Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:23, курс лекций
Даны конспекты лекций по дисциплине "Муниципальное право"
В законе подчеркивается, что определение военной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы, а определение правоохранительной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.
Правовое регулирование и
Наиболее важные аспекты государственной
службы отражаются в ее принципах. Государственная
служба Российской Федерации основывается
как на общих принципах организации
и деятельности государственного аппарата,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации либо вытекающих из нее, так
и на специальных принципах, которые
сформулированы в ст. 3 Федерального
закона «О системе государственной
службы Российской Федерации». Эти
принципы являются основополагающими
для всех законодательных и иных
нормативных правовых актов, образующих
в своей совокупности институт государственной
службы, поэтому они должны учитываться
законодателем при принятии новых,
отмене или изменении действующих
законодательных актов о
Все эти принципы органически взаимосвязаны
и отражают содержание и формы
осуществления государственной
службы. Закрепление в ст. 3 Федерального
закона «О системе государственной
службы Российской Федерации» общих
принципов государственной
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
- федерализм, обеспечивающий единство
системы государственной
- законность (ст. 15 Конституции России);
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты (ст. 2, 6, 18 Конституции России);
- равный доступ граждан к государственной службе (ст. 32 п. 4 Конституции России);
- единство правовых и
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы (ст. 10—11, ст. 12, ст. 130—133 Конституции России);
- открытость государственной
- профессионализм и
- защита государственных
Реализация принципов
Должности государственной службы
учреждаются федеральным
Должности государственной службы подразделяются на:
- должности федеральной
- должности государственной
- воинские должности;
- должности правоохранительной службы.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Соотношение должностей федеральной
государственной гражданской
Соотношение должностей федеральной
государственной гражданской
Квалификационные требования к
гражданам для замещения
В федеральном государственном
органе и государственном органе
субъекта Российской Федерации могут
быть предусмотрены должности, не являющиеся
должностями государственной
Законом установлены реестры должностей
государственной службы. Реестр должностей
федеральной государственной
- перечни должностей
- перечни типовых воинских
- перечни типовых должностей
правоохранительной службы, которые
утверждаются Президентом
Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.
Законом установлены общие условия государственной службы. В их числе:
- формирование кадрового
- вопросы поступления на
- присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий (ст. 13);
- определение стажа (общей
- установление реестров
В целях координации деятельности
государственных органов при
решении вопросов поступления на
государственную службу, формирования
кадрового резерва, прохождения
и прекращения государственной
службы, ведения Сводного реестра
государственных служащих Российской
Федерации, использования кадрового
резерва для замещения
Для замещения должностей государственной
службы создается соответствующий кадр
Финансирование федеральной
Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.
По статистическим данным на 2011 г.,
большинство государственных
Такое соотношение численности
государственных служащих объясняется
тем, что исполнительная ветвь власти
имеет всеохватывающий
Под правовым статусом государственного служащего следует понимать установленное и гарантированное государством правовое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы. В системе государственной службы РФ складываются разные правовые статусы государственных служащих: общий, особенный, специальный и индивидуальный правовые статусы.
Элементами правового статуса государственного служащего являются права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащего, поощрения, которые закреплены в законодательстве и гарантированы государством.
Общий правовой статус государственного служащего установлен Конституцией России, федеральными законами.
Особенный правовой статус государственного служащего отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (гражданской, военной или правоохранительной).
Специальный правовой статус государственного служащего определяется правовым положением государственного органа, его специализацией. Специальный правовой статус государственного служащего носит профессиональный характер. Специальный правовой статус — это статус, специально предоставленный государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган в соответствии с легитимно утвержденным положением о нем.
Индивидуальный правовой статус государственного служащего определяется должностным регламентом (ранее — должностной инструкцией) по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего.
Таким образом, важнейшим документом,
на положениях которого основывается
деятельность любого государственного
служащего, является должностной регламент
по занимаемой должности государственной
службы. В нем должны содержаться
требования, предъявляемые к
Должностные регламенты государственных
служащих являются составной частью
административного регламента исполнительного
органа государственной власти, включающего
также административные регламенты
государственных функций, административные
регламенты исполнительных органов
государственной власти, административные
регламенты взаимодействия исполнительных
органов государственной
Основные правовые нормы состава должностного регламента установлены ст. 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Они включают:
1) квалификационные требования
к уровню и характеру знаний
и навыков, предъявляемые к
гражданскому служащему,
2) должностные обязанности,
Информация о работе Правовые основы государственной и муниципальной службы