2) право гражданского служащего
на своевременное и в полном
объеме получение денежного содержания;
3) условия прохождения гражданской
службы, обеспечивающие исполнение
должностных обязанностей в соответствии
с должностным регламентом;
4) отдых, обеспечиваемый установлением
нормальной продолжительности служебного
времени, предоставлением выходных
дней и нерабочих праздничных
дней, а также ежегодных оплачиваемых
основного и дополнительных отпусков;
5) медицинское страхование гражданского
служащего и членов его семьи,
в том числе после выхода
гражданского служащего на пенсию
за выслугу лет, в соответствии
с настоящим Федеральным законом
и федеральным законом о медицинском
страховании государственных служащих
Российской Федерации;
6) обязательное государственное
социальное страхование на случай
заболевания или утраты трудоспособности
в период прохождения гражданской
службы либо сохранение денежного
содержания при временной нетрудоспособности,
а также на время прохождения
медицинского обследования в
специализированном учреждении
здравоохранения в соответствии
с федеральным законом;
7) выплаты по обязательному государственному
страхованию в случаях, порядке
и размерах, установленных соответственно
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации;
8) возмещение расходов, связанных
со служебными командировками (порядок
и условия командирования гражданского
служащего устанавливаются соответственно
указом Президента Российской
Федерации и нормативными правовыми
актами субъекта Российской Федерации);
9) возмещение расходов, связанных
с переездом гражданского служащего
и членов его семьи в другую
местность при переводе гражданского
служащего в другой государственный
орган (порядок и условия возмещения
расходов гражданскому служащему
устанавливаются соответственно
постановлением Правительства Российской
Федерации и нормативными правовыми
актами субъекта Российской Федерации);
10) защита гражданского служащего
и членов его семьи от насилия,
угроз и других неправомерных
действий в связи с исполнением
им должностных обязанностей
в случаях, порядке и на условиях,
установленных федеральным законом;
11) государственное пенсионное
обеспечение в порядке и на
условиях, установленных федеральным
законом о государственном пенсионном
обеспечении граждан Российской
Федерации, проходивших государственную
службу, и их семей.
В случае освобождения гражданского
служащего от замещаемой должности
в связи с избранием или
назначением на государственную
должность, избранием на выборную должность
в органе местного самоуправления,
избранием (делегированием) на оплачиваемую
выборную должность в органе профессионального
союза, в том числе в выборном
органе первичной профсоюзной организации,
созданной в государственном
органе, условия пенсионного обеспечения
данного гражданского служащего
устанавливаются по его выбору.
Законом установлены и дополнительные
государственные гарантии гражданских
служащих. Так, гражданским служащим
при определенных условиях, предусмотренных
нормативными правовыми актами Российской
Федерации или субъекта Российской
Федерации, может предоставляться
право на:
1) профессиональную переподготовку,
повышение квалификации и стажировку
с сохранением на этот период
замещаемой должности гражданской
службы и денежного содержания;
2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое
в связи с исполнением должностных
обязанностей, в зависимости от
категории и группы замещаемой
должности гражданской службы, а
также компенсация за использование
личного транспорта в служебных
целях и возмещение расходов,
связанных с его использованием,
в случаях и порядке, установленных
соответственно нормативными правовыми
актами Российской Федерации
и нормативными правовыми актами
субъекта Российской Федерации;
3) замещение иной должности гражданской
службы при реорганизации или
ликвидации государственного органа
либо сокращении должностей гражданской
службы;
4) единовременную субсидию на
приобретение жилой площади один
раз за весь период гражданской
службы в порядке и на условиях,
устанавливаемых соответственно
постановлением Правительства Российской
Федерации и нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации;
5) иные государственные гарантии.
За неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на государственного
служащего обязанностей, запретов и
требований законодательством предусмотрена
юридическая ответственность. Ответственность
выражается в применении к государственному
служащему различных взысканий
и наказаний. Различают четыре вида
ответственности государственного
служащего: гражданско-правовую (в том
числе имущественную), дисциплинарную
(включая материальную), административную
и уголовную.
Современной России нужна государственная
гражданская служба, отвечающая реалиям
переходного периода, которая позволила
бы решить поставленные перед государством
цели и задачи, эффективно и качественно
реализовывать функции государственного
управления, функции органа исполнительной
власти. При этом одной из ключевых
задач для государственной гражданской
службы является укрепление федеративных
отношений и усиления российского
государства, основанного на принципе
единства правовых и организационных
основ федеральной гражданской
службы и гражданской службы субъектов
Российской Федерации.
Тема 4 Понятие и принципы
муниципальной службы
Правовую основу осуществления
муниципальной службы составляют Конституция
РФ, ФЗ РФ «О муниципальной службе в
РФ», конституции (уставы) и законы субъектов
Российской Федерации, а также муниципальные
правовые акты. На муниципальных служащих
распространяется действие трудового
законодательства с особенностями,
предусмотренными настоящим Федеральным
законом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О муниципальной
службе в РФ» муниципальная служба
– это профессиональная деятельность
граждан, которая осуществляется на
постоянной основе на должностях муниципальной
службы, замещаемых путем заключения
трудового договора.
Нанимателем для муниципального служащего
является муниципальное образование,
от имени которого полномочия нанимателя
осуществляет представитель нанимателя.
Должность муниципальной службы -
должность в органе местного самоуправления,
аппарате избирательной комиссии муниципального
образования, которые образуются в
соответствии с уставом муниципального
образования, с установленным кругом
обязанностей по обеспечению исполнения
полномочий органа местного самоуправления,
избирательной комиссии муниципального
образования или лица, замещающего
муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются
муниципальными правовыми актами в
соответствии с реестром должностей
муниципальной службы в субъекте
Российской Федерации, утверждаемым законом
субъекта Российской Федерации.
Реестр должностей муниципальной
службы в субъекте Российской Федерации
представляет собой перечень наименований
должностей муниципальной службы, классифицированных
по органам местного самоуправления,
избирательным комиссиям муниципальных
образований, группам и функциональным
признакам должностей, определяемым
с учетом исторических и иных местных
традиций. В качестве примера можно
привести ст. 2 Закона Смоленской области
от 29.11.07 г. «Об отдельных вопросах
муниципальной службы в Смоленской
области», устанавливающую реестр должностей
муниципальной службы в Смоленской
области.
Должности муниципальной службы подразделяются
на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной
службы;
2) главные должности муниципальной
службы;
3) ведущие должности муниципальной
службы;
4) старшие должности муниципальной
службы;
5) младшие должности муниципальной
службы.
Взаимосвязь муниципальной службы
и государственной гражданской
службы Российской Федерации обеспечивается
посредством:
1) единства основных квалификационных
требований к должностям муниципальной
службы и должностям государственной
гражданской службы;
2) единства ограничений и обязательств
при прохождении муниципальной
службы и государственной гражданской
службы;
3) единства требований к подготовке,
переподготовке и повышению квалификации
муниципальных служащих и государственных
гражданских служащих;
4) учета стажа муниципальной
службы при исчислении стажа
государственной гражданской службы
и учета стажа государственной
гражданской службы при исчислении
стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий
оплаты труда и социальных
гарантий муниципальных служащих
и государственных гражданских
служащих;
6) соотносительности основных условий
государственного пенсионного обеспечения
граждан, проходивших муниципальную
службу, и граждан, проходивших
государственную гражданскую службу,
а также членов их семей
в случае потери кормильца.
Основные принципы муниципальной
службы:
1) приоритет прав и свобод
человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих
государственным языком Российской
Федерации, к муниципальной службе
и равные условия ее прохождения
независимо от пола, расы, национальности,
происхождения, имущественного и
должностного положения, места
жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также от других
обстоятельств, не связанных с
профессиональными и деловыми
качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность
муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности
муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными
объединениями и гражданами;
7) единство основных требований
к муниципальной службе, а также
учет исторических и иных местных
традиций при прохождении муниципальной
службы;
8) правовая и социальная защищенность
муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных
служащих за неисполнение или
ненадлежащее исполнение своих
должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной
службы.
Тема 5 Основы правового
статуса муниципального служащего
В соответствии со ст. 10 ФЗ РФ «О муниципальной
службе в РФ» муниципальным служащим
является гражданин, исполняющий в
порядке, определенном муниципальными
правовыми актами в соответствии
с федеральными законами и законами
субъекта Российской Федерации, обязанности
по должности муниципальной службы
за денежное содержание, выплачиваемое
за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности
по техническому обеспечению деятельности
органов местного самоуправления, избирательных
комиссий муниципальных образований,
не замещают должности муниципальной
службы и не являются муниципальными
служащими.
Для муниципального служащего установлено право на:
1) ознакомление с документами,
устанавливающими его права и
обязанности по замещаемой должности
муниципальной службы, критериями
оценки качества исполнения должностных
обязанностей и условиями продвижения
по службе;
2) обеспечение организационно-технических
условий, необходимых для исполнения
должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты
в соответствии с трудовым
законодательством, законодательством
о муниципальной службе и трудовым
договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением
нормальной продолжительности рабочего
(служебного) времени, предоставлением
выходных дней и нерабочих
праздничных дней, а также ежегодного
оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном
порядке информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных
обязанностей, а также на внесение
предложений о совершенствовании
деятельности органа местного
самоуправления, избирательной комиссии
муниципального образования;
6) участие по своей инициативе
в конкурсе на замещение вакантной
должности муниципальной службы;