Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:37, курсовая работа
В конце XX века народное представительство вступило в новую фазу своей эволюции. Предшествующее развитие представительных учреждений в России наглядно продемонстрировало их полезность и исключительную жизнеспособность. Вовлекая в управленческий процесс широкие слои населения, представительным органам отчасти удавалось сблизить народ и политическую элиту, обеспечить более открытый режим функционирования публичной власти.
В историческом аспекте представительство не относится к числу прижившихся атрибутов российской государственности. Просуществовавшая с 1906 года до падения самодержавия Государственная дума никогда не была верховным законодателем и за 12 лет ее функционирования дважды распускалась. Аналогичным образом складывались условия деятельности других представительных органов: единоличное политическое властвование в России всегда доминировало над коллегиальным.
Введение………………………………………………………………………………3
Основная часть
Понятие и конституционно-правовая природа народного представительства……………………………………………………………..7
Право граждан на представительство в органах публичной власти……...11
Принципы народного представительства в избирательной системе……..18
Понятие и особенности народного представительства в местном самоуправлении………………………………………………………………23
Место представительных органов местного самоуправления в системе публичной власти……………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………...32
Следующим
принципом народного
Режим гласности в процессе народного волеизъявления дает возможности для выявления общественного мнения, создает рычаги воздействия населения на выработку и принятие решений, демонстрирует возможности использования демократических процедур и поиска компромиссных решений, в итоге гарантирует наивысшую роль прямых форм народовластия в системе демократических принципов и правил. Необходимо, чтобы все процедуры формирования народного представительства находились в сфере общественного контроля.
Следующим
принципом народного
Принципы законности и ответственности. Сформированные на законных основаниях, представительные органы имеют нравственное и юридическое право осуществлять отдельные властные полномочия от имени народа и во благо граждан. При наличии правонарушений, допущенных в ходе избирательной кампании, возникают основания подрыва доверия избирателей к представительному органу и системе народного представительства в целом.
Чем
более существенными и
Подводя итог сказанному, следует отметить, что конституционные принципы всеобщности, равенства, тайности, добровольности, периодичности, обязательности, свободы, гласности, подлинности, законности и ответственности в системе народного представительства тесно взаимосвязаны.
Предложенная
система принципов народного
представительства, находящих свое
выражение в функционировании избирательной
системы, позволяет более комплексно
учитывать взаимосвязь процессов формирования
деятельности народного представительства,
опираясь на ценности конституционной
законности и демократии. Кроме того, приведенная
система принципов народного представительства
в равной мере распространяется на деятельность
представительных учреждений Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, поэтому
она могла бы быть зафиксирована в соответствующих
федеральных нормативных правовых актах.
4. Понятие и особенности народного представительства в местном самоуправлении
В современном мире наиболее развита так называемая представительная демократия. Смысл ее в том, что управление страной от имени народа осуществляют избранные им представители. И очень важно, чтобы эти представители не забывали о выполнении взятых перед гражданами обязательств.
Основоположник теории разделения властей Ш. Монтескье высказал свое мнение об институте народного представительства. Республика, в которой власть принадлежит всему народу, - демократическая. Народ, обладающий верховной властью, должен делать сам все, что он в состоянии хорошо выполнять. То, что народ сам не в состоянии выполнить, он должен осуществлять через посредство своих представителей.
В настоящее время в Российской Федерации наряду с органами государственной власти успешно функционируют органы местного самоуправления.
Ценность
местного самоуправления заключается
в его необходимости
Институтом народного волеизъявления является народное представительство.
Народное представительство - осуществление основных функций государственной власти и местного самоуправления выборными представителями народа, уполномоченными выражать его интересы и волю.
История показывает, что народное представительство может быть формальным и реальным.
В советский период существовал формальный характер представительных институтов: депутаты местных Советов не чувствовали себя в органах власти подлинно народными избранниками, так как выборы были под контролем коммунистической партии. Советы состояли из членов КПСС и сторонников КПСС. Советы были подчинены КПСС. Они единодушно одобряли решения, разработанные в недрах этой системы.
Недостатком представительно-управленческой системы был и "низкий уровень профессионализма в деятельности органов власти и управления: при слиянии представительных и исполнительных органов последние, как уже отмечалось выше, доминировали над представительными органами, не позволяя им эффективно контролировать и направлять свою деятельность, а следовательно, лишая их стимулов для саморазвития".
Народное представительство в настоящее время стало более реальным. Выборы носят альтернативный характер. Любой гражданин может выдвинуть себя в качестве кандидата в депутаты или на выборную должность местного самоуправления. Представительные учреждения формируются на основе действительного волеизъявления избирателей, самостоятельно принимают решения по актуальным вопросам государственного и местного значения.
Конечно, в деятельности представительных органов имеются определенные недостатки. Непрофессионализм многих депутатов, возможность избрания в их состав коррумпированных лиц с уголовным прошлым, большие деньги и "черные" технологии порой усугубляют положение. Принятие решений путем большинства голосов также является недостатком, так как большинство может тоже ошибаться. "Ошибки" при голосовании оборачиваются приходом к власти жуликов, демагогов или "хороших", но неподготовленных людей, которые просто не способны выполнить то, что должны делать для своих избирателей. Голосуя на выборах, отдают предпочтение не явному профессионализму, а земляку, коллеге по профессии, просто "симпатичному человеку".
Именно поэтому подлинно демократическое общество предполагает высокий авторитет выборных представительных органов, уважительное к ним отношение. Постепенно наши граждане начинают осознавать, что демократия помогает защищать их собственные интересы, а существование выборных представительных органов в большей степени гарантирует решение местных дел.
Таким образом, народное представительство на уровне местного самоуправления имеет свои особенности.
Согласно п.2 ст.130 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут быть выборными и невыборными, т.е. формируемые путем назначения, делегирования и т.д. К числу выборных органов относятся представительные органы местного самоуправления.
Наличие представительных органов, по закону муниципальных образований, является обязательным. Однако о народном представительстве в рамках местного самоуправления можно говорить тогда, когда речь идет о всех муниципальных образованиях Российской Федерации. Именно представительные органы местного самоуправления в целом, в пределах всей территории России, можно считать народным представительством. Когда же мы говорим об отдельных муниципальных образованиях конкретных территорий, то здесь речь можно вести лишь о представительстве населения. Нет народа района или города, поселка или сельсовета. Народ - категория общегосударственная. Поэтому с теоретической точки зрения вряд ли правильно называть избираемых населением лиц депутатами. Более уместно в данном случае применять термины "уполномоченные", "советники", "представители" и т.п. В соответствии с традиционным подходом депутаты - это члены парламента, избираемого всем народом.
Слово "депутат" происходит от латинского deputatus - "посланный". Законы о представительных органах местного самоуправления говорят о депутатах - члены представительных органов.
Другая
особенность механизма
Особенности отношений представителей со своими избирателями обусловлены тем, что на данном уровне налицо меньшая степень отчуждения публичной власти, большая близость демократических институтов к населению, что создает необходимые организационные предпосылки для постоянных взаимных контактов, контроля граждан за деятельностью выбираемых ими лиц, реализации различных форм ответственности представительных учреждений и выборных лиц перед населением, в частности использования права отзыва членов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, что остается проблематичным в отношении, например, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Таким
образом, институт народного представительства
на уровне местного самоуправления - это
важнейший инструмент осуществления
народовластия в Российской Федерации.
В современных условиях возрастает его
роль и актуальность.
5. Место представительных органов местного самоуправления в системе публичной власти
Согласно Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть путем представительного правления через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также путем референдумов и некоторых других институтов непосредственной демократии.
На территории Российской Федерации представительными органами местного самоуправления являются: думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и т.п. В соответствии с Федеральным законом они наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Г.Д.
Садовникова предлагает следующее
определение понятия
Специфика представительного органа заключается в самой природе института народного представительства: этот орган, депутаты которого избираются населением в ходе свободных выборов, призван представлять интересы населения путем принятия решений по наиболее принципиальным вопросам (часто в форме местных нормативных актов), а также осуществления контроля за деятельностью исполнительного органа местного самоуправления. Как правило, не будучи постоянно работающим профессиональным органом, представительный орган не наделяется полномочиями в сфере оперативной управленческой деятельности, однако он должен обладать достаточными правами по осуществлению контроля за такой деятельностью.
Информация о работе Проблемы народного представительства в рф