Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:27, шпаргалка
1 Понятие и предмет муниципального права РФ
2 Нормативно-правовые источники муниципального права РФ
....
37 Орган местного самоуправления как юр лицо
38 Федеральное законодательство о местном самоуправлеии
Статья 1. Местное самоуправление
1. Местное самоуправление
2. Местное самоуправление в Российской
Федерации - форма осуществления народом
своей власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией Рос
Предмет муниципального права РФ как отрасли права
Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.
Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права.
Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения.
Методы муниципального права
Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.
Муниципальное право РФ, будучи
комплексной отраслью права, использует
методы, присущие другим отраслям права,
однако в специфическом для данной
отрасли права их соотношении
и переплетении. Так, являясь отраслью
публично-частного характера, муниципальное
право использует в механизме
правового регулирования
В основном, в сущностном
плане, для местного самоуправления
как публично-правового
Методы правового
Источниками муниципального права являются:
1. Конституция РФ, которая закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Правовому регулированию
местного самоуправления в Конституции
РФ посвящена отдельная гл. 8 "Местное
самоуправление" (ст. ст. 130 - 133). На основе
конституционных норм можно определить
следующие параметры
население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;
экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежат населению муниципального образования;
система местного самоуправления
включает институты непосредственной
и представительной демократии, при
этом система осуществления местного
самоуправления через представителей
не исчерпывается выборными
местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;
органы местного самоуправления
имеют самостоятельные
местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;
местному самоуправлению
гарантируется компенсация
устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Специальной 8-й главой Конституции
РФ конституционные нормы о
2. Федеральное законодательство.
Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
устанавливает общие правовые, территориальные,
организационные и
Указанный Федеральный закон определил правовую основу местного самоуправления, которую составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.
Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяются также в следующих правовых актах Российской Федерации.
Кодексы:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Федеральные законы "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации"; "Об
обеспечении конституционных
"Об обжаловании в
суд действий и решений,
"Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации"
"О приватизации
"О связи"; "О почтовой связи";
"Об образовании"; "Основы
законодательства Российской
"О ветеранах"; "О
социальной защите инвалидов
в Российской Федерации"; "О
беженцах"; "Об основах социального
обслуживания населения в
"О милиции"; "Об
основах системы профилактики
безнадзорности и
В Указах Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ, иных нормативных
правовых актах федеральных органов
исполнительной власти, как правило,
детализируются полномочия органов
местного самоуправления в различных
сферах жизнедеятельности
Среди актов федеральных
органов государственной власти
особое значение имеют решения судебных
органов. В российской юридической
науке судебный прецедент традиционно
не считался источником права. Однако
в настоящее время
3. Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация
является федеративным государством,
и в становлении и развитии
местного самоуправления достаточно значительную
роль играют органы государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Поэтому конституции (уставы), законы
и иные правовые акты субъектов Российской
Федерации также являются источниками
муниципального права России. В Федеральном
законе "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" определен круг вопросов
в сфере местного самоуправления,
регулирование которых
4. Акты местного самоуправления наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для организации и деятельности муниципальных органов. Это уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и правовые акты глав местных администраций, многочисленные правовые акты, издаваемые структурными подразделениями местных администраций. К ним относятся и решения, принятые на местном референдуме, а также на сходах граждан.
Особое значение среди
актов местного самоуправления имеет
устав муниципального образования.
Как правило, в уставе муниципального
образования содержатся не только нормы
об организации местного самоуправления
в соответствующем
5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную Хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления: