Современное состояние и пути развития системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

В данной работе будут рассмотрены проблемы российской системы образования с точки зрения присоединения к Болонскому процессу. Для чего России нужно было в этом процессе участвовать, какие трудности возникли в ходе реализации принципов Болонского соглашения, а также в третьей главе будут рассмотрена возможности преодоления ряда из описанных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Современное состояние системы образования…………………….4
Практическая часть. Постановка проблемы в сфере современной системы образования. Присоединение России к Болонскому процессу………………………………………………………………..11
Практическая часть: перспективы развития системы образования в России в рамках взаимодействия с Болонской системой образования……………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

КП.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

   по  дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора» 

   на  тему: «Современное состояние и пути развития системы образования » 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнил: студент 

   специальность   курс     группа                                               подпись                     И.О.Фамилия 
 

   Проверил: к.э.н. доцент                               

   Учёная  степень, звание подпись    И.О.Фамилия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Москва  – 2011 

   Содержание 

   Введение…………………………………………………………………….3

  1. Современное состояние системы образования…………………….4
  2. Практическая часть. Постановка проблемы в сфере современной системы образования. Присоединение России к Болонскому процессу………………………………………………………………..11
  3. Практическая часть: перспективы развития системы образования в России в рамках взаимодействия с Болонской системой образования……………………………………………………………23

    Заключение…………………………………………………………………...30

    Список использованных источников………………………………………32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

   Образова́ние  в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

   В Российской Федерации с учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната.

   В последние  годы интенсивно развивается дистанционное образование. Допускается сочетание различных форм получения образования.

   Наряду  с уровнями возможного получения  образования нужно сказать о  взаимодействии России с международным  образовательным сообществом, например с европейским – присоединение России к Болонскому процессу.

   В данной работе будут рассмотрены проблемы российской системы образования  с точки зрения присоединения  к Болонскому процессу. Для чего России нужно было в этом процессе участвовать, какие трудности возникли в ходе реализации принципов Болонского соглашения, а также в третьей главе будут рассмотрена возможности преодоления ряда из описанных проблем. 

   
  1. Современное состояние системы  образования

   В современном  российском обществе налицо рассогласование  таких его

   важных  компонентов, как профессиональное образование, с одной стороны, и  рынок труда – с другой. В  сложившихся обстоятельствах произошла  ориентация профессионального образования  на потребителей своих услуг и  обучение тем специальностям, которые  потребители хотят получить. Таким образом, молодежь и родители стали сочетать две роли в отношении системы профессионального образования: они выступают и его потребителями, и заказчиками. Система образования замкнулась на их запросы, не ориентируясь на потребности рынка труда.

   Результатом отсутствия обратной связи, свидетельствующей  о востребованности подготавливаемых профессиональных кадров, стала практически  полная несогласованность действий системы профессионального образования  и рынка труда. В то же время, очевидно, что система профессионального образования не может быть автономна от работодателя.

   Потенциал профессионального образования, перспективы  его развития находятся в прямой зависимости от спроса на выпускников  профессиональных учебных заведений. Этот спрос обусловлен развитием рынка труда, который формирует социальный заказ на специалиста. К сожалению, указанный спрос изучен пока крайне мало. А отсутствие научно обоснованного анализа спроса и прогнозов потребности в работниках определенного уровня и квалификации приводит к тому, что система профессионального образования, во-первых, отстает от требований рынка труда, во-вторых, ориентируясь на существующую конъюнктуру профессий и специальностей, создает избыток выпускников по некоторым из них, не готовя при этом нужных специалистов.

   Разрешение  столь острой проблемы соответствия рынка профессионального образования рынку труда требует немалых усилий. Эти усилия в значительной мере должны быть направлены на выработку рекомендаций по выработке мер, направленных на совершенствование профессионального образования с учетом интересов и потребностей работодателей.

   По  данным статистики, начальное профессиональное образование характеризуется наименьшей востребованностью среди населения  по сравнению со средним специальным и высшим. В течение всего периода социально-экономических преобразований происходит плавное сокращение как числа учебных заведений, готовящих специалистов соответствующей квалификации, так и численности учащихся в них. Это можно видеть на примере таблиц, рассчитанных по данным Росстата за период с 2005 по 2009 год [4].

   Таблица 1.

   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
        Число учреждений    Численность обучающихся  в них1)    Принято    Подготовлено (выпущено)
   (на конец года)    на  обучение1),    квалифицированных рабочих1)
        всего,    на 10 000 человек    тыс. человек    всего,    на 10 000 человек
        тыс. человек    населения         тыс. человек    занятого  населения
   Все образовательные  учреждения начального профессионального                              
   образования
 2005    3392    1509    106    688    703    105
 2006    3209    1413    99    630    680    101
 2007    3180    1256    89    586    656    96
 2008    2855    1115    79    541    605    88
 2009                              
 

   Из  данных таблиц мы видим уменьшение всех показателей из представленных: количество учреждений, число обучающихся, число принятых и подготовленных. На протяжении 2005 и вплоть до 2008 года востребованность в учреждениях начального образования падает.

   Таблица 2

   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
             (на  начало учебного года)               
   Годы    Число    В них    в том числе обучавшихся  на отделениях    На 10 000 человек
   учреждений    студентов - всего, тыс.человек    населения
             приходилось
             очных    очно-    заочных    экстернат    студентов
             заочных     
             (вечерних)     
        Все образовательные учреждения среднего профессионального образования
   2005/06    2905    2590,7    1960,3    70,7    549,4    10,3    181
   2006/07    2847    2514    1911    64,4    527,3    11,4    177
   2007/08    2799    2408,2    1822,7    59,4    511,4    14,7    170
   2008/09    2784    2244,1    1678    53,3    498,8    14    158
   2009/10    2866    2142,1    1588,9    53,5    484,9    14,8    151
 

   Из  таблицы 2 видно, что по количеству учреждений среднего профессионального образования  ситуация практически аналогичная, показатель лишь немного улучшается в последние годы. Однако количество обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования неизменно уменьшается с каждым годом.

   Таблица 3

   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
                  (на  начало учебного года)          
   Годы    Число    В них    в том числе обучавшихся  на отделениях    На 10 000 человек
   образо-    студентов - всего, тыс.человек    населения приходилось студентов
   вательных          
   учреждений         очных    очно-    заочных    экстернат     
             заочных     
             (вечерних)     
        Все образовательные  учреждения высшего  профессионального  образования
   2005/06    1068    7064,6    3508    371,2    3032    153,4    495
   2006/07    1090    7309,8    3582,1    372,3    3195,9    159,6    514
   2007/08    1108    7461,3    3571,3    352,9    3367,9    169,2    525
   2008/09    1134    7513,1    3457,2    343,7    3540,7    171,5    529
   2009/10    1114    7418,8    3280    323,6    3639,2    175,9    523

Информация о работе Современное состояние и пути развития системы образования