

Организационная функция государственной службы — это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов.

Предлагаемая классификация функций  государственной службы носит смешанный  характер. Она включает такие основания, как формы реализации функции  и общие функции управления.

Основополагающим законом, осуществляющим правовое регулирование института  государственной службы, является Федеральный  закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в действ. ред.) «О системе государственной  службы Российской Федерации». Он был  принят Государственной думой Российской Федерации в соответствии с планом первоочередных мероприятий на 2001—2002 годы по реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом  Российской Федерации 15 августа 2001 г. В  нем определены правовые и организационные  основы системы государственной  службы Российской Федерации, даны определения  федеральной государственной службы и ее видов, государственной гражданской  службы субъектов Российской Федерации, а также федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

В гл. 2 «Общие условия государственной  службы» определены общие условия  формирования кадрового состава  государственной службы, поступления  на государственную службу и ее прохождения, присвоения, сохранения и лишения  классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Законом  введено понятие «контракт (служебный  контракт)», заключаемый при поступлении  гражданина на государственную службу; отражены вопросы ведения реестра  государственных служащих и учет их персональных данных; определены цели создания системы управления государственной  службой на федеральном и региональном уровне, источники финансирования федеральной  государственной службы и государственной  гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 1 рассматриваемого закона раскрывает понятие государственной службы Российской Федерации: «Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан  Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных  органов (далее — федеральные  государственные органы);

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  иных государственных органов  субъектов Российской Федерации  (далее — государственные органы  субъектов Российской Федерации);

- лиц, замещающих должности,  устанавливаемые Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами  для непосредственного исполнения  полномочий федеральных государственных  органов (далее — лица, замещающие  государственные должности Российской  Федерации);

- лиц, замещающих должности,  устанавливаемые конституциями,  уставами, законами субъектов Российской  Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов Российской  Федерации (далее — лица, замещающие  государственные должности субъектов  Российской Федерации)».

Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 был утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных  Конституцией РФ и федеральными законами.

Следовательно, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат  Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи и некоторые другие лица, замещающие эти должности, не являются государственными служащими. Перечисленные лица замещают государственную  должность Российской Федерации  и осуществляют общегосударственные  функции. На них в соответствии с  их компетенцией возлагается ответственность  за надлежащую реализацию функций государства, нормальное функционирование государственного аппарата. Обеспечение выполнения ими  своих конституционных полномочий осуществляется подчиненными им аппаратами, в которых проходят государственную  службу лица, замещающие соответствующие  государственные должности государственной  службы, то есть государственные служащие.

На уровне субъектов РФ — аналогичная  ситуация. Имеются лица, замещающие государственные должности субъектов  Российской Федерации, и лица — государственные  служащие субъекта РФ, обеспечивающие исполнение их полномочий, то есть их обслуживающих.

Нормой закона четко закреплено, что «деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные  должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом не регулируется». Соответственно, на указанных лиц не распространяются положения данного закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации.

Истинным предназначением государственной  службы является не только и не столько  обеспечение исполнения полномочий государственных органов, сколько  исполнение их (этих полномочий) таким  образом, чтобы в полном объеме осуществлялись сущность и социальное назначение государства, призванного обслуживать потребности  и интересы своих граждан.

Как представляется, государственная  служба — это профессиональная деятельность государственных служащих (личного  состава государственного органа) по обеспечению реализации целей и  функций государственных органов  посредством исполнения должностного регламента.

В соответствии с Федеральным законом  «О системе государственной службы РФ» система государственной  службы включает в себя следующие  виды государственной службы:

- государственная гражданская  служба,

- военная служба

- правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной  государственной службы.

Другие виды федеральной государственной  службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

В законе даны определения каждого  вида государственной службы.

Государственная гражданская  служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Информация о работе Правовые основы государственной и муниципальной службы