Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:27, курсовая работа
Модели межбюджетного федерализма в мировой практике. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в Российской Федерации. Оценка бюджетной самостоятельности территорий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………
1.1. Понятие межбюджетных отношений. Модели межбюджетного федерализма в мировой практике………………………………………………
1.2. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..
1.3. Оценка бюджетной самостоятельности территорий………………………….
2. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………..
2.1. Межбюджетные отношения в Российской Федерации……………………….
2.2. Межбюджетные отношения за рубежом………………………………………
3. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
| ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 |
|
|
|
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……… | 5 |
|
|
|
1.1. | Понятие межбюджетных отношений. Модели межбюджетного федерализма в мировой практике……………………………………………… | 5 |
|
|
|
1.2. | Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в Российской Федерации……………………………………………………… | 7 |
|
|
|
1.3. | Оценка бюджетной самостоятельности территорий…………………………. | 12 |
|
|
|
2. | МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………………………………………….. | 14 |
|
|
|
2.1. | Межбюджетные отношения в Российской Федерации………………………. | 14 |
|
|
|
2.2. | Межбюджетные отношения за рубежом……………………………………… | 21 |
|
|
|
3. | МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….………………………………… | 26 |
|
|
|
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 43 |
|
|
|
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………….. | 44 |
ВВЕДЕНИЕ.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
В связи с растущей необходимостью реформирования системы межбюджетных отношений особую важность приобретает изучение роли бюджетной политики в данном процессе.
В выступлении Президента Российской Федерации на состоявшемся 7 июня 2006 года заседании президиума Государственного совета было подчеркнуто, что «межбюджетные отношения – это фундамент, сама основа слаженной и консолидированной работы всей власти. Для людей она, эта власть, абсолютно едина. И ответственность за результаты ее работы ложится как на федеральные, так и на региональные и на муниципальные органы».
Объектом – содержание и проблемы системы межбюджетных отношений в Вологодской области.
Главной целью работы является изучение реформирования и перспектив развития отношений между бюджетами различного уровня. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации межбюджетных отношений;
дать характеристика современному состоянию межбюджетных отношений;
сформулировать перспективы развития межбюджетных отношений.
Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативные документы, учебная литература и текущие публикации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
1.1. Понятие межбюджетных отношений. Модели бюджетного федерализма в мировой практике.
Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами власти и управления всех уровней по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность их основывается на бюджетном федерализме.
Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Конкретные воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на определенное сочетание взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами власти на рынке социальных услуг и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.
Под принципами бюджетного федерализма понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:
самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность бюджетов в данном случае означает:
закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;
недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;
компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам.
разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;
соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;
наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;
наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.
Модель бюджетного федерализма включает три составляющие:
полномочия по расходам уровней власти разграничены;
наделение уровней власти достаточными фискальными ресурсами для осуществления полномочий;
территориальные дисбалансы сглаживаются бюджетными трансфертами (общими и целевыми), обеспечивающими стандарт государственных услуг.
В мировой практике используются два типа моделей бюджетного федерализма.
1. Децентрализованная. Характеризуется: финансовой независимостью и самостоятельностью региональных властей; полномочия по налогам разделяются так, федеральный бюджет формируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц, акцизов и таможенных пошлин; субнациональные бюджеты - налоги на товары и услуги, имущество и землю; дисбалансы сглаживаются путем предоставления целевых трансфертов нуждающимся категориям населения. В чистом виде данная модель используется в США, Канаде, Австралии, Великобритании и др. странах.
2. Кооперативная. Характеризуется: более широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации; большой ролью регионов в распределении налоговых доходов; активным горизонтальным бюджетным выравниванием, в основном, за счет общих трансфертов. Такую модель используют Скандинавские страны, Франция, Греция Испания и др. страны Европы.
В Российской Федерации применяется прагматическая модель межбюджетных отношений кооперативного типа.
1.2. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в Российской Федерации.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляется в форме: дотаций или субвенций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:
распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;
разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;
равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Местному бюджету могут быть представлены бюджетные ссуды из регионального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок предоставления и расчет всех видов финансовой помощи определяется законом субъекта РФ. Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ имеет право на проведение ревизии местного бюджета, получающего финансовую помощь.
Центральное место в процессе выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ занимает Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития аккумулирует средства для финансирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и других капиталовложений. Фонд развития региональных финансов создан для финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ. Фонд компенсаций и Фонд финансирования социальных расходов поддерживают федеральные и региональные социальные программы и федеральные мандаты. Фонды консолидированы с бюджетом и формируются за счет его доходов.
Критерием распределения общих трансфертов выступает уровень реальной обеспеченности и условий, ведущих к удорожанию (удешевлению) стоимости сопоставимого (стандартного) набора бюджетных услуг. Критерием распределения целевых трансфертов является конкурс проектов и программ. Как правило, всем дотационным регионам гарантируется примерно 70% от средне российского уровня бюджетной обеспеченности. В основном, распределяется помощь общего и меньше целевого характера (примерно 80 и 20%).
Развитие системы межбюджетных отношений в РФ можно разделить на три этапа.
На первом этапе (1991-1993) была создана основа налоговой системы России. В области межбюджетных отношений она нашла отражение в регулирующей роли основных налогов, которые распределялись по бюджетам разных уровней. Этот период характерен наличием в межбюджетных отношениях субъективизма, индивидуальных согласований.
На втором этапе (1994-1999) была разработана концепция реформирования межбюджетных отношений. Новая, более прозрачная система финансовой поддержки субъектов исходила из оценки бюджетной обеспеченности регионов на основе налоговых ресурсов и расходных потребностей, определенных по единой методике. Созданная система ориентировалась, в основном, на разделение бюджетных ресурсов между бюджетами в рамках ежегодных законов о федеральном бюджете. В результате этого стал усиливаться субъективизм в межбюджетных отношениях, массовый характер приобрело не денежное исполнение бюджетов, возросли долги региональных и местных бюджетов.
Информация о работе Содержание и проблемы системы межбюджетных отношений