Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены проблемы российской системы образования с точки зрения присоединения к Болонскому процессу. Для чего России нужно было в этом процессе участвовать, какие трудности возникли в ходе реализации принципов Болонского соглашения, а также в третьей главе будут рассмотрена возможности преодоления ряда из описанных проблем.
Введение…………………………………………………………………….3
Современное состояние системы образования…………………….4
Практическая часть. Постановка проблемы в сфере современной системы образования. Присоединение России к Болонскому процессу………………………………………………………………..11
Практическая часть: перспективы развития системы образования в России в рамках взаимодействия с Болонской системой образования……………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………
Ниже приведена таблица с данными социологического опроса, показывающего отношение к Болонскому процессу в России[8].
Таблица 4
Результаты социологического опроса об отношении к Болонскому процессу в России | |
«Конвертируемость российских дипломов приведет к утечке мозгов» | 25,39% [Голосов: 393] |
«Ослабнет государственный контроль над высшим образованием» | 16,09% [Голосов: 249] |
«Сократится финансирование вузов» | 4,20% [Голосов: 65] |
«Введение модульного принципа преподавания приведет к сокращению преподавательского состава» | 10,92% [Голосов: 169] |
«Увеличится разрыв между довузовским и вузовским образованием» | 3,68% [Голосов: 57] |
«Возможные последствия недостаточно изучены, и именно это больше всего беспокоит» | 14,47% [Голосов: 224] |
«Никаких не опасаюсь» | 21,12% [Голосов: 327] |
«Другое» | 4,13% [Голосов: 64] |
Всего голосов: 1548 |
По мнению участников Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Это то, что называют «общим знаменателем европейского образования». Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.
Есть
все основания ожидать
При введении
многоуровневого высшего
Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости рабочей силы. Необходимо гибкое сочетание и сближение процессов обучения и работы, повышение мобильности рабочей силы, гибкие подходы к продолжительности и сочетанию рабочего времени и времени обучения, формам обучения и занятости.
Многоступенчатая система высшего образования лучше всего отвечает потребностям управления информационными потоками в обучении. Система генерации и передачи знаний за последние десятилетия усложнилась, а объем существующих знаний и информации многократно возрос. Сегодня нельзя даже за 5 или 6 лет подготовить человека к профессиональной деятельности на всю жизнь. Подсчитано, что ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний. Принятая в США единица измерения устаревания знаний специалиста так называемый период полураспада компетентности (период снижения компетентности на 50 % в результате появления новой информации) показывает, что по многим профессиям этот порог наступает менее чем через 5 лет, т. е. применительно к нашей системе раньше, чем заканчивается обучение. Решение проблемы видится в переходе на пожизненное образование, где базовое образование дополняется узкопрофессиональными программами дополнительного образования.
Серьезным аргументом в пользу перехода на многоступенчатую систему подготовки кадров является также давно назревшая проблема диверсификации методологии и методик обучения на разных стадиях профессиональной подготовки. Общие, базовые знания, в рамках программ подготовки бакалавров, и специализированные знания и навыки их применения по отдельным магистерским программам и специализациям — это совершенно различные знания, и методики их передачи становятся все более различающимися. Диверсификация методик обучения по ступеням — нелегкое дело, но она, в конечном счете, обернется более высокой педагогической эффективностью.
К многоуровневой
системе обучения нас подталкивает
и потребность расширить
Привлекательные возможности в этом отношении открываются у вузов, которые сейчас работают по конвейерной системе, рассчитанной на «середнячка». Многие профессора и преподаватели согласятся с тем, что в вузах давно назрела потребность в индивидуализации обучения, в отборе и углубленной подготовке одаренных студентов. Вместо того чтобы «тянуть» весь набор студентов по единой программе, невзирая на то что способности и мотивация к обучению у них разные, вузы получают возможность поэтапной селекции обучающихся. На основе базовой программы массового обучения бакалавров формируется модуль элитарной подготовки одаренных молодых людей, желающих и способных освоить более сложные и напряженные программы подготовки магистров, а на этой основе — еще более продвинутый аспирантский модуль подготовки элиты аналитиков и исследователей. «Середнячки» не будут в этом случае тянуть вниз общую планку качества обучения, как это повсеместно наблюдается при одноступенчатом обучении.
У многоуровневой системы обучения есть еще одно преимущество: она имеет шанс вырваться из плена усредняющей уравниловки. Не секрет, что сегодня многие провинциальные вузы, например в области физики, объективно не могут дать более того, что можно было бы назвать уровнем бакалавра, т. е. уровнем массовой базовой профессиональной подготовки. Тем не менее, выпускают «специалистов», равных по формальному статусу с выпускниками физфака МГУ (которые, кстати, обучаются 6 лет и фактически достигают уровня магистров, правда, теряя на этом долгом пути из-за отсева 20–25 % студентов, которые могли бы быть бакалаврами и, например, не самыми худшими учителями физики в школах). По-видимому, уже назрела необходимость градации вузов по их потенциалу: одни могут и должны готовить бакалавров, т. е. дипломников стандартного уровня по массовым профессиям, другие — преимущественно ориентироваться на более соответствующий их потенциалу уровень магистерской подготовки. Однако для этого нужен переход высшей школы на двухступенчатую систему обучения.
Несомненным преимуществом такой системы обучения является и то, что она лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности, давая возможность студентам комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности «на стыке» существующих специальностей: математик-экономист, юрист-экономист, химик-биолог и т. д. до бесконечности. Гибко реагируя на запросы времени, такая система позволила бы на базе существующего и все еще достаточно качественного естественно-научного образования в сжатые сроки развернуть подготовку кадров по нарождающимся направлениям, например в области биоинженерии, квантовой электроники, углеводородных материалов и др.
Еще один аргумент — проблема качества образования. Когда вуз готовит специалиста «в никуда», он не получает достаточно сигналов о необходимом профессиональном уровне со стороны работодателей и довольствуется собственными представлениями об этом уровне. Со временем качество профессиональной подготовки снижается, в масштабах же страны проблема качества сегодня необычайно остра.
Практика
обучения по многоуровневой системе показывает
и такое ее преимущество, как прирост научных
исследований , в которые успешно вовлекаются
магистры, а также рост квалификации профессорско-
Еще одним
аргументом в пользу многоуровневой
системы образования станет возросшая
привлекательность его для
Престижность
высшего образования в стране
будет расти, в частности, под
влиянием возможности найти
Вступление России в Болонский процесс может благотворно сказаться и на состоянии российской науки — через усиление исследовательского потенциала вузов, через их плановое участие в совместных с европейскими университетами программах исследований.
Высшее образование в России станет более гибким, поскольку многоуровневая система более демократична. Так как степень бакалавра — это по-своему самодостаточный диплом, для определенного сегмента российских студентов по их желанию срок получения высшего образования сократится до трех-четырех лет. Выпускники-бакалавры станут быстрее включаться в активную жизнь, в российскую экономику .
Как нам представляется, для устранения этих и многих других «подводных камней» необходимо уже сейчас принимать соответствующие организационные меры. Нужны национальные и региональные координаторы, которые будут проводить в вопросах болонских преобразований согласованную политику. Встает вопрос о целенаправленном формировании у российской педагогической общественности так называемой культуры Болонского процесса, которая будет предписывать неукоснительное соблюдение вузами, их преподавателями и студентами определенных принципов. Необходимо централизованное периодическое издание, где будут, прежде всего, освещаться вновь возникающие проблемы и предлагаться способы их решения.
Один из важнейших вопросов реформирования в духе болонских принципов развития высшего образования - это создание устойчивой экономической основы преобразований. Ахиллесова пята российского образования - устаревшая материально-техническая база, отсутствие в достаточном количестве современных технических средств и новейших технологий, не решенная пока проблема компьютеризации обучения [9].
В сфере компьютеризации вузов необходимо ориентироваться на следующие цели: наличие необходимого количества компьютеров, создания различного рода компьютерных сетей и активного использования возможностей Интернета внутри университета. Необходимо каждую кафедру оснастить (для использования в учебном процессе) минимально необходимым количеством компьютеров. Для этого необходимо обучить студентов и преподавательский состав минимальным навыкам владения компьютером.
Ключевым является приведение в России в соответствие с европейскими стандартами оплату труда профессорско-преподавательских кадров. Без этого с коррупцией не справиться. А без преодоления коррупции вряд ли удастся получить международное признание стандартов качества обучения. Повышение оплаты труда позволит также сохранить для работы на университетских кафедрах талантливую молодежь и вернуть ее в вузы.
Также перспективный путь развития – формирование престижных университетских центров, которые могли бы пользоваться европейской и мировой славой, признанием.
Очень
перспективные программы
Важным аспектом присоединения России к Болонскому процессу является сертификация контроля качества, который необходимо осуществлять. Таким образом удастся решить проблему непонимания работодателей степеней бакалавриата и магистратуры и соответствующие навыки возможного работника, окончившего обучение по системе, отвечающей требованиям Болонского процесса. К сертификации можно подключить, например, и другие страны. Это также усилит открытость российских вузов, поможет их международному признанию, сняло бы недоверие. В Европе такая взаимная проверка становится весьма распространенной. Она проводится в частности Европейской ассоциацией университетов.
Информация о работе Современное состояние и пути развития системы образования