Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение степени поддержки малого предпринимательства муниципальной властью и определить пути ее совершенствования путем выработки решений проблем малого бизнеса.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- определить понятие малого бизнеса

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические вопросы в сфере малого предпринимательства………..…5
1.1 Основные понятия……………………………………………………..5
1.2 Виды малого предпринимательства…………………………….…….8
1.3 Роль, место и значение малого предпринимательства в экономике
России……………………………………………………………...…….10
2. Анализ деятельности Администрации г. Кирова по вопросам малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.1 Городская целевая программы (ГЦП) «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров» на 2007-2009 годы»………………………………...………………………...15
2.2. Пути решения существующих проблем малого предпринимательства г. Киров………...………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая муниципальное управление.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Дисциплина: Муниципальное управление

 

 

 

Курсовая работа

 

«Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании»

 

 

 

 

 

 

 

                                  Студента:

                                                                Группа: У-51     

                                                                Научный руководитель:

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Киров  2011


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.  Теоретические вопросы в сфере малого предпринимательства………..…5

1.1 Основные  понятия……………………………………………………..5

1.2 Виды малого предпринимательства…………………………….…….8

1.3 Роль, место и значение малого предпринимательства в экономике

России……………………………………………………………...…….10

2. Анализ деятельности Администрации г. Кирова по вопросам малого предпринимательства……………………………………………………………15

2.1 Городская целевая программы (ГЦП) «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров» на 2007-2009 годы»………………………………...………………………...15

2.2. Пути решения существующих проблем малого предпринимательства г. Киров………...………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24


Введение

Опыт передовых зарубежных стран показывает, что малый бизнес – это, с одной стороны, инструмент решения социальных задач страны, так как он обеспечивает население рабочими местами, увеличивает занятость социально незащищенных слоев общества – молодежи, женщин, пенсионеров, а с другой – эффективный способ разработки и внедрения инноваций.

Актуальность данного исследования, заключается в исключительно важной роли малого и среднего бизнеса в экономике страны. Переломить экономическую ситуацию возможно путем решения проблем малого и среднего предпринимательства. При относительно небольших бюджетных затратах, используя ресурс малого и среднего бизнеса, можно эффективно решать множество вопросов. А основная задача муниципальных властей создать  условия для устойчивого развития бизнеса, позволяющих производить конкурентоспособные продукцию и услуги. На завершающей стадии становления  институт малого бизнеса требует иного отношения к себе. Необходимо усиление и совершенствование форм и методов поддержки малого бизнеса.

Целью данной работы является определение степени поддержки малого предпринимательства муниципальной властью и определить пути ее совершенствования путем выработки решений проблем малого бизнеса.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- определить понятие малого бизнеса

- Провести анализ деятельности Администрации г. Кирова по вопросам малого предпринимательства

- рассмотреть краткую характеристику и основные проблемы ГЦП« Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров»

Объектом исследования в работе является сфера малого бизнеса в г. Киров

Предмет изучения - меры Администрации г. Киров по вопросам малого предпринимательства.

Теоретической базой исследования в данной работе              являются: учебная и справочная литература

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: сравнительный, метод анализа и синтеза.


1. Теоретические вопросы в сфере малого предпринимательства

1.1 Основные  понятия

                            Предпринимательство – это основной вид самостоятельной хозяйственной  деятельности (производственной  или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск и на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательского дохода) путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющиеся правовым нормам (законодательству)  страны регистрации.

Предпринимательская деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами. Физические лица – это индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами, по которым они наделяются правоспособностью и дееспособностью: способностью к совершению юридических актов (заключению сделок); к наделению правами и обязанностями; к несению имущественной и другой ответственности.

Юридическое лицо - это носитель имущественных прав и обязанностей. Оно выступает в хозяйственном обороте от своего имени; существует независимо от лиц, входящих в его состав; несет самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам, в которые оно вступает. 

              Сфера предпринимательства определенным образом структурирована, организована. И первичным структурным звеном предпринимательства выступает предприятие (производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей), которое по определенным критериям может быть отнесено к малым, средним или крупным. Поэтому когда речь идет о малом предпринимательстве, то имеется в виду предпринимательство в рамках малых предприятий, в иной терминологии речь идет о предпринимательстве в сфере малого бизнеса.

              Критерии, согласно которым предприятие можно отнести к малым, делятся на две группы: количественные (например, численность работающих на предприятии и ее средняя величина) и качественные.

              Согласно № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

к малым относятся предприятия со средней численностью работников до ста человек включительно, кроме того, среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Однако рассматривать малое предпринимательство как самостоятельную сферу экономики позволяют именно качественные критерии, к которым можно отнести следующие:

Во-первых, единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Способность и готовность функционеров малого бизнеса брать на себя риск и нести ответственность за принимаемые решения предполагает именно такое единство.

              Во-вторых, «обозримость» малого предприятия. Небольшие размеры позволяют устанавливать неформальный, личностный характер отношений между работником и работодателем, обеспечивать более действенный механизм мотивации труда и более высокую степень удовлетворенности им.

              В-третьих, относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли. Однако некоторые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что становятся практически в ее пределах монополистами.

              В-четвертых, персонифицированный характер отношений предпринимателя с пертнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции. Это объясняется тем, что малое предприятие в принципе рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

              В-пятых, семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дела наследуется представителями семьи и т.д.

              В-шестых, малым предприятиям свойственен особый принцип финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малые предприятия могут рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (займы у родственников, друзей, других предпринимателей и т.д.)

              Таковы в общих чертах критерии определения малого предприятия как основного звена малого предпринимательства.

              Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития.

              В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места.

              К 1995 году примерно 65% всех российских частных предприятий были малыми. С 1996 года учет малых предприятий стал вестись в соответствии с введенными Законом РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» новыми критериями отнесения предприятий к малым. Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном малом предприятии с 200 до 100 человек.

              Малое предпринимательство как сектор экономики  существует в России более пятнадцати лет. На это годы пришелся самый трудный для него период – период становления. В это время создавалась нормативно-правовая база, регулирующая деятельность предпринимательства, формировалась его структура и инфра структура, разрабатывались механизмы государственной поддержки.

              На завершающей стадии становления  институт малого бизнеса требует иного отношения к себе. Необходимо усиление и совершенствование форм и методов поддержки малого бизнеса. Таким образом, создание благоприятной среды для развития предпринимательства является ключевым вопросом, как для сектора малого предпринимательства, так и для экономики в целом.

 

1.2 Виды малого предпринимательства

      Все многообразие предпринимательской деятельности может быть квалифицированно по разным признакам:

- виду или назначению;

- формам собственности;

- количеству собственников;

- организационно-правовым формам;

- организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятие могут быть: частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По численности собственников предпринимательская деятельность может быть: индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения доли (совместная собственность).

В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают: товарищества, общества, кооперативы.

К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы (ФПГ), холдинги.

Рисунок 1 - Классификация по виду или назначению предпринимательской деятельности

1.3 Роль, место и значение малого предпринимательства в экономике Российской Федерации

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая  частный  сектор  экономики,  можно  говорить  о  трёх  группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как  крупные,  средние и малые предприятия в  зависимости  от  их  размеров. 

              Малое предпринимательство - самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет малым предприятиям чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. 

              В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в этой сфере составляет от 33 до 66% национального продукта.

              Мировой опыт подтверждает: малый бизнес – важный элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста структуру и качество ВНП, формируя его на 40-50%. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны и высокая приспособляемость малых предприятий обеспечивает устойчивость развития экономики.

Информация о работе Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании