Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение степени поддержки малого предпринимательства муниципальной властью и определить пути ее совершенствования путем выработки решений проблем малого бизнеса.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- определить понятие малого бизнеса

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические вопросы в сфере малого предпринимательства………..…5
1.1 Основные понятия……………………………………………………..5
1.2 Виды малого предпринимательства…………………………….…….8
1.3 Роль, место и значение малого предпринимательства в экономике
России……………………………………………………………...…….10
2. Анализ деятельности Администрации г. Кирова по вопросам малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.1 Городская целевая программы (ГЦП) «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров» на 2007-2009 годы»………………………………...………………………...15
2.2. Пути решения существующих проблем малого предпринимательства г. Киров………...………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая муниципальное управление.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

              Какова же функциональная роль этого сектора в экономике по тем задачам, которые он решает?

              В первую очередь следует подчеркнуть интегрирующую (связующую экономику в единое целое) роль малых предприятий (этот тип фирм называют коммутантами, т.е. соединителями). Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы. Лишь малые фирмы-коммутанты готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные компании в этом смысле очень разборчивы.

              Без малых фирм экономика приобрела бы «лоскутный» характер: одни потребности рынка удовлетворялись бы с достаточной полнотой – те, на базе которых можно создать масштабное сверхприбыльное производство, другие же, не отвечающие этим требования не удовлетворялись бы. Это противоречие решается с помощью фирм-коммутантов, основной стратегией которых является постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей, непрерывное приспособление к конъюнктуре рынка. Эти фирмы мобильны, готовы к переменам.

              Для экономики в целом деятельность малых предприятий становится фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малых предприятий нередко судят о способности экономики той или иной страны приспосабливаться в постоянно меняющейся рыночной ситуации.

              Не менее важна роль малых предприятий в формировании конкурентных отношений в рыночной экономике, также необходимо подчеркнуть функцию малого предпринимательства по рациональному использованию ресурсов. Речь идет прежде всего о трудовых. Здесь следует сказать о социальной значимости малого бизнеса. Кроме того, что малые предприятия выступают как работодатели для значительной части населения, тем самым, способствуя решению проблемы занятости в стране (также важно отметить, что малые предприятия нередко используют труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применения на крупных предприятиях), развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, т.е. среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Возвращаясь к проблеме занятости, следует добавить, что на региональном уровне служба занятости проводит целенаправленную работу по оказанию помощи гражданам, открывающим собственное дело. Это являлось одним из направления содействия занятости населения г. Кирова. Кроме того, малые фирмы выступают как главный продуцент мест производственного обучения.

              Малые предприятия обеспечивают рациональное использование и материальных ресурсов, в т.ч. и широкое применение местных источников сырья и отходов крупного производства. Следует упомянуть и включение в производство финансовых ресурсов части населения путем перевода их из состояния накопления в состояние инвестиций.

                            Кроме того, они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП.

              Таким образом, сектор малого предпринимательства  является  неотъемлемым,  объективно необходимым, выполняющим важные функции элементом любой развитой  хозяйственной  системы,  без  которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и  развиваться.              В экономике  России  малый  бизнес  пока  продолжает играть достаточно  незначительную  роль.  Между  тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на  предприятиях малого  бизнеса  способны,  во-первых,  насытить  рынок  конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить  к формированию  основы  общества  в  любой  цивилизованной  стране  – среднего класса.

              Как отмечалось выше, причиной торможения развития малого предпринимательства является его  недооценка властью, что проявляется в свою очередь в недостаточной поддержке. Отсутствие активной государственной поддержки  может  привести  к  свертыванию  этого сектора экономики с  соответствующим  обострением  экономических  проблем  и усилением социальной напряженности.

 

              Основным законом, регулирующим сферу малого предпринимательства в России, является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон определяет принципы и формы государственной поддержки малого бизнеса на всей территории России.

              Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

              Законом устанавливаются следующие виды поддержки субъектов малого предпринимательства:

- финансовая и имущественная поддержка;

- информационная поддержка;

- консультационная поддержка;

-поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- поддержка в области инноваций и промышленного производства;

- поддержка в области ремесленной деятельности;

- поддержка во внешнеэкономической деятельности;

-поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

              Законом также установлено, что субъекты Российской Федерации вправе применять дополнительные виды и формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства за счет средств собственных бюджетов.


2. Анализ деятельности Администрации города Кирова по вопросам малого предпринимательства

2.1 "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "ГОРОД КИРОВ"

НА 2007 - 2009 ГОДЫ"

 

Городской думой г. Кирова  29 ноября 2006 г. было принято решение утвердить целевую комплексную программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" на 2007 - 2009 годы"

Главную цель программы было создание привлекательной среды для роста капитализации всех ресурсов и активов города. А основной задачей создание условий для устойчивого развития бизнеса, позволяющих производить конкурентоспособные продукцию и услуги.

Программа предусматривала решение следующих задач:

1) повышение инвестиционного потенциала муниципального образования и его качества (разработка концепций развития территории, определение приоритетного направления инвестиционных ресурсов, подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов, паспортов инвестиционных площадок);

2) стимулирование развития бизнес-инфраструктуры (реализация проектов создания объектов инфраструктуры, способной поддерживать инвестиционную деятельность); повышение квалификации специалистов малых и средних предприятий в сфере инвестиционного проектирования (проведение цикла семинаров и тренингов, совмещенных с процессом разработки муниципальных целевых программ).

Приоритетами программы:

1) стимулирование деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства с целью увеличения налоговых поступлений и укрепления доходной базы бюджета муниципального образования "Город Киров";

2) партнерство власти и бизнеса, направленное на укрепление кооперационных связей субъектов хозяйственной деятельности, на развитие инвестиционного процесса и на эффективное исполнение бюджета;

3) упрощение и прозрачность регламента разрешительных процедур и согласований;

4) подготовка кадров для сферы малого бизнеса.

В качестве специальной подпрограммы предусматривается участие муниципалитета на партнерской основе с бизнес-сообществом, организациями некоммерческого сектора в формировании инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательских инициатив социально незащищенных слоев населения: инвалидов, женщин, молодежи. С этой целью были разработаны и утверждены муниципальным правовым актом требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Включение этих требований в настоящую программу позволит оказать поддержку и обеспечить деятельность организаций, образующих инфраструктуру. Эта программа исполняется во взаимодействии с отраслевыми (функциональными) и территориальными управлениями администрации города при участии заинтересованных предприятий, организаций, учреждений.

Организует работу по реализации программы экономическое управление администрации города Кирова. В его обязанности входит:

- согласование объемов финансирования на очередной финансовый год;

- при сокращении объемов финансирования корректирование перечня мероприятий, определение приоритетов, принятие мер по привлечению внебюджетных источников для финансирования программы;

- контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, за качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, за выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и контрактов;

- сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, подготовка доклада о реализации программы и отчета об использовании бюджетных средств.

Общий объем финансирования (Табл-1)на весь срок действия Программы на реализацию программных мероприятий предусматривается в сумме 65816,0 тыс. рублей: в том числе средства бюджета муниципального образования "Город Киров" - 59896,0 тыс. рублей; субсидия областного бюджета - 5920,0 тыс. рублей.

Таблица 1- Общий объем финансирования на 2007-2009 года.

 

Наименование расходов 

Источники  
финансирования

2007 год

2008 год

2009 год 

Предоставление           
муниципальных гарантий   

Бюджет      МО
"Город Киров"

3000,0
тыс. руб.

16000,0
тыс. руб.

17750,0 
тыс. руб.

Размещение   муниципальных
заказов                  

Бюджет      МО
"Город Киров"

10000,0
тыс. руб.

 

 

Предоставление  льгот   по
арендной     плате      за
муниципальное имущество  

Бюджет      МО
"Город Киров"

500,0
тыс. руб.

 

 

Прямые     затраты      на
финансирование программных
мероприятий              

Бюджет      МО
"Город Киров"
Субсидия     
областного   
бюджета      

2690,0
тыс. руб.

2740,0
тыс. руб.

7216,0 
тыс. руб.
5920,0 
тыс. руб.

ИТОГО:                   

Бюджет      МО
"Город Киров"
Субсидия     
областного   
бюджета      

16190,0
тыс. руб.

18740,0
тыс. руб.

24966,0 
тыс. руб.
5920,0 
тыс. руб.

Информация о работе Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании