Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа
Целью данной работы является определение степени поддержки малого предпринимательства муниципальной властью и определить пути ее совершенствования путем выработки решений проблем малого бизнеса.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- определить понятие малого бизнеса
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические вопросы в сфере малого предпринимательства………..…5
1.1 Основные понятия……………………………………………………..5
1.2 Виды малого предпринимательства…………………………….…….8
1.3 Роль, место и значение малого предпринимательства в экономике
России……………………………………………………………...…….10
2. Анализ деятельности Администрации г. Кирова по вопросам малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.1 Городская целевая программы (ГЦП) «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров» на 2007-2009 годы»………………………………...………………………...15
2.2. Пути решения существующих проблем малого предпринимательства г. Киров………...………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
Дисциплина: Муниципальное управление
Курсовая работа
«Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании»
Студента:
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические вопросы в сфере малого предпринимательства………..…5
1.1 Основные понятия……………………………………………………..5
1.2 Виды малого предпринимательства……………………………
1.3 Роль, место и значение малого предпринимательства в экономике
России…………………………………………………………….
2. Анализ деятельности Администрации г. Кирова по вопросам малого предпринимательства……………………………
2.1 Городская целевая программы (ГЦП) «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров» на 2007-2009 годы»………………………………...……………………….
2.2. Пути решения существующих проблем малого предпринимательства г. Киров………...………………………………...19
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Опыт передовых зарубежных стран показывает, что малый бизнес – это, с одной стороны, инструмент решения социальных задач страны, так как он обеспечивает население рабочими местами, увеличивает занятость социально незащищенных слоев общества – молодежи, женщин, пенсионеров, а с другой – эффективный способ разработки и внедрения инноваций.
Актуальность данного исследования, заключается в исключительно важной роли малого и среднего бизнеса в экономике страны. Переломить экономическую ситуацию возможно путем решения проблем малого и среднего предпринимательства. При относительно небольших бюджетных затратах, используя ресурс малого и среднего бизнеса, можно эффективно решать множество вопросов. А основная задача муниципальных властей создать условия для устойчивого развития бизнеса, позволяющих производить конкурентоспособные продукцию и услуги. На завершающей стадии становления институт малого бизнеса требует иного отношения к себе. Необходимо усиление и совершенствование форм и методов поддержки малого бизнеса.
Целью данной работы является определение степени поддержки малого предпринимательства муниципальной властью и определить пути ее совершенствования путем выработки решений проблем малого бизнеса.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- определить понятие малого бизнеса
- Провести анализ деятельности Администрации г. Кирова по вопросам малого предпринимательства
- рассмотреть краткую характеристику и основные проблемы ГЦП« Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров»
Объектом исследования в работе является сфера малого бизнеса в г. Киров
Предмет изучения - меры Администрации г. Киров по вопросам малого предпринимательства.
Теоретической базой исследования в данной работе являются: учебная и справочная литература
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: сравнительный, метод анализа и синтеза.
1. Теоретические вопросы в сфере малого предпринимательства
1.1 Основные понятия
Предпринимательство – это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск и на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательского дохода) путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющиеся правовым нормам (законодательству) страны регистрации.
Предпринимательская деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами. Физические лица – это индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами, по которым они наделяются правоспособностью и дееспособностью: способностью к совершению юридических актов (заключению сделок); к наделению правами и обязанностями; к несению имущественной и другой ответственности.
Юридическое лицо - это носитель имущественных прав и обязанностей. Оно выступает в хозяйственном обороте от своего имени; существует независимо от лиц, входящих в его состав; несет самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам, в которые оно вступает.
Сфера предпринимательства определенным образом структурирована, организована. И первичным структурным звеном предпринимательства выступает предприятие (производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей), которое по определенным критериям может быть отнесено к малым, средним или крупным. Поэтому когда речь идет о малом предпринимательстве, то имеется в виду предпринимательство в рамках малых предприятий, в иной терминологии речь идет о предпринимательстве в сфере малого бизнеса.
Критерии, согласно которым предприятие можно отнести к малым, делятся на две группы: количественные (например, численность работающих на предприятии и ее средняя величина) и качественные.
Согласно № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
к малым относятся предприятия со средней численностью работников до ста человек включительно, кроме того, среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Однако рассматривать малое предпринимательство как самостоятельную сферу экономики позволяют именно качественные критерии, к которым можно отнести следующие:
Во-первых, единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Способность и готовность функционеров малого бизнеса брать на себя риск и нести ответственность за принимаемые решения предполагает именно такое единство.
Во-вторых, «обозримость» малого предприятия. Небольшие размеры позволяют устанавливать неформальный, личностный характер отношений между работником и работодателем, обеспечивать более действенный механизм мотивации труда и более высокую степень удовлетворенности им.
В-третьих, относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли. Однако некоторые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что становятся практически в ее пределах монополистами.
В-четвертых, персонифицированный характер отношений предпринимателя с пертнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции. Это объясняется тем, что малое предприятие в принципе рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
В-пятых, семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дела наследуется представителями семьи и т.д.
В-шестых, малым предприятиям свойственен особый принцип финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малые предприятия могут рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (займы у родственников, друзей, других предпринимателей и т.д.)
Таковы в общих чертах критерии определения малого предприятия как основного звена малого предпринимательства.
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места.
К 1995 году примерно 65% всех российских частных предприятий были малыми. С 1996 года учет малых предприятий стал вестись в соответствии с введенными Законом РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» новыми критериями отнесения предприятий к малым. Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном малом предприятии с 200 до 100 человек.
Малое предпринимательство как сектор экономики существует в России более пятнадцати лет. На это годы пришелся самый трудный для него период – период становления. В это время создавалась нормативно-правовая база, регулирующая деятельность предпринимательства, формировалась его структура и инфра структура, разрабатывались механизмы государственной поддержки.
На завершающей стадии становления институт малого бизнеса требует иного отношения к себе. Необходимо усиление и совершенствование форм и методов поддержки малого бизнеса. Таким образом, создание благоприятной среды для развития предпринимательства является ключевым вопросом, как для сектора малого предпринимательства, так и для экономики в целом.
1.2 Виды малого предпринимательства
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть квалифицированно по разным признакам:
- виду или назначению;
- формам собственности;
- количеству собственников;
- организационно-правовым формам;
- организационно-экономическим формам.
По формам собственности предприятие могут быть: частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).
По численности собственников предпринимательская деятельность может быть: индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения доли (совместная собственность).
В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают: товарищества, общества, кооперативы.
К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы (ФПГ), холдинги.
Рисунок 1 - Классификация по виду или назначению предпринимательской деятельности
1.3 Роль, место и значение малого предпринимательства в экономике Российской Федерации
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров.
Малое предпринимательство - самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет малым предприятиям чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в этой сфере составляет от 33 до 66% национального продукта.
Мировой опыт подтверждает: малый бизнес – важный элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста структуру и качество ВНП, формируя его на 40-50%. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны и высокая приспособляемость малых предприятий обеспечивает устойчивость развития экономики.
Информация о работе Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании