Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа
Целью данной работы является определение степени поддержки малого предпринимательства муниципальной властью и определить пути ее совершенствования путем выработки решений проблем малого бизнеса.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- определить понятие малого бизнеса
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические вопросы в сфере малого предпринимательства………..…5
1.1 Основные понятия……………………………………………………..5
1.2 Виды малого предпринимательства…………………………….…….8
1.3 Роль, место и значение малого предпринимательства в экономике
России……………………………………………………………...…….10
2. Анализ деятельности Администрации г. Кирова по вопросам малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.1 Городская целевая программы (ГЦП) «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров» на 2007-2009 годы»………………………………...………………………...15
2.2. Пути решения существующих проблем малого предпринимательства г. Киров………...………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………
(таблица в ред. решения Кировской городской Думы от 24.06.2009 N 30/15)
Планируется привлечь средства в рамках конкурсов Министерства экономического развития и торговли РФ и областной целевой программы "Развитие предпринимательства в Кировской области на 2006 - 2009 годы". По согласованию сторон для долевого финансирования мероприятий будут задействованы и средства заинтересованных организаций.
Так же следует отметить в программе выделены следующие целевые категории субъектов предпринимательской деятельности:
Первая - начинающие предприниматели.
Вторая - развивающийся, требующий расширения или модернизации, качественного обновления и диверсификации малый бизнес.
Третья - стабильно работающие средние предприятия. В отношении каждой категории предполагается реализовать комплекс мероприятий по взаимоувязанным проектным линиям.
Проект "Социальные инвестиции" направлен на формирование инфраструктуры поддержки начинающих предпринимателей. Усилия власти акцентированы на активизации потенциала определенной целевой группы: студенты, молодые специалисты и аспиранты.
Проект "Стандарты качества" направлен на стимулирование деловой активности малого бизнеса, ориентируют его на поиск новых ниш в социально значимых сферах городского хозяйства.
Проекты "Инвестиционный справочник города", "Конкурсы профессионального мастерства и торговых марок", "Кредитные истории", "Любимый город" ориентированы на инициирование изменений в структуре и потенциале субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих адекватное увеличение налоговых поступлений в городской бюджет.
На основе анализа исполнения мероприятий программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" на 2007 - 2009 годы" можно сделать следующие выводы:
была улучшена нормативно-правовая база для малого и среднего предпринимательства;
началось создание бизнес-инкубатора как одного из основных элементов поддержки инновационных предприятий;
общественные организации начали принимать участие в процессах совершенствования нормативно-правовой базы для малого и среднего предпринимательства.
В целом программа прошла на достойном уровне. Такую оценку позволят дать приведенные данные. Численность занятых в сфере малого бизнеса по сравнению с 2007г в 2010г изменилась с 75248 до 97555 (что составляет 38% от экономически активного населения города) человек. Большая часть (46%) - предприятия оптовой и розничной торговли, обрабатывающие производства - 17%, сфера услуг - 12%, строительство - 7,8%, транспорт и связь - 4,3%, гостиничный и ресторанный бизнес - 1,7%. Оборот малых предприятий (с микропредприятиями) составил 31,6 млрд. руб. Оборот индивидуальных предпринимателей - 6,8 млрд. руб. Налоговые поступления в 2010 году составили 1337,9 млн. рублей тогда как в 2007 году - 974 млн. рублей).
Однако даже добросовестная реализация прописанных в Программе мер реально не позволит создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства в городе, т.к. данная Программа не решает серьезных проблем малого бизнеса, тормозящих его развитие. Она не снимает проблемы административных барьеров, давления со стороны силовых структур и криминала и ряда других проблем. Кроме того, следует отметить явно недостаточное финансирование Программы.
2.2 Пути решения существующих проблем малого предпринимательства г. Кирова
Роль малого и среднего бизнеса существенно возрастает в условиях современного экономического кризиса. Это связано с тем, что при сохранении существующей экономической ситуации крупные предприятия году будут сокращать масштабы производства, оптимизировать затраты и временно приостанавливать свою деятельность. Это в свою очередь будет усиливать рост социально-экономических проблем.
Переломить экономическую ситуацию возможно путем решения проблем малого и среднего предпринимательства. При относительно небольших бюджетных затратах, используя ресурс малого и среднего бизнеса, можно эффективно решать ряд вопросов, связанные с:
сокращением потребительского спроса;
снижением уровня доходов населения;
формированием иждивенческой психологии определенной его части;
сокращением поступлений в бюджеты всех уровней и т.д.
При разработке Программы развития малого и среднего предпринимательства следует учитывать следующие факторы, отражающие существующую ситуацию:
недостаточность сведений о состоянии бизнес-среды, отсутствие системы регулярного мониторинга и получения обратной связи от бизнес-сообщества, что затрудняет качественную оценку эффективности мероприятий Программы и своевременное принятие управленческих решений;
недостаточная информированность населения и предпринимателей о действующих программах поддержки;
неравномерное распределение малых и средних предприятий по сферам деятельности (большинство предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, мала доля инновационных предприятий);
низкий уровень использования современных управленческих и информационных технологий;
низкий уровень взаимопонимания бизнеса и власти;
сложность доступа к финансовым ресурсам;
недостаток квалифицированных кадров;
ограниченность местного рынка;
сложности для начала бизнеса "с нуля";
недостаточный уровень соблюдения норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.
Можно выделить ряд мероприятий, которые помогут развитию малого предпринимательства в г. Кирове.
Нужно провести программу по привлечение общественных объединений предпринимателей к разработке и реализации мер муниципальной поддержки МСП, отработка механизмов частно-муниципального взаимодействия по развитию малого и среднего предпринимательства;
формирование и развитие системы мониторинга бизнес-среды, выявление новых возможностей и перспективных направлений для развития МСП;
разработка стратегий (моделей) развития приоритетных для города направлений предпринимательства, типовых бизнес-планов, реализация других мероприятий, создающих условия для ускоренного развития бизнеса в приоритетных для города направлениях;
опережающее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в стратегических направлениях развития города;
разработка и участие в разработке межмуниципальных и межрегиональных проектов (возможные направления: транспорт и логистика, биотехнологии, информационные технологии и т.д.).
привлечение в систему государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства средств частных инвесторов через демонстрацию возможностей и перспектив развития бизнеса, через укрепление доверия к власти.
Так же следует устранить некоторые административные барьеры:
обеспечить устранение административных барьеров, создаваемых ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования, сертификации, избыточного контроля со стороны многочисленных государственных органов;
разграничить функции по контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти;
устранить межведомственное дублирование при проведении проверок контролирующими федеральными и региональными органами (органы ветеринарного надзора, саниэпидемнадзора, отделы внутренних дел, инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);
законодательно закрепить безвозмездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;
Таким образом, политика власти г. Кирова в отношении развития малого бизнеса неоднозначна, есть положительные тенденции, но есть ряд мер которые еще только следует решить. Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в городе требует комплексного подхода.
Заключение.
Подводя итог, необходимо отметить, в первую очередь, то, что малый бизнес играет значительную экономическую и социальную роли. Он составляет основу внутреннего рынка страны, представляет собой эффективный путь к развитию конкуренции, к повышению конкурентоспособности, малый бизнес стабилизирует макроэкономические процессы в стране, является источником благосостояния той части населения, которая относится к так называемому среднему классу и от настроения которой зависит не только экономическая, но и политическая стабильность государства.
Нельзя говорить о бездействии Администрации города Кирова в отношении малого предпринимательства, так как осуществляются меры по его поддержке: успешно реализуется ряд мер, запланированных в рамках ГЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Киров на период 2007-2009 годы». Но специфика деятельности Администрации такова, что одни проблемы бизнеса решаются, в основном маловажные, другие – нет. Причем без внимания остаются именно те вопросы, конструктивное решение которых могло бы вывести малое предпринимательство города на качественно новый уровень.
Были выявлены проблемы, тормозящие развитие малого бизнеса города и возможное их решение. Необходимо отметить, что дальнейшее совершенствование управления необходимо, прежде всего с целью устранения барьеров для предпринимательских структур, совершенствование программ по поддержке малого предпринимательства и самой системы поддержки малого предпринимательства. Кроме всего прочего необходимо добросовестное практическое осуществление мер, прописанных в ГЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Киров на период 2011-2014 годы», а также выявление и своевременное решение других проблем малого бизнеса области, непосредственно мешающих его развитию.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.:Флинта, 2009. - 40 с.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» "
3. Устав муниципального образования "Город Киров» от 31.08.2011
4. Решение Кировской городской Думы от 29.11.2006 г. № 73 «Об утверждении городской целевой программы «Развитие малого предпринимательства в городе Киров на период 2007-2009 годы»
5. Постановление от 11 ноября 2009г№ 4921-п об утверждение муниципального долгосрочной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров» на 2007-2009 годы
6. Брциева И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика.- 2010. – №9.- С.148-159
7. Буев В.В. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства / В.В. Буев, С.В. Минин и др.- Тверь: Граф–Дизайн, 2008.- С.371
8. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова.- М.: ЮНИТИ, 2003.- 501 с.
9. Горфинкель В.Я. организация,экономика,
10. Егоров Е. Малый бизнес – инструмент решения социальных задач // Проблемы теории и практики управления.- 2004.-№4.-С47-50
11. Карташева Л., Передельский Д. Проверочная работа. Помогут ли новые законопроекты малому бизнесу // Российская газета.- 2010.- 25 март.
12. Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству //
13. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 454с.
14. Самойлов Э. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства // Человек и труд.- 2008.-№1.-С.61-66
15. Сметанин С.И. История предпринимательства в России / С.И. Сметанин.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2009.- 192 с.
16. Смирнов Е.Е. Новые правовые горизонты малого и среднего бизнеса // Аудитор.-2009.-№ 8.- С .3-9
17.Муниципальное образование г. Киров - URL: http:// www.admkirov.ru/
18.Сайт еженедельника Ведомости. - URL: http://www.vedomosti.ru.
19.Сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства- URL: http://www.nisse.ru.
20. Википедия – свободная энциклопедия -URL: http://www.wikipedia.org
Приложение I
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "ГОРОД КИРОВ"
НА 2007 - 2009 ГОДЫ", ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ПРИОРИТЕТНЫХ ДЛЯ ГОРОДА НАПРАВЛЕНИЯХ
(в ред. постановлений администрации г. Кирова
от 29.09.2010 N 4444-П, от 12.11.2010 N 5024-П,
от 13.12.2010 N 5439-П, от 18.10.2011 N 3507-П)
Задача 1. Развитие культуры предпринимательства,
стимулирование формирования саморегулируемой системы
развития малого и среднего предпринимательства
Мероприятие | Отработка механизмов участия объединений предпринимателей и | ||||||
Содержание | 1. Формирование мероприятий и участие в проведении ежегодного | ||||||
Источники и | Источник фи- | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Всего |
Бюджет муни- | 50 | 200 | 100 | 100 | 100 | 550 | |
Исполнители | Координационный совет по развитию малого и среднего | ||||||
Планируемый | 1. Вовлечение общественных организаций в процессы разработки, |
Информация о работе Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании