Совершенствование управления муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства (на материалах Администрации Промышленного района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание

Большая часть населения России живет и работает в городах, создавая и развивая основной экономический, научно-технический и социальный потенциал цивилизации. Именно города, аккумулируя территориальные, природные, социальные ресурсы регионов, создают необходимые условия для эффективной организации и интенсификации процессов социально-экономического развития общества. Это обуславливает исключительное значение разработки, построения и применения современной концепции муниципального управления, полно и всесторонне обеспечивающего социально-экономический прогресс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Городское хозяйство как объект муниципального управления…………..7
1.1. Организация управления городским хозяйством в России ………………7
Состав и особенности управления жилищно-коммунальным комплексом в РФ…………….………………………………………………………………....19

2. Анализ деятельности муниципальных органов управления Промышленного района г. Смоленска в области жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………...38
2.1. Роль и система муниципального управления ЖКХ…..…………………38
2.2. Состояние и проблемы ЖКХ Промышленного района…...………..….….46

3. Проект совершенствования тарифного регулирования в сфере коммунальных услуг.……………........................................................................55
3.1. Механизм и процесс управления жилищно-коммунальной сферой………...55
3.2. Совершенствование тарифного регулирования в проекте «Положения о деятельности Комиссии по формированию цен, тарифов и надбавок»……..59

Заключение………………………………………………………………….…..72
Список источников и литературы…….…………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_(okonchatelniy_variant).doc

— 569.50 Кб (Скачать документ)

Учитывая, что уровень  платежей по отдельным услугам в 2008 году не достигнет 100%, разница в  ценах для населения будет  возмещаться из бюджета города. Таким  образом, уровень платежей граждан  при расчете оплаты среднестатистической семьей по утвержденным тарифам по первой группе домов (со всеми видами благоустройства, включая лифт и мусоропровод) составит 86,6% (в 2007 году – 87,4%) с учетом возмещения из бюджета города разницы в ценах за счет роста нормативов потребления коммунальных услуг. При этом возмещение разницы в тарифах осуществляется за счет средств городского бюджета.

Организация оптимальной схемы управления жилищным фондом означает для жителей города возможность выбора той управляющей организации, которая в пределах заданных ей финансовых ресурсов обеспечит наилучшее содержание жилищного фонда и предоставление жилищно-коммунальных услуг. Главными задачами управляющих организаций и компаний являются:

- эффективное  планирование объемов работ и  услуг на переданном им в управление жилищном фонде;

- заключение  договоров с подрядными жилищно-эксплуатационными организациями и обеспечение выполнения ими договорных обязательств;

- работа с  населением по удовлетворению  потребностей жильцов в жилищно-коммунальных услугах и повышению дисциплины платежей населения.

Для реализации поставленных задач требуется соответствующая организационная структура управляющей компании, которая позволяла бы ей эффективно и качественно выполнять свои функции.

Реализуя  основные целевые функции по обеспечению сохранности и развития жилищного фонда города, управляющие организации осуществляют долгосрочное планирование этой деятельности. Специалисты профессиональных управляющих компаний должны владеть механизмами финансового планирования и управления, отражать их в рамках договорных отношений с собственником жилищного фонда, уметь организовать работу по привлечению согласованных с собственником источников финансирования для обслуживания жилищного фонда. [36]

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проект совершенствования  тарифного регулирования в сфере коммунальных услуг

3.1. Механизм и процесс управления жилищно-коммунальной сферой

 

Существующие в городе Смоленске проблемы, связанные со значительным износом инженерных коммуникаций, а также несоответствие существующих мощностей организаций коммунального комплекса потребностям развития города в среднесрочной перспективе могут быть решены в соответствии с федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в рамках программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Смоленска.

Источниками финансирования инвестиционных программ, являющихся составной частью программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Смоленска могут быть собственные средства предприятий, средства населения (надбавки к тарифам), средства застройщиков (плата за подключение), средства бюджета города, средства регионального и федерального бюджетов (в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы). Наличие комплексной программы – одно из условий участия в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной программы «Жилище». Поэтому наличие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Смоленска на 2007–2010 годы и инвестиционных программ коммунальных предприятий, разработку которых Администрация города завершила в 2007 года, приобретает дополнительную актуальность.

Важнейшей целью  нового механизма управления городским хозяйством служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в жилье, содержании жилищного фонда и жилищно-коммунальном обслуживании. Для достижения этой цели возникает необходимость решения следующих задач:

  • первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех важнейших вопросов развития жилищной сферы; разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственного процесса на экономико-правовой основе;
  • активное включение противозатратных рычагов хозяйствования; внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг;
  • гарантирование надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем жилищной сферы (водо-, тепло-, электро- и газоснабжения);
  • устойчивое ресурсное обеспечение жилищной сферы за счет привлечения централизованных и децентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы городского хозяйства и улучшения системы подготовки кадров.

Механизм управления жилищной сферой должен носить не административно-ведомственный, а индикативный (направляющий) характер, т.е. он должен создавать условия для улучшения жилищных условий, повышения уровня содержания жилищного фонда и качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Основными рычага управления в нем служат экономические (прямые и косвенные) правовые. В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий, хозяйственные договоры, местные заказы и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются местные налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цепы (тарифы) и ряд других. Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований и условий. Они необходимы для организации разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполнение работ, проведения налоговой и финансово-кредитной политики в области управления данной сферой.

Для повышения эффективности  управления системами коммунальной инфраструктуры при Администрации  города создан орган тарифного регулирования  – комиссия по формированию цен, тарифов  и надбавок. В целях реализации положений Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» на орган тарифного регулирования возложены следующие полномочия:

  • подготовка предложений по определению методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
  • оценка доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
  • рассмотрение производственных программ организаций коммунального комплекса;
  • участие в разработке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
  • рассмотрение проектов инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
  • расчет цен (тарифов) для потребителей;
  • расчет тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
  • осуществление мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ.

Тарифная политика в  г. Смоленске разработана с учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации, федерального закона «Об  основах регулирования тарифов  организаций коммунального комплекса», постановления Региональной энергетической комиссии Смоленской области «Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса». Плата за услуги тепло, электро и газоснабжения регулируется Региональной энергетической комиссией.

Предлагаемый  механизм управления жилищно-коммунальной сферой базируется на следующих положениях:

- приоритет  социальных, региональных и муниципальных  интересов над отраслевыми, ведомственными и локальными; ориентация на различные формы собственности в жилищном секторе, включая муниципальную, коллективную и частную; постепенная децентрализация управления и передача ряда управленческих функций в области жилищной сферы на местный уровень — местным органам власти на уровне муниципальных образований, органам территориального общественного самоуправления и т.п.;

- антимонопольная  политика в жилищной сфере;  разделение функций заказчика и подрядчика и привлечение в строительство и эксплуатацию жилья подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе; нормативный принцип ресурсообеспечения и выделение различных уровней обслуживания населения;

- ориентация  на различные источники финансирования: централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы; привлечение средств населения к активному участию в жилищной сфере.

В соответствии с указанными принципами в процессе управления жилищно-коммунальной сферой необходимо учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая пользователей, собственников, заказчиком и подрядчиков. Интересы ведомственных служб, предприятий и организаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований. Этот кардинальный принцип до сих пор не выполнялся, зачастую интересы ведомства-монополисты в жилищной сфере преобладают над интересами потребителей.

Эффективное развитие жилищно-коммунальной сферы  возможно лишь на основе общественной поддержки и привлечения населения к непосредственному участию в данной работе. Речь идет прежде всего oб информировании горожан о содержании проводимых мероприятий и принимаемых направлений развития. Целесообразно организовать обсуждение предлагаемых подходов с привлечением общественности.

Важным элементом  деятельности органов власти города, крупных муниципальных предприятий, частных фирм, акционерных обществ и др. является развертывание маркетинговой деятельности и, в частности, рекламной кампании и пропаганды передовых форм обслуживания. Необходимо повысить уровень пропаганды и одновременно создать надежную экономико-правовую основу для деятельности кондоминиумов в сфере эксплуатации жилья. Могут быть сформированы и друга формы частнообщественных структур в виде товариществ, кооперативов и пр., которые могут развернуть широкую самостоятельную деятельность в сфере содержания подъездов, придомового благоустройства, вывоза мусора, создания спортивных площадок, охраны территории и т.п. Но для этого нужны достоверная информация, соответствующие обоснования, пропаганда, реклама и главное — создание необходимых условий для реализации мероприятий по развитию менеджмента и маркетинговой деятельности в городском хозяйстве.

 

3.2. Совершенствование  тарифного регулирования в проекте  «Положения о деятельности Комиссии  по формированию цен, тарифов  и надбавок»

 

Потребность в повышении  прозрачности процесса регулирования и обеспечение адекватного учета интересов всех заинтересованных сторон на уровне муниципального образования предполагает регулярный пересмотр условий и требований тарифного регулирования в сфере ЖКХ. Тарифное регулирование является одним из основных элементов процесса предоставления коммунальных услуг населению и прочим потребителям. Тариф определяет не только доступность коммунальных услуг, но и их качество, своевременность предоставления, а также уровень развития организации, предоставляющей коммунальные услуги. Помимо прочего, система тарифного регулирования определяет уровень инвестиционной привлекательности коммунального сектора для частных инвесторов.

Тарифное регулирование  является необходимым элементом  в функционировании рынка коммунальных услуг, в силу асимметричности информации, коей располагают различные заинтересованные группы, с одной стороны, и монопольные власти коммунальных предприятий, с другой стороны. Коммунальные предприятия всегда обладают большей информацией о процессе предоставления коммунальных услуг, чем потребители, и, находясь в позиции естественной монополии, могут использовать асимметричность информации и монопольную власть для получения сверхприбыли. В данной ситуации муниципалитет как собственник коммунального имущества, как регулирующий орган и как ответственный за предоставление коммунальных услуг, обязан адекватно учесть нужды коммунального предприятия по обновлению и развитию муниципального коммунального имущества, требования и уровень платежеспособности потребителей, а также уровень инвестиционной привлекательности отрасли. Таким образом, тариф является инструментом балансирования интересов всех сторон, вовлеченных в процесс предоставления и потребления коммунальной услуги.

В силу высокой важности тарифного регулирования для снижения уровня асимметричности информации и эффективного функционирования коммунального хозяйства, необходимо, чтобы система тарифного регулирования:

1. стимулировала коммунальные  предприятия к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

  1. способствовала привлечению инвестиций в коммунальные предприятия;
  2. обеспечивала коммунальным предприятиям формирование достаточного для реализации поставленных перед ними целей объема финансовых ресурсов;
  3. учитывала формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей коммунального хозяйства;
  4. имела встроенные механизмы, позволяющие снизить политизированность процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

Эффективное тарифное регулирование  коммунальных предприятий должно следовать  следующим принципам:

  1. полное возмещение затрат всем участникам процесса предоставления коммунальной услуги конечному потребителю;
  2. оптимизация интересов всех сторон;
  3. последовательность и прогнозируемость изменения тарифов;
  4. публичность и открытость;
  5. единая тарифная политика для всех потребителей, находящихся в рамках одного муниципального образования;
  6. снижение политизированности процесса установления цен.

Информация о работе Совершенствование управления муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства (на материалах Администрации Промышленного района