Проблемы народного представительства в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

В конце XX века народное представительство вступило в новую фазу своей эволюции. Предшествующее развитие представительных учреждений в России наглядно продемонстрировало их полезность и исключительную жизнеспособность. Вовлекая в управленческий процесс широкие слои населения, представительным органам отчасти удавалось сблизить народ и политическую элиту, обеспечить более открытый режим функционирования публичной власти.

В историческом аспекте представительство не относится к числу прижившихся атрибутов российской государственности. Просуществовавшая с 1906 года до падения самодержавия Государственная дума никогда не была верховным законодателем и за 12 лет ее функционирования дважды распускалась. Аналогичным образом складывались условия деятельности других представительных органов: единоличное политическое властвование в России всегда доминировало над коллегиальным.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Основная часть
Понятие и конституционно-правовая природа народного представительства……………………………………………………………..7
Право граждан на представительство в органах публичной власти……...11
Принципы народного представительства в избирательной системе……..18
Понятие и особенности народного представительства в местном самоуправлении………………………………………………………………23
Место представительных органов местного самоуправления в системе публичной власти……………………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

      Следующим принципом народного представительства, имеющим непосредственное отношение  к процессу формирования выборных органов публичной власти, является принцип свободы. Свобода формирования народного представительства проявляется в соревновании политических сил, конкуренции партий и других политических организаций и движений, в дебатах и законной оппозиции. Принципу свободы формирования народного представительства, например, не будет соответствовать характерное для вечевой демократии древних Новгорода и Пскова «стремление к достижению единодушия», которое полностью не изжито и в настоящее время. Данный принцип по своему юридическому содержанию охватывает не только высокую степень свободы политических партий, кандидатов, избирательных объединений и блоков. Он имеет отношение и к другим участникам избирательного процесса, особенно — к избирателям. Граждане должны иметь реальные возможности голосовать, знакомиться с кандидатами и их предвыборными программами, свободно голосовать без какого-либо принуждения со стороны правящих политических сил и оппозиции. В данном случае ярко проявляется взаимосвязь принципа свободы формирования народного представительства с принципом гласности этого процесса.

      Режим гласности в процессе народного  волеизъявления дает возможности для  выявления общественного мнения, создает рычаги воздействия населения на выработку и принятие решений, демонстрирует возможности использования демократических процедур и поиска компромиссных решений, в итоге гарантирует наивысшую роль прямых форм народовластия в системе демократических принципов и правил. Необходимо, чтобы все процедуры формирования народного представительства находились в сфере общественного контроля.

      Следующим принципом народного представительства, связанным с механизмом формирования представительных учреждений, является принцип подлинности выборов. Под  «подлинностью» следует понимать адекватность избирательной системы целям народного представительства, вытекающим из конституционной концепции народного суверенитета. Народное представительство становится подлинным, если в парламенте «объединяются социальные слои общества» и одновременно с этим гарантируется высокая степень состязательности и конкуренции партий и других политических сил. Подлинность народного представительства как формы выражения народного суверенитета предполагает «подкрепление» представительной демократии формами прямого народовластия, а не противопоставление их друг другу. В итоге подлинность народного представительства выражается в «поддержании доверия граждан к закону и действиям государства».

      Принципы законности и ответственности. Сформированные на законных основаниях, представительные органы имеют нравственное и юридическое право осуществлять отдельные властные полномочия от имени народа и во благо граждан. При наличии правонарушений, допущенных в ходе избирательной кампании, возникают основания подрыва доверия избирателей к представительному органу и системе народного представительства в целом.

Чем более существенными и массовыми  являются правонарушения в ходе избирательной  кампании, тем менее подлинной становится система народного представительства и, следовательно, тем более значительными должны быть меры юридической ответственности.

      Подводя итог сказанному, следует отметить, что конституционные принципы всеобщности, равенства, тайности, добровольности, периодичности, обязательности, свободы, гласности, подлинности, законности и ответственности в системе народного представительства тесно взаимосвязаны.

      Предложенная  система принципов народного  представительства, находящих свое выражение в функционировании избирательной  системы, позволяет более комплексно учитывать взаимосвязь процессов формирования деятельности народного представительства, опираясь на ценности конституционной законности и демократии. Кроме того, приведенная система принципов народного представительства в равной мере распространяется на деятельность представительных учреждений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поэтому она могла бы быть зафиксирована в соответствующих федеральных нормативных правовых актах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Понятие и особенности народного представительства в местном самоуправлении

    В современном мире наиболее развита  так называемая представительная демократия. Смысл ее в том, что управление страной от имени народа осуществляют избранные им представители. И очень важно, чтобы эти представители не забывали о выполнении взятых перед гражданами обязательств.

    Основоположник  теории разделения властей Ш. Монтескье  высказал свое мнение об институте  народного представительства. Республика, в которой власть принадлежит всему народу, - демократическая. Народ, обладающий верховной властью, должен делать сам все, что он в состоянии хорошо выполнять. То, что народ сам не в состоянии выполнить, он должен осуществлять через посредство своих представителей.

    В настоящее время в Российской Федерации наряду с органами государственной власти успешно функционируют органы местного самоуправления.

    Ценность  местного самоуправления заключается  в его необходимости гражданскому обществу, и в то же время это  инструмент развития и совершенствования самого же гражданского общества, так как местное самоуправление - это институт демократии.

    Институтом  народного волеизъявления является народное представительство.

    Народное  представительство - осуществление  основных функций государственной  власти и местного самоуправления выборными представителями народа, уполномоченными выражать его интересы и волю.

    История показывает, что народное представительство  может быть формальным и реальным.

    В советский период существовал формальный характер представительных институтов: депутаты местных Советов не чувствовали себя в органах власти подлинно народными избранниками, так как выборы были под контролем коммунистической партии. Советы состояли из членов КПСС и сторонников КПСС. Советы были подчинены КПСС. Они единодушно одобряли решения, разработанные в недрах этой системы.

    Недостатком представительно-управленческой системы  был и "низкий уровень профессионализма в деятельности органов власти и  управления: при слиянии представительных и исполнительных органов последние, как уже отмечалось выше, доминировали над представительными органами, не позволяя им эффективно контролировать и направлять свою деятельность, а следовательно, лишая их стимулов для саморазвития".

    Народное  представительство в настоящее время стало более реальным. Выборы носят альтернативный характер. Любой гражданин может выдвинуть себя в качестве кандидата в депутаты или на выборную должность местного самоуправления. Представительные учреждения формируются на основе действительного волеизъявления избирателей, самостоятельно принимают решения по актуальным вопросам государственного и местного значения.

    Конечно, в деятельности представительных органов  имеются определенные недостатки. Непрофессионализм  многих депутатов, возможность избрания в их состав коррумпированных лиц с уголовным прошлым, большие деньги и "черные" технологии порой усугубляют положение. Принятие решений путем большинства голосов также является недостатком, так как большинство может тоже ошибаться. "Ошибки" при голосовании оборачиваются приходом к власти жуликов, демагогов или "хороших", но неподготовленных людей, которые просто не способны выполнить то, что должны делать для своих избирателей. Голосуя на выборах, отдают предпочтение не явному профессионализму, а земляку, коллеге по профессии, просто "симпатичному человеку".

    Именно  поэтому подлинно демократическое общество предполагает высокий авторитет выборных представительных органов, уважительное к ним отношение. Постепенно наши граждане начинают осознавать, что демократия помогает защищать их собственные интересы, а существование выборных представительных органов в большей степени гарантирует решение местных дел.

    Таким образом, народное представительство на уровне местного самоуправления имеет свои особенности.

    Согласно  п.2 ст.130 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут быть выборными и невыборными, т.е. формируемые путем назначения, делегирования и т.д. К числу выборных органов относятся представительные органы местного самоуправления.

    Наличие представительных органов, по закону муниципальных образований, является обязательным. Однако о народном представительстве в рамках местного самоуправления можно говорить тогда, когда речь идет о всех муниципальных образованиях Российской Федерации. Именно представительные органы местного самоуправления в целом, в пределах всей территории России, можно считать народным представительством. Когда же мы говорим об отдельных муниципальных образованиях конкретных территорий, то здесь речь можно вести лишь о представительстве населения. Нет народа района или города, поселка или сельсовета. Народ - категория общегосударственная. Поэтому с теоретической точки зрения вряд ли правильно называть избираемых населением лиц депутатами. Более уместно в данном случае применять термины "уполномоченные", "советники", "представители" и т.п. В соответствии с традиционным подходом депутаты - это члены парламента, избираемого всем народом.

    Слово "депутат" происходит от латинского deputatus - "посланный". Законы о представительных органах местного самоуправления говорят о депутатах - члены представительных органов.

    Другая  особенность механизма народного  представительства в местном  самоуправлении связана с избирательной  системой, выборами уполномоченных населением лиц. На уровне местного самоуправления применима мажоритарная избирательная система с одномандатными округами как наиболее понятная и доступная избирателям. Мажоритарная система создает условия для контроля избирателями своих представителей, укрепления между ними связей. Пропорциональная или смешанная избирательная система изначально неприемлема, так как местное самоуправление в целом неполитическая организация. Выборы по партийным спискам неприемлемы.

    Особенности отношений представителей со своими избирателями обусловлены тем, что  на данном уровне налицо меньшая степень отчуждения публичной власти, большая близость демократических институтов к населению, что создает необходимые организационные предпосылки для постоянных взаимных контактов, контроля граждан за деятельностью выбираемых ими лиц, реализации различных форм ответственности представительных учреждений и выборных лиц перед населением, в частности использования права отзыва членов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, что остается проблематичным в отношении, например, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    Таким образом, институт народного представительства  на уровне местного самоуправления - это  важнейший инструмент осуществления  народовластия в Российской Федерации. В современных условиях возрастает его роль и актуальность. 

5. Место представительных органов местного самоуправления в системе публичной власти

    Согласно  Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть путем представительного правления через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также путем референдумов и некоторых других институтов непосредственной демократии.

    На  территории Российской Федерации представительными  органами местного самоуправления являются: думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и т.п. В соответствии с Федеральным законом они наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

    Г.Д. Садовникова предлагает следующее  определение понятия представительных органов: "Представительные органы или органы народного представительства - избираемые народом РФ либо его частью на определенный срок, призванные выражать волю народа ил его части, действующие от имени и по поручению представляемого субъекта коллегиальные формирования, выполняющие на уровне РФ, субъекта РФ, муниципального образования публично-властные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, основной функцией которых является представительство народа ил его части в правотворческой деятельности, участие в формировании других органов и контроле за иными элементами механизма публичной власти".7

    Специфика представительного органа заключается  в самой природе института  народного представительства: этот орган, депутаты которого избираются населением в ходе свободных выборов, призван представлять интересы населения путем принятия решений по наиболее принципиальным вопросам (часто в форме местных нормативных актов), а также осуществления контроля за деятельностью исполнительного органа местного самоуправления. Как правило, не будучи постоянно работающим профессиональным органом, представительный орган не наделяется полномочиями в сфере оперативной управленческой деятельности, однако он должен обладать достаточными правами по осуществлению контроля за такой деятельностью.

Информация о работе Проблемы народного представительства в рф