Автор работы: Дмитрий Скрипко, 04 Августа 2010 в 11:39, курсовая работа
Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Российское государство традиционно отличалось высокой степенью централизации управления. Но ни один из периодов в истории Российского государства нельзя считать свободным от элементов самоуправления. Но даже в периоды наивысшего расцвета Российского чиновничьего централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Вечевая демократия в древнерусском государстве (X-XII в.в.)…...........4
2. Развитие институтов самоуправления местной власти в
России в XIII-XVIII в.в…………………………………………………….11
3. Городские, земские и контрреформы местного самоуправления XIX в..15
4. Основные направления реформы местного самоуправления после
февральской революции 1917 года………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..
Закон 17 июня определил, что
волостные земства могут
15 июля было утверждено
Задача охраны порядка и
Особое внимание было уделено
коллективной деятельности
Подготовленный же по поручению Временного Правительства Проект Правил о товариществах, союзах и съездах земских учреждений, городских и поселковых управлений (утвержденный особым законом от 9 июня 1917 г.) предусматривал регламентацию различных видов добровольных объединений земских учреждений и, что представляется наиболее важным, - различия между такими объединениями, исходя из функций и целей их создания. При этом право на создание того или иного вида объединения предоставлялось губернским, уездным и волостным земским учреждениям, а также городским и поселковым управлениям на основании постановлений соответствующих земских собраний, городских и поселковых дум.
Товарищества образовывались
Грандиозная работа по
Необходимо все же заметить, что
решение задачи создания
После Октября 1917 года земское самоуправление просуществовало недолго. В ноябре 1917 г. состоялся земский съезд, который пытался наметить пути преодоления кризиса, но уже 19 декабря 1917 г. был опубликован декрет "Об учреждении комиссариата по местному самоуправлению", образовываемого для цели "объединения деятельности всех городских и земских учреждений". Вновь созданному ведомству из Комиссариата внутренних дел были переданы: главное управление по делам местного хозяйства, касса городского и земского кредита и другие относящиеся к местному самоуправлению учреждения.
24 декабря 1917 г. последовало обращение
народного комиссариата по
Заключение
Проследив
за этапами становления
В результате Земской реформы 1864 года в России было введено земское самоуправление, но в целях сохранения прочности государственной власти были предусмотрены ограничения, которые не позволяли считать публичную муниципальную власть того периода властью политической. Земства были введены не на всей территории страны, причем только действовали только в уездах и губерниях и отсутствовали в волостях. В целом органы самоуправления находились под жестким контролем органов государственной власти. Модель земского самоуправления характеризовалась сильной зависимостью от государственной власти и, как следствие, территориальной ограниченностью. Однако неоспоримым достоинством являлось то, что в систему государственного управления привносились элементы самоуправления, гарантией развития которых являлась заложенная возможность самофинансирования.
История убедительно показывает, что опыт самоуправления в России присутствует, но назвать его богатым довольно сложно. Элементы самоуправления если и появлялись, то находились под строгим контролем государственной власти.
Законодателем на современном этапе активно использовались заимствования из практики самоуправления зарубежных стран, которая в любом случае отличается от российской. И, хотя теоретические построения законодателя, касательно самоуправления как конституционной основы в целом и территориальных и финансовых основ самоуправления в частности, представляются во многом верными и обоснованными, но практическая их реализация, в отсутствие надлежащего опыта, приводит к довольно плачевным результатам.
Не
всегда принятое “сверху” решение
о децентрализации в форме
самоуправления может быть легко реализовано.
Чтобы соответствующие нормы заработали,
необходимо создать в государстве и обществе
соответствующие условия. Иначе органы
самоуправления будут не более чем придатками
системы государственного управления.
Список использованных источников
Информация о работе Развитие и становление самоуправления в России: историко-правовой аспект