Совершенствование управления муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства (на материалах Администрации Промышленного района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание

Большая часть населения России живет и работает в городах, создавая и развивая основной экономический, научно-технический и социальный потенциал цивилизации. Именно города, аккумулируя территориальные, природные, социальные ресурсы регионов, создают необходимые условия для эффективной организации и интенсификации процессов социально-экономического развития общества. Это обуславливает исключительное значение разработки, построения и применения современной концепции муниципального управления, полно и всесторонне обеспечивающего социально-экономический прогресс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Городское хозяйство как объект муниципального управления…………..7
1.1. Организация управления городским хозяйством в России ………………7
Состав и особенности управления жилищно-коммунальным комплексом в РФ…………….………………………………………………………………....19

2. Анализ деятельности муниципальных органов управления Промышленного района г. Смоленска в области жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………...38
2.1. Роль и система муниципального управления ЖКХ…..…………………38
2.2. Состояние и проблемы ЖКХ Промышленного района…...………..….….46

3. Проект совершенствования тарифного регулирования в сфере коммунальных услуг.……………........................................................................55
3.1. Механизм и процесс управления жилищно-коммунальной сферой………...55
3.2. Совершенствование тарифного регулирования в проекте «Положения о деятельности Комиссии по формированию цен, тарифов и надбавок»……..59

Заключение………………………………………………………………….…..72
Список источников и литературы…….…………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_(okonchatelniy_variant).doc

— 569.50 Кб (Скачать документ)

При установлении тарифов  Комиссия руководствуется методическими  рекомендациями Госстроя. Данные рекомендации имеют множество негативных аспектов[33 стр.65], однако, в отсутствие альтернативы, Комиссия вынуждена использовать эти рекомендации. Комиссии необходимо предпринять попытку разработать собственные методики расчета тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Процедура автоматической индексации тарифов 

В Положении необходимо предусмотреть порядок автоматической индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В Порядке установлено, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги подлежат автоматической индексации в случае изменения тарифов на энергоресурсы (газ, электроэнергию, тепловую энергию). Во всех остальных случаях тарифы на жилищно-коммунальные услуги утверждаются в соответствии с Положением о Комиссии. Величина индексации рассчитывается как произведение доли соответствующей статьи затрат на величину изменения тарифов (по категориям потребителей), регулируемых на государственном уровне. Новые тарифы на услуги жилищно-коммунальных предприятий утверждаются постановлением Главы города в течение двух недель с момента принятия новых тарифов на энергоресурсы. Подобная практика является передовой, и позволяет проводить эффективную тарифную политику в отношении муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Решение о внедрении  новой системы тарифного регулирования  было принято совместно Главой города и депутатами городского Совета. После  длительного периода регулирования  тарифов, депутаты добровольно сложили с себя полномочия по регулированию и передали все функции регулирования в Комиссию. Таким образом, обеспечение внедрения новой системы тарифного регулирования проводилось как исполнительной, так и представительной властью. Основным фактором успешного внедрения Положения станет сотрудничество между исполнительными и представительными органами власти в процессе внедрения Проекта.

Новая система будет  способствовать упорядочению процесса тарифного регулирования, что было положительно воспринято предприятиями жилищно-коммунального комплекса. Повышение прозрачности процедуры регулирования способствовало снижению социальной напряженности вокруг процесса утверждения тарифов.

Проблемой внедрения  Проекта является тот факт, что  полномочия по регулированию тарифов на теплоснабжение и полномочия по регулированию тарифов частных предприятий – производителей коммунальных услуг осуществляется на уровне субъекта федерации. Поскольку согласно закону ответственность за предоставление коммунальных услуг перед населением муниципального образования несет администрация, регулирование тарифов на уровне субъекта федерации лишает муниципалитет инструментов контроля за деятельностью коммунальных предприятий. По договоренности с областным регулирующим органом, регулируемые предприятия сначала направляют заявку на пересмотр тарифов в городскую Комиссию, и только после рассмотрения заявки Комиссией, документы передаются в областной регулирующий орган. Подобная практика позволяет учесть интересы муниципалитета как собственника коммунального имущества и как ответственного за предоставление коммунальных услуг потребителям. К сожалению, подобная практика не зафиксирована никакими нормативными актами муниципального образования и регулирующего органа.

В целом, внедрение нового подхода будет способствовать повышению эффективности тарифного регулирования, улучшению финансового состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства, увеличению собираемости платежей населения, и повышению качества коммунальных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Существующий  уровень централизации в жилищной сфере крупных городов слишком высок. Необходима децентрализация и разукрупнение ряда управленческих функции, особенно в сфере жилищного хозяйства и благоустройства территории. Это особенно важно в условия, перехода к местному самоуправлению и выделению самоуправляемых муниципальных образований. Однако процесс децентрализации не должен происходить единовременно, без соответствующих обоснований. Разукрупнение системы управления должно быть основано на продуманной концепции с использованием специально разработанных программ, с соблюдением принципа поэтапности и стремлением «не навреди». Основной критерий распределения управленческих функций по уровням должен быть следующим: управление процессом надо организовывать на вышестоящем уровне управления только в том случае, если оно не может быть эффективно решено на нижестоящем уровне. Так, вопросы эксплуатации отдельных зданий вполне могут быть решены на нижнем управленческом уровне, а проблема водоснабжения должна решаться на уровне городов и территорий.

Важнейшим аспектом деятельности в данной сфере является антимонопольная политика. Это обусловлено наличием здесь искусственного монополизма, особенно в жилищном хозяйстве. Монополизм препятствует конкуренции, тормозит развитие, снижает качество работы, способствует повышению цен и т.п. Поэтому борьба с монополизмом является приоритетным направлением деятельности на всех уровнях управления жильем.

Четкое разделение функций заказчика и подрядчика, активное привлечение к проведению работ предприятий и организаций различных форм собственности будет способствовать созданию конкурентной среды, ограничению роста цен (тарифов), ориентации предприятий на экономические стимулы деятельности и повышение качества работы и жилищном строительстве и хозяйстве. Разработка обоснованного механизма управления жилищной сферой возможна лишь на строго нормативной основе. Заключение любого договора с подрядчиком и выдача конкретных заданий исполнителям должны быть ориентированы не на благие пожелания со скудными ресурсными возможностями, а на нормативный уровень обслуживания, определяемый системой научно обоснованных норм и нормативов:

Применение  того или иного нормативного уровня обслуживания требует различного ресурсообеспечения. Наряду с разработкой соответствующих норм и нормативов должна быть создана тарифная система, позволяющая оценить все виды проводимых работ-с учетом их объема и качественных параметров, установлены конкретные тарифы в сфере городского хозяйства для расчета с потребителями и подрядчиками. Это особенно важно для определения стоимостного эквивалента выделенных уровней обслуживания. Если заказчик желает повысить качество обслуживания, обеспечить более высокую надежность инженерных систем, потребуется и большее финансирование. В настоящее время для города крайне важно оценить минимально необходимый уровень финансирования, включая текущие средства и инвестиции, ниже которого опускаться нельзя. Минимально необходимый объем работ по важнейшим городским системам и объектам целесообразно финансировать из бюджета либо из целевых внебюджетных фондов. Причем по всем основным направлениям городского хозяйства желательно выделят) закрепленные статьи бюджета либо закрепленные источники доходов по внебюджетным фондам.

Тарифная политика, являясь  составной частью экономической  политики, будет направлена на решение  задач обеспечения единого подхода  к формированию, утверждению, и применению тарифов на товары и услуги организаций  коммунального комплекса; поэтапный уход от перекрестного субсидирования; проведение постоянного контроля за соблюдением дисциплины цен всеми субъектами, хозяйствующими на рынке жилищно-коммунальных услуг.

 

 

 

 

 

Список источников и литературы.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  6. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992т. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 17 декабря 1999 г.).
  7. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
  8. Федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об основах 
    федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты 
    Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты 
    жилья и коммунальных услуг».
  9. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих 
    принципах организации местного самоуправления в Российской 
    Федерации» (в ред. от 17 марта 1997 г.).
  10. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах 
    собственников жилья».
  11. Федерального закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав 
    юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. Федерального 
    закона от 1 октября 2003 г.).
  13. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом 
    регулировании» (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г.).
  14. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.
  15. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А. Г.  Воронин. – М.: Финансы и статистика. 2002.
  16. Воронин А. Г. и др. Основы управления муниципальным хозяйством: Учеб. пособ./ А. Г. Воронин и др. – М.: Дело. 2008.
  17. Джашитов А.Э. Товарищества собственников жилья. Саратов: Сарат. 
    гос. тех. ун-т, 2000.
  18. Жилищная экономика: учеб. пособие : пер. с. англ. / под ред. Г. Поляковского. М.: Дело, 2006.
  19. Жилищная экономика / пер. с англ. М.: Дело, 1996.
  20. Захарова Е.Ю. Бытовые услуги: реформы и реалии. Новосибирск 
    Новосиб. гос. акад. экономики и управл., 2008.
  21. Зотов В.Б. и др. Жилищно-коммунальный комплекс в системе управления городом. М.: ГАУ, 2006.
  22. Зотов В. Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. / В. Б Зотов. З. М. Макашева. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2002.
  23. Каменева Е.А., Барулин СВ. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. М.: Ось-89, 2003.
  24. Краснова И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2002
  25. Малышков В.И. Потребительский рынок Москвы: вчера, сегодня 
    и ближнее завтра. М.: Изд-во Типография им. А.С. Пушкина, 1997.
  26. Минц И.Г. Экономически обоснованные тарифы как основа планирования финансового обеспечения ЖКХ // ЖКХ. 2008. № 4 С. 82-92.
  27. Муниципальное экономическое развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008.
  28. Организация производства и управления предприятием: учебник 
    под ред. О.Г. Туровца. М.: ИНФРА-М, 2006.
  29. Радина О.И. Методы оценки эффективности объектов бытовой инфраструктуры региона/отв. ред. Н.П. Кетова. Ростов-па-Дону: М-во образования РФ, 2003.
  30. Радина О.И. Социальная инфраструктура как категория региональной 
    экономики // Изв. вузов Сев.-Кавк. регион: Обществ, науки. Ростов-на-Дону, 2003.
  31. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.
  32. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова СПб.: Лидер, 2005.
  33. Талонов А.В. Реформирование муниципального сектора экономики. 
    СПб.: СПб Инж.-эконом, универ., 2007.
  34. Чекалин В. С. Экономика городского хозяйства / учебн. пособие. СПб: 
    СПбГИЭА, 1999.
  35. Чернышев Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. М.: Книжный мир, 2008.
  36. Чернышев Л.Н. Экономика городского хозяйства. М.: Люберецкий 
    рабочий, 2009.
  37. Шумянкова Н. В. Муниципальное управление: Учеб. пособ. – М.: Экзамен. 2004.
  38. Сайт Администрации города Смоленска www. admcity.smolensk.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б.

Процесс управления в организации муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В                                                         УТВЕРЖДАЮ

Глава Администрации

Промышленного района

Города Смоленска

___________М.Н.  Капустин

«___»______________2009г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об  отделе жилищно-коммунального хозяйства

Настоящее Положение  определяет правовой статус, основные задачи, функции, права и обязанности  отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации Промышленного района г. Смоленска.

 

    1. Общие положения

 

1.1 Отдел жилищно-коммунального хозяйства в дальнейшем «Отдел», является структурным подразделением Администрации Промышленного рай она г. Смоленска.

1.2 «Отдел» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, законами РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства Российской Федерации, областными законами, постановлениями и распоряжениями Администрации Смоленской области, Уставом города Смоленска, решениями Смоленского городского Со вета, нормативно-правовыми актами областной, городской и районной Адми нистраций, настоящим Положением.

1.3 Начальник отдела назначается и освобождается от должности Гла вой,   Администрации Промышленного района г. Смоленска, по согласованию с курирующим заместителем,   а специалисты отдела -   по предоставлению начальника отдела.

 

П. Основные задачи и функции отдела

 

2.1. Основными задачи  отдела являются:

- создание  условий для  обеспечения  населения  района коммунально-бытовыми услугами согласно существующим нормам;

- координация деятельности муниципальных служб города, направленных на защиту прав и интересов потребителей;

- создание благоприятных организационных условий для деятельности муниципальных предприятий и ведомств;

- реализация Жилищной реформы;

- контроль за качеством коммунальных услуг.

2.2.   В    соответствии  с изложенными задачами  отдел   выполняет следующие функции:

- контроль за работой ведомственных и муниципальных жилищно-эксплуатационных организаций по эксплуатации жилого фонда и объектов коммунального хозяйства, расположенных на территории района; - сбор информации и внесение предложений по передаче ведомственного жилого фонда, инженерных сооружений, коммуникаций в муниципальную собственность;

- внесение предложений по совершенствованию структуры и улучшению работы жилищно-коммунального хозяйства;

- организация работы по благоустройству территорий с привлечением сил жилищно-коммунальных предприятий, организаций, ведомств, общественности;

- организация и проведение технических, санитарно-эпидемиологических, противопаводковых мероприятий, совместно с городскими службами;

- постоянный контроль за санитарным состоянием территории района, подготовкой и содержанием зон отдыха в период летнего оздоровительного сезона;

- внесение предложений по перспективному развитию района;

контроль за жилищно-коммунальными  организациями по предотвращение чрезвычайных ситуаций в системах жизнеобеспечения района и координация действий по ликвидации их последствий в случае необходимости;

- контроль за техническим содержанием опор линий электропередач, работе уличного освещения;

- организация работы районного штаба по подготовке к зиме;

-    контроль за пуском и отключением тепла согласно распоряжениям Главы города и Главы Администрации района о начале и окончании отопительного сезона;

- контроль за подготовкой детских дошкольных учреждений, школ, поликлиник, больниц, и эксплуатации в зимних условиях;

- контроль за работой специализированных городских служб;

- внесение предложений в план по ремонту и содержанию дорог, контроль: его выполнением;

- контроль за установкой и демонтажем металлических гаражей;

- проведение инвентаризации АЗС, КАЗС, автостоянок в районе;

- контроль за строящимися объектами, объектами самовольного строительства переустройством и перепланировкой жилых помещений;

- внесение предложений по созданию в районе новых муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта и изменению действующих маршрутов;

- работа с председателями уличных комитетов частного сектора по ремонт содержанию дорожной сети;

- подготовка проектов распоряжений по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

- своевременное рассмотрение  устных и письменных обращений  граждан, касающихся вопросов жилищно-коммунального хозяйства;

Информация о работе Совершенствование управления муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства (на материалах Администрации Промышленного района