Совершенствования взаимодействия органов государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание

Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.
XIX в. породил множество теорий местного самоуправления, которые до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на его практическую реализацию. Богатый исторический опыт земского и городского самоуправления, накопленный в России, во многом все еще остается невостребованным.

Содержание

Введение 3
1. Сущность местного самоуправления 6
1.1 Понятие и структура местного самоуправления в РФ 9
1.2 Полномочия субъектов РФ в сфере местного самоуправления 13
2. Проблемы взаимодействия органов государственного и муниципального
управления 17
2.1 Исторический аспект «огосударствления» местного
самоуправления 20
2.2 Организация взаимодействия органов государственного и
муниципального управления в современной России 22
3. Совершенствования взаимодействия органов государственного и
муниципального управления 28
3.1 Пути совершенствования взаимодействия органов
государственного и муниципального управления в Мурманской области 31
Заключение 34
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение                                                                                                                  3

1. Сущность местного самоуправления                                                                6

      1.1 Понятие и структура местного самоуправления в РФ                        9

     1.2 Полномочия субъектов РФ в сфере местного самоуправления        13

2. Проблемы взаимодействия органов государственного и муниципального

    управления                                                                                                         17

      2.1 Исторический аспект «огосударствления»  местного                         

           самоуправления                                                                                      20                

    2.2 Организация взаимодействия органов государственного и

                муниципального управления в современной России                        22           

3. Совершенствования взаимодействия органов государственного и

     муниципального управления                                                                           28

      3.1 Пути совершенствования взаимодействия  органов 

                государственного и муниципального  управления в Мурманской          области                                                                                                    31

Заключение                                                                                                             34

Список используемой литературы                                                                       36

Приложение                                                                                                            38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Проблемы  теории местного самоуправления, его  правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.

    XIX в. породил множество теорий местного самоуправления, которые до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на его практическую реализацию. Богатый исторический опыт земского и городского самоуправления, накопленный в России, во многом все еще остается невостребованным.

    Новый всплеск идей местного самоуправления и их реализации наблюдался в странах  европейского континента в 60—70-х гг. XX столетия. В 1985 г. была принята Европейская Хартия местного самоуправления, принималось национальное законодательство. Значительный интерес к местному самоуправлению возродился в России в 90-х гг., на новом витке ее исторического развития.

    Становление местного самоуправления находится  на самом начальном этапе современного переходного состояния российского  общества. Еще не отработаны концепции  и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.

    В теории и практике наблюдаются два  основных, прямо противоположных  и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в "огосударствлении" местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.

    Эти позиции порождены не чьим-либо субъективным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы.

    Поэтому особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема совершенствования взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

    Научно  обоснованное исследование этой проблемы связано с развитием таких единых фундаментальных основ, на которых строятся российская государственность и самоуправление, как народность, общинность, соборность, коллективизм, духовно-нравственные начала. Исходя из этих основ можно определить самоуправление через призму его взаимодействия с государством - как такой социальный феномен, в котором смыкается государство и общество, через который проходит связующая нить между государством, обществом, народом, индивидом.

    Поэтому важно, чтобы самоуправленческие структуры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выражению А. И. Солженицына, к установлению "государственно-земского строя",1 в котором государственные и самоуправляющиеся начала организации общественной жизни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных территорий и народов - Российский Союз Федеральных округов и республик.

    Исторический  опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.

    Объект  исследование - взаимодействие органов государственного и муниципального управления в Российской Федерации.

    Предмет исследования - пути совершенствования взаимодействия органов государственного и муниципального управления.

    Целью курсовой работы является исследование состояния взаимодействия органов государственного и муниципального управления и определение путей совершенствования.

    Исходя  из цели, можно сформулировать несколько задач курсовой работы. Нам необходимо:

          -изучить теорию  по местному самоуправлению;

          -проанализировать  проблемы взаимодействия органов  государственного и муниципального  управления;

          -выявить пути  совершенствования взаимодействия  органов государственного и муниципального управления.

     В ходе исследования применялись различные  общенаучные методы познавательной деятельности: анализ, синтез,  а  также исторический метод. 

 

1 Сущность местного самоуправления 

     Россия  пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установлений, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы которого все еще не обладают достаточными возможностями для реализации этих правовых установлений, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, предпринимаются как федеральными, так и региональными органами государственной власти и самими органами местного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского и городского самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления.2

     Многие  вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В их числе:

     • отсутствие общепризнанной теории местного самоуправления. Господствующий в обществе конституционный принцип идеологического плюрализма порождает множественность подходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано с недостаточным вниманием к этим проблемам со стороны таких фундаментальных наук, как теория государства и права, философия, политология, социология;

     • непоследовательность практики муниципального строительства -существование различных моделей местного самоуправления, которые зачастую создаются без учета объективно назревших общественных потребностей и интересов местных сообществ, в угоду региональным и местным элитам;

     • противоречивость и незавершенность  правовой основы местного самоуправления, пробелы правового регулирования, отсутствие необходимых основополагающих законов и в то же время множественность подзаконных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху;

     • существующее ныне реальное отчуждение народных масс от публичной власти, отторжение граждан от участия в управленческих процессах, проявление общественной пассивности и политической апатии масс;

     • отсутствие на местном уровне достаточных материально-финансовых средств, необходимого кадрового потенциала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы и повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муниципального управления; недостаточное проведение учебы депутатского корпуса;

     •слабость информационного обеспечения местных самоуправленческих структур; недостаточность пропагандистской просветительской деятельности, направленной на разъяснение широким народным массам феномена местного самоуправления;

     • законодательное закрепление общих  принципов местного самоуправления без учета различных его типов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условиях российских геополитических, пространственных, национальных, демографических особенностей приводит скорее к негативным, чем к позитивным результатам организации самоуправления и муниципального строительства в различных регионах страны; в конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорганизации граждан, живое творчество и потенциал народных масс;

     • отсутствие четкого разграничения  предметов ведения и полномочий местного самоуправления и государственной власти, что нередко на практике приводит к их смешению. Так, многие вопросы местного значения, перечень которых установлен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решаются также и региональными органами государственной власти. Нет такого разграничения и между различными уровнями местного самоуправления, а также между представительными и исполнительными органами местного самоуправления;

     • неоднозначный подход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к принципу разделения властей, распространение его на организацию муниципальной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;

     • нерешенность вопроса о возможности  местного самоуправления для защиты своих прав использовать на федеральном уровне институт конституционного судопроизводства.

     Не  случайно одной из конечных целей  реализации государственной политики в области развития местного самоуправления, утвержденной Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., является создание системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти, которая должна обеспечить: улучшение условий жизни населения; обретение гражданами навыков демократичного взаимодействия с органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности; устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований3.

     Одной из ключевых проблем становления  современной местной власти и современного российского общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития. 
 

     1.1 Понятие и структура  местного самоуправления  в РФ

      Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную  отечественную политическую терминологию. Впервые слова "местное самоуправление" в качестве официального юридического термина появились в 1990 году в союзном Законе "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР".

      Современное легальное определение местного самоуправления дается в ст.2 Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления…» (далее по тексту - Закон). Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Информация о работе Совершенствования взаимодействия органов государственного и муниципального управления