Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:27, шпаргалка
1 Понятие и предмет муниципального права РФ
2 Нормативно-правовые источники муниципального права РФ
....
37 Орган местного самоуправления как юр лицо
38 Федеральное законодательство о местном самоуправлеии
В целом состав федерального законодательства по вопросам местного самоуправления может быть определен только на основе этих двух актов, так как именно они устанавливают предметы ведения и полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления.
Всю систему федерального законодательства в области местного самоуправления можно разделить на два блока законодательных актов - собственно акты по вопросам местного самоуправления и акты, содержащие нормы муниципального права (отдельные положения, касающиеся местного самоуправления).
Формирование первого блока законов основывается на пункте “н” статьи 72 Конституции Российской Федерации, относящем к предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления. Из этого положения следует необходимость принятия соответствующего Федерального закона, что и было реализовано. Разработка и принятие других федеральных законов по вопросам местного самоуправления обуславливаются полномочиями органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления, установленными Федеральным законом с учетом предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Эти полномочия названы статьей 4 Федерального закона. В целях определения состава первого блока укажем лишь те из них, которые влекут принятие федеральных законов, прямо касающихся вопросов местного самоуправления:
регулирование порядка передачи объектов
федеральной собственности в
муниципальную собственность;
наделение органов местного самоуправления
отдельными полномочиями Российской Федерации;
установление государственных минимальных
социальных стандартов;
регулирование отношений между федеральным
бюджетом и местными бюджетами;
обеспечение федеральных гарантий финансовой
самостоятельности местного самоуправления;
регулирование особенностей организации
местного самоуправления в приграничных
территориях, закрытых административно-
регулирование основ муниципальной службы.
Количество перечисленных вопросов и их формулировки не задают количество и наименование принимаемых законов. Следует говорить только о том, что названные вопросы подлежат регулированию федеральными законами.
Второй блок федеральных законов - законы, содержащие нормы муниципального права, - связан с предметами ведения местного самоуправления. В целом, вопросы местного значения можно рассматривать как выделенную часть общегосударственных вопросов. Поэтому решение вопросов местного значения может регулироваться федеральными законами в той мере, в какой эти вопросы входят в сферу регулирования со стороны федеральных органов государственной власти. Для ясности приведем несколько примеров.
Вопросами местного значения
являются организация, содержание и
развитие муниципальных учреждений
основного общего образования. В
то же время общие вопросы
Среди вопросов местного значения
названа охрана общественного порядка.
Как и в предыдущем случае, соответствующий
вопрос - общественная безопасность - относится
к предметам совместного
Отметим еще, как важнейший,
вопрос участия муниципальных
При внимательном изучении всего перечня вопросов местного значения выясняется, что каждый из них попадает в сферу законодательного регулирования или, как минимум, регулируется ведомственными нормативными актами.
Таким образом, к законодательству,
содержащему нормы
1 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. - М.: Финансы, 2004. С. 32.