Современное состояние и пути развития системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

В данной работе будут рассмотрены проблемы российской системы образования с точки зрения присоединения к Болонскому процессу. Для чего России нужно было в этом процессе участвовать, какие трудности возникли в ходе реализации принципов Болонского соглашения, а также в третьей главе будут рассмотрена возможности преодоления ряда из описанных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Современное состояние системы образования…………………….4
Практическая часть. Постановка проблемы в сфере современной системы образования. Присоединение России к Болонскому процессу………………………………………………………………..11
Практическая часть: перспективы развития системы образования в России в рамках взаимодействия с Болонской системой образования……………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

КП.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

   Ниже  приведена таблица с данными  социологического опроса, показывающего  отношение к Болонскому процессу в России[8].

   Таблица 4

   Результаты социологического опроса об отношении к Болонскому процессу в России
   «Конвертируемость российских дипломов приведет к утечке мозгов»    25,39% [Голосов: 393]
   «Ослабнет государственный  контроль  над высшим образованием»    16,09% [Голосов: 249]
   «Сократится финансирование вузов»    4,20%   [Голосов: 65]
   «Введение модульного принципа преподавания приведет к сокращению преподавательского состава»    10,92% [Голосов: 169]
   «Увеличится разрыв между довузовским и вузовским  образованием»    3,68%   [Голосов: 57]
   «Возможные  последствия  недостаточно изучены, и именно это больше всего беспокоит»    14,47% [Голосов: 224]
   «Никаких не опасаюсь»    21,12% [Голосов: 327]
   «Другое»    4,13%   [Голосов: 64]
        Всего голосов: 1548
 
 
 
   
  1. Практическая  часть: перспективы развития системы образования в России в рамках взаимодействия с Болонской системой образования
 

   По  мнению участников Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Это то, что называют «общим знаменателем европейского образования». Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.

   Есть  все основания ожидать образовательных  выгод от введения многоуровневой системы  высшего образования. Как мы уже говори ли выше, аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр — магистр — доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Можно ожидать дополнительных потоков студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве.

   При введении многоуровневого высшего образования  в России первый его цикл будет  удовлетворять массовый социальный спрос на высшее образование , а второй — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня .

   Многоуровневая  система высшего образования  более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости рабочей силы. Необходимо гибкое сочетание и сближение процессов обучения и работы, повышение мобильности рабочей силы, гибкие подходы к продолжительности и сочетанию рабочего времени и времени обучения, формам обучения и занятости.

   Многоступенчатая  система высшего образования  лучше всего отвечает потребностям управления информационными потоками в обучении. Система генерации и передачи знаний за последние десятилетия усложнилась, а объем существующих знаний и информации многократно возрос. Сегодня нельзя даже за 5 или 6 лет подготовить человека к профессиональной деятельности на всю жизнь. Подсчитано, что ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний. Принятая в США единица измерения устаревания знаний специалиста так называемый период полураспада компетентности (период снижения компетентности на 50 % в результате появления новой информации) показывает, что по многим профессиям этот порог наступает менее чем через 5 лет, т. е. применительно к нашей системе раньше, чем заканчивается обучение. Решение проблемы видится в переходе на пожизненное образование, где базовое образование дополняется узкопрофессиональными программами дополнительного образования.

   Серьезным аргументом в пользу перехода на многоступенчатую систему подготовки кадров является также давно назревшая проблема диверсификации методологии и методик обучения на разных стадиях профессиональной подготовки. Общие, базовые знания, в рамках программ подготовки бакалавров, и специализированные знания и навыки их применения по отдельным магистерским программам и специализациям — это совершенно различные знания, и методики их передачи становятся все более различающимися. Диверсификация методик обучения по ступеням — нелегкое дело, но она, в конечном счете, обернется более высокой педагогической эффективностью.

   К многоуровневой системе обучения нас подталкивает и потребность расширить возможности  студентов в самостоятельном  и ответственном выборе своего жизненного пути. Тем более что годы обучения далеко не у всех из них безоблачные. Кто-то тяготится ошибочным или вынужденным выбором профессии, у кого-то возникают материальные затруднения или проблемы, связанные с появлением молодой семьи, у кого-то не хватает способностей, появились другие интересы и т.п. Эти обстоятельства часто служат причиной отсева и большого числа «середнячков». И если в авторитарном обществе вузы игнорировали личные обстоятельства таких молодых людей, либо отбрасывая их в «отходы» высшей школы, либо навязывая им жесткие правила социального и профессионального становления, то в условиях демократии и рынка можно и нужно предоставить студенческой молодежи более многообразные шансы самоопределения. Очевидно, что такая система высшего образования лучше отвечает утверждающимся у нас новым социальным идеям и стандартам, она позволит многим молодым людям стать полноценными обладателями диплома бакалавра, прервать на какое-то время учебу и при изменившихся обстоятельствах продолжить ее на магистерском цикле.

   Привлекательные возможности в этом отношении открываются у вузов, которые сейчас работают по конвейерной системе, рассчитанной на «середнячка». Многие профессора и преподаватели согласятся с тем, что в вузах давно назрела потребность в индивидуализации обучения, в отборе и углубленной подготовке одаренных студентов. Вместо того чтобы «тянуть» весь набор студентов по единой программе, невзирая на то что способности и мотивация к обучению у них разные, вузы получают возможность поэтапной селекции обучающихся. На основе базовой программы массового обучения бакалавров формируется модуль элитарной подготовки одаренных молодых людей, желающих и способных освоить более сложные и напряженные программы подготовки магистров, а на этой основе — еще более продвинутый аспирантский модуль подготовки элиты аналитиков и исследователей. «Середнячки» не будут в этом случае тянуть вниз общую планку качества обучения, как это повсеместно наблюдается при одноступенчатом обучении.

   У многоуровневой системы обучения есть еще одно преимущество: она имеет шанс вырваться из плена усредняющей уравниловки. Не секрет, что сегодня многие провинциальные вузы, например в области физики, объективно не могут дать более того, что можно было бы назвать уровнем бакалавра, т. е. уровнем массовой базовой профессиональной подготовки. Тем не менее, выпускают «специалистов», равных по формальному статусу с выпускниками физфака МГУ (которые, кстати, обучаются 6 лет и фактически достигают уровня магистров, правда, теряя на этом долгом пути из-за отсева 20–25 % студентов, которые могли бы быть бакалаврами и, например, не самыми худшими учителями физики в школах). По-видимому, уже назрела необходимость градации вузов по их потенциалу: одни могут и должны готовить бакалавров, т. е. дипломников стандартного уровня по массовым профессиям, другие — преимущественно ориентироваться на более соответствующий их потенциалу уровень магистерской подготовки. Однако для этого нужен переход высшей школы на двухступенчатую систему обучения.

   Несомненным преимуществом такой системы  обучения является и то, что она  лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности, давая возможность студентам комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности «на стыке» существующих специальностей: математик-экономист, юрист-экономист, химик-биолог и т. д. до бесконечности. Гибко реагируя на запросы времени, такая система позволила бы на базе существующего и все еще достаточно качественного естественно-научного образования в сжатые сроки развернуть подготовку кадров по нарождающимся направлениям, например в области биоинженерии, квантовой электроники, углеводородных материалов и др.

   Еще один аргумент — проблема качества образования. Когда вуз готовит специалиста «в никуда», он не получает достаточно сигналов о необходимом профессиональном уровне со стороны работодателей и довольствуется собственными представлениями об этом уровне. Со временем качество профессиональной подготовки снижается, в масштабах же страны проблема качества сегодня необычайно остра.

   Практика  обучения по многоуровневой системе показывает и такое ее преимущество, как прирост научных исследований , в которые успешно вовлекаются магистры, а также рост квалификации профессорско-преподавательского состава, ибо участие в обучении по магистерским программам потребовало значительно более высокого уровня профессиональной подготовки самих преподавателей. В масштабах страны этот эффект может быть весьма ощутимым.

   Еще одним  аргументом в пользу многоуровневой системы образования станет возросшая  привлекательность его для работодателей , а значит, и готовность материально поддержать профессиональную подготовку. Сегодня многие программы профессионального обучения находятся вне системы высшего образования, хотя могли бы быть его наиболее востребованными программами. Например, программы МБА сегодня квалифицируются как программы дополнительного образования, хотя это, скорее, уровень второй — магистерской — ступени образования.

   Престижность  высшего образования в стране будет расти, в частности, под  влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности — у молодежи появится дополнительный стимул для обучения в вузе. К тому же во время обучения в вузах Европы по программам мобильности российские студенты смогут воочию познакомиться с реальными условиями жизни и работы на Западе, что в большей степени позволит им избежать ошибок, принимая решение о поиске работы за рубежом.

   Вступление  России в Болонский процесс может  благотворно сказаться и на состоянии  российской науки — через усиление исследовательского потенциала вузов, через их плановое участие в совместных с европейскими университетами программах исследований.

   Высшее  образование в России станет более  гибким, поскольку многоуровневая система  более демократична. Так как степень  бакалавра — это по-своему самодостаточный диплом, для определенного сегмента российских студентов по их желанию срок получения высшего образования сократится до трех-четырех лет. Выпускники-бакалавры станут быстрее включаться в активную жизнь, в российскую экономику .

   Как нам  представляется, для устранения этих и многих других «подводных камней» необходимо уже сейчас принимать соответствующие организационные меры. Нужны национальные и региональные координаторы, которые будут проводить в вопросах болонских преобразований согласованную политику. Встает вопрос о целенаправленном формировании у российской педагогической общественности так называемой культуры Болонского процесса, которая будет предписывать неукоснительное соблюдение вузами, их преподавателями и студентами определенных принципов. Необходимо централизованное периодическое издание, где будут, прежде всего, освещаться вновь возникающие проблемы и предлагаться способы их решения.

    Один  из важнейших вопросов реформирования в духе болонских принципов развития высшего образования - это создание устойчивой экономической основы преобразований. Ахиллесова пята российского образования - устаревшая материально-техническая база, отсутствие в достаточном количестве современных технических средств и новейших технологий, не решенная пока проблема компьютеризации обучения [9].

   В сфере  компьютеризации вузов необходимо ориентироваться на следующие цели: наличие необходимого количества компьютеров, создания различного рода компьютерных сетей и активного использования возможностей Интернета внутри университета. Необходимо каждую кафедру оснастить (для использования в учебном процессе) минимально необходимым количеством компьютеров. Для этого необходимо обучить студентов и преподавательский состав минимальным навыкам владения компьютером.

   Ключевым  является приведение в России в соответствие с европейскими стандартами оплату труда профессорско-преподавательских кадров. Без этого с коррупцией не справиться. А без преодоления коррупции вряд ли удастся получить международное признание стандартов качества обучения. Повышение оплаты труда позволит также сохранить для работы на университетских кафедрах талантливую молодежь и вернуть ее в вузы.

   Также перспективный путь развития – формирование престижных университетских центров, которые могли бы пользоваться европейской  и мировой славой, признанием.

   Очень перспективные программы поддержки  студенчества финансово-промышленными  группами. Они выдают кредит на образование  под льготный процент по соглашению с конкретными вузами, который  погашается в первые годы после их окончания.

   Важным  аспектом присоединения России к  Болонскому процессу является сертификация контроля качества, который необходимо осуществлять. Таким образом удастся  решить проблему непонимания работодателей  степеней бакалавриата и магистратуры и соответствующие навыки возможного работника, окончившего обучение по системе, отвечающей требованиям Болонского процесса.  К сертификации можно подключить, например, и другие страны. Это также усилит открытость российских вузов, поможет их международному признанию, сняло бы недоверие. В Европе такая взаимная проверка становится весьма распространенной. Она проводится в частности Европейской ассоциацией университетов.

Информация о работе Современное состояние и пути развития системы образования